ИНВЕСТФОНД ПРИБАВЛЯЕТ В ВЕСЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ИНВЕСТФОНД ПРИБАВЛЯЕТ В ВЕСЕ

Объем Инвестиционного фонда в 2007 году составит примерно 180 -190 миллиардов рублей. А осенью объявят первый конкурс на заключение концессионных соглашений по четырем проектам дорожного строительства, которые уже одобрены правительственной комиссией по распределению денег Инвестфонда.

Об этом сообщил вчера замглавы минэкономразвития Кирилл Андросов на пресс-конференции "Новые инструменты государственной инвестиционной политики".

Закон о концессионных соглашениях, создающих условия для развития частно-государственного партнерства, вступил в силу, напомнил Андросов. Но к нему надо было подготовить типовые концессионные соглашения. Теперь эту работу завершили, а "болванка" для дорожных концессий уже утверждена. Есть и четыре проекта, готовых для запуска в концессии. Речь идет о строительстве платных автотрасс Москва - Санкт-Петербург, Западного скоростного диаметра в Питере, дороги Москва - Минск и Орловского тоннеля под Невой. К ним, утверждает Андросов, уже проявили интерес не только отечественные предприниматели, но и солидные западные фирмы. А поскольку инвесторы сами будут привлекать деньги, строить дороги и эксплуатировать их в течение 25-30 лет, то бизнес заинтересован в снижении затрат и хорошем качестве строительства.

Концессионные соглашения, Инвестфонд и особые экономические зоны Андросов назвал вчера основными инструментами государственной инвестиционной политики. И замглавы минэкономразвития охарактеризовал такую позицию государства как "активную". По его словам, только за шесть месяцев этого года объем прямых иностранных инвестиций в Россию составил 26 миллиардов долларов. Размер отечественных вложений он назвать затруднился, но прикинул, что "потенциал частных российских инвестиций составляет сотни миллиардов рублей". Но пока их вложение сдерживает неразвитость инфраструктуры. Участвуя за счет средств Инвестфонда в строительстве автомобильных трасс и железных дорог, аэропортов, линий электропередачи, государство ликвидирует этот пробел и создает предпосылки для развития бизнеса. Инвестиционный фонд, таким образом, становится "катализатором спроса на инвестиции", заметил Андросов. Причем благодаря механизму, заложенному в Инвестфонд, - а одобряются лишь те проекты, куда готовы вложиться частники, - приоритеты определяются с учетом потребностей бизнеса.

Семь проектов, одобренных правительственной комиссией, как уже писала "РГ", получат в этом году около 4 миллиардов рублей. То, что не будут потрачены все 69,7 миллиарда рублей, отложенных в Инвестфонде, не беда, считают в минэкономразвития. "Это свидетельствует о внимательной работе инвестиционной комиссии", - полагает Андросов. А вот если средства окажутся невостребованными в следующем году, это "будет говорить о некачественной работе с заявителями". Но невостребованность Инвестфонду, похоже, не грозит. По прогнозам Андросова, в следующем году на "первую партию" надо будет потратить 35-40 миллиардов рублей, а далее финансирование пойдет по нарастающей. Таким образом, на ближайшую перспективу две трети средств Инвестфонда уже расписаны - одобренные семь проектов, по расчетам Андросова, "съедят" до 60 процентов инвестиционных денег. Так что сейчас, не скрывал Андросов, в минэкономразвития "думают, как увеличить Инвестфонд".

Вчера Андросов повторил и озвученные на прошлой неделе расчеты своего шефа о предполагаемом эффекте от семи инвестпроектов: за десять лет федеральный бюджет получит от их внедрения 364 миллиарда рублей, примерно столько же поступит в казну регионов. И это, по его словам, свидетельство того, что "государственные инвестиции могут быть эффективными, выгодными". Причем на каждый рубль госинвестиций привлекается 3-4 рубля частного капитала. Со всеми инвесторами подпишут соглашения, оговаривающие условия и сроки вложений. В минэкономразвития не намерены превращать Инвестфонд в "очередной источник долгостроя", обещал Андросов.

Кстати, в понедельник прошло очередное заседание инвестиционной комиссии, где сочли заслуживающими господдержки еще три предложения из регионов. Это - строительство железнодорожной ветки Кызыл - Курагино в Республике Тыва, создание платной автодороги "Дон" от Москвы до Краснодара и строительство системы водоснабжения в Ростове и Ростовской области. Причем идея водоснабжения в Ростове - первый инвестиционный проект в сфере развития ЖКХ. А в конце сентября на Кубанском экономическом форуме инвестиционная комиссия собирается рассмотреть еще 3-4 предложения для Инвестфонда.

В октябре же минэкономразвития рассчитывает подвести итоги первого конкурса по созданию туристко-рекреационных зон. На него ожидают не менее 40 заявок. Андросов полагает, что туризм может стать основой развития во многих регионах России. Кроме того, осенью, надеется замглавы минэкономразвития, будет принят закон о портовых экономических зонах. И тогда в начале следующего года можно будет объявить набор претендентов для строительства морских причалов и современных аэропортов. /Российская газета, 9 августа /

***

“Мы изначально не хотели тратить средства инвестфонда в 2006 году”, - довольно неожиданно заявил вчера замминистра экономического развития Кирилл Андросов. Так замминистра объяснил, почему часть из 2,5 млрд. долларов запланированных в бюджете госинвестиций останутся до конца года нетронутыми. “Для нас важнее поиск эффективных инфраструктурных проектов, а также высокое качество экономического обоснования заявок”, - говорит Андросов.

Впрочем, сами претенденты на инвестфонд вовсе не считали 2006 год учебным и работали над региональными инфраструктурными проектами всерьез. Как известно, всего в межведомственную инвестиционную комиссию было подано более сорока заявок.

Требования к инвестиционным проектам у экспертов Минэкономразвития весьма специфические. Претендующие на средства инвестфонда проекты должны быть одновременно инфраструктурными, социальными, масштабными и коммерчески эффективными. Однако даже и в случае редкого сочетания всех условий и требований успех заявкам не был гарантирован. Например, в случае слишком высокой экономической эффективности заявителю могли посоветовать реализовать проект как чисто коммерческий - то есть без привлечения средств фонда. Подобная история случилась, например, с проектом строительства железной дороги “Кызыл - Курагино”, которая должна была сделать доступными для разработки несколько угольных залежей. Сначала эксперты Минэкономразвития посоветовали изменить маршрут дороги, с тем чтобы он прошел рядом с максимальным количеством месторождений. А после того как новая линия получилась достаточно загруженной, посоветовали обратиться к “Российским железным дорогам”. “Ведь РЖД должно быть само заинтересовано в строительстве дороги с большим грузопотоком”, - считают в Минэкономразвития.

Впрочем, нескольким инвестпроектам все-таки удалось получить “добро” от ведомства Германа Грефа. Однако реальное софинансирование из инвестфонда по ним начнется только в 2007 или 2008 году. Пока же инвестфонд будет выполнять функцию стерилизации денежной массы - точно так же, как и его, как выясняется, брат-близнец стабфонд. Тем не менее в Минэкономразвития обещают, что все неизрасходованные в 2006 году средства инвестфонда будут номинально сохранены в госбюджете и перейдут на 2007 год. Таким образом, в 2007 году объем инвестфонда может составить уже 180-190 млрд. рублей. Как пояснил вчера Кирилл Андросов, в 2007 году в инвестфонд могут быть зачислены и средства, сэкономленные за счет досрочного погашения части долга Парижскому клубу. "Сэкономленные проценты от выплаты долга составят около 1,3 млрд. долларов”, - говорит замминистра. "Рассчитываем, что будет принято окончательное решение о направлении этих средств в инвестфонд - принципиально мы договорились об этом с Минфином, но окончательное решение пока не зафиксировано", - пояснил вчера Андросов./Газета, 8 августа /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>