ЕВРАЗИЙСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА НАТО

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЕВРАЗИЙСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА НАТО

Многие эксперты и аналитики, наблюдающие за развитием событий на постсоветском пространстве, резонно отмечают, что Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стала, пожалуй, одним из наиболее эффективных интеграционных механизмов, действующих на постсоветском пространстве. Это неудивительно, в первую очередь потому, что проблемы, находящиеся в фокусе внимания стран – участников ОДКБ с продвижением западного альянса на постсоветском пространстве отнюдь не уменьшаются, а, напротив, становятся все более актуальными.

Вот и на встрече лидеров государств – членов ОДКБ в Минске 23 июня обсуждали, по словам генерального секретаря организации Николая Бордюжи, традиционные проблемы и угрозы: политический и религиозный экстремизм, незаконную миграцию, возможные локальные конфликты. При этом он особо выделил в ряду этих угроз проблему наркотрафика: "пожалуй, главной проблемой сегодня является наркотрафик, причем не только афганского происхождения – существует и серьезная проблема возрастающего притока синтетических наркотиков из Европы".

О проблеме незаконной транспортировки наркотиков говорится уже не первый год. И действительно, у ОДКБ есть большой опыт в этой области. Так, с целью пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории ОДКБ с 2003 г. ежегодно проводит международные антинаркотические операции "Канал". Интересно, что участвуют в этих операциях на только члены ОДКБ, но и представители Ирана, Украины, Азербайджана, Пакистана и Китая. Об эффективности операции свидетельствует тот факт, что за время проведения прошлогоднего "Канала" из незаконного оборота было изъято более 11 тонн наркотиков, в том числе около 550 кг. героина, раскрыто порядка 10 тыс. наркопреступлений, задержано более 5 тысяч человек, связанных с распространением наркотиков. А в ходе операции "Канал-2006" правоохранительными органами стран ОДКБ и государств – наблюдателей из незаконного оборота изъято 19 тонн 285 кг. наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Однако значительно больших успехов в этом направлении можно было бы добиться, координируя антинаркотические операции с силами НАТО, и в первую очередь, с США, которые тоже вроде бы ведут "антитеррористическую операцию" в Афганистане (естественно, она должна подразумевать и борьбу с наркотрафиком, доходы от которого, согласно уверениям, в том числе, множества американских экспертов, являются одним из основных источников финансирования террористических групп).

Совместная борьба с наркоугрозой была представлена в ходе брифинга ОДКБ в Брюсселе в 2005 г. в качестве одного из перспективных направлений сотрудничества НАТО и ОДКБ. Однако никакой реакции не последовало, кроме заявления госсекретаря США Кондолизы Райс о том, что НАТО необходимо больше информации об ОДКБ, и о том, что НАТО по-прежнему "будет отдавать приоритет двусторонним отношениям".

Столь откровенное нежелание со стороны НАТО сближаться с ОДКБ говорит о том, что приоритетом политики западного альянса остается вытеснение России из республик бывшего СССР (вспомним реанимацию блока ГУАМ и американское военное присутствие в составляющих его государствах), а не выстраивание действительно эффективной системы, позволяющей адекватно бороться с "новыми угрозами".

Все это серьезно осложняет военно-политическую обстановку вокруг стран, составляющих ядро ОДКБ, и заставляет их усиливать координацию совместных действий министерств обороны, советов безопасности, создавать новые и совершенствовать имеющиеся элементы совместной военной инфраструктуры, которая уже сейчас в значительной степени нацелена именно на решение задач, связанных с противодействием новым угрозам. Функционирует Объединенный штаб, ежегодно проводятся командно-штабные учения под кодовым названием "Рубеж". Начинается создание объединенного миротворческого контингента ОДКБ, что особенно важно в контексте постоянных требований об интернационализации "замороженных конфликтов" в форме привлечения туда международных (читай: западных) миротворческих контингентов.

Расширяется и состав участников Организации: возвращение в ОДКБ Узбекистана стало логичным в контексте общей корректировки внешнеполитического курса этой страны (особенно это проявилось после кровавых андижанских событий 2005 года).

Одновременно в Минске было подписано Соглашение о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Это позволяет предположить, что начат организационно-правовой этап формирования новой системы коллективной безопасности. Она вероятно, будет дополнительным фактором стабильности в регионе, по-прежнему крайне уязвимом к различным внешним и внутренним вызовам.

При этом особенно важно, что в основу формирования нормативно-правовой и оборонно-политической базы сотрудничества в формате ОДКБ положены принципы взаимного консультирования, а также консенсусного согласования предложений и проектов как на экспертном, так и на политическом уровнях. Некоторые участники ОДКБ имеют программы индивидуального партнерства с НАТО и даже американские военные базы, как, например, Киргизия. Стоит отметить также привлечение научно-экспертного потенциала к формированию стратегических оценок, к подготовке и принятию решений по наиболее перспективным аспектам развития ОДКБ, как активно действующей региональной международной организации [1].

* * *

Параллельно со встречей глав государств – членов ОДКБ в Минске проходил саммит государств организации Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Связь этих двух мероприятий подчеркнул президент Узбекистана Ислам Каримов. "Нас обязывает заново поставить вопрос о членстве в ОДКБ то, что Узбекистан не может остановиться на полпути, и участвовать только лишь в ЕврАзЭС. Это две взаимосвязанные структуры, выполняющие задачи, стоящие перед всеми государствами этих организаций. Кроме того, есть и другой фактор – изменение в глобализации и системе международных отношений", заявил он.

Следует признать успехи в сфере экономической интеграции более скромными, нежели в деле построения системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ. Основной задачей, еще на раннем этапе формирования данной организации, Нурсултан Назарбаев считал разработку унифицированного и максимально упрощенного механизма перемещения товаров по территории Сообщества. Решать эту задачу действительно крайне необходимо, однако сделать это оказалось весьма трудно, прежде всего, из-за вступления государств ЕврАзЭС в ВТО.

В качестве своеобразного прорыва следует считать достигнутую договоренность о подготовке к подписанию документов для создания Таможенного союза. Об этом, в частности, говорил президент Казахстана: "с учетом переговоров о вступлении наших стран в ВТО мы примем решение о подписании этих документов". А по словам генерального секретаря Сообщества Григория Рапоты, для создания Таможенного союза практически все готово, осталось определиться со сроками и темпами.

В целом встречи глав государств ОДКБ и ЕваАзЭС еще раз подтвердили схожесть их экономических, политических, военных интересов, что является прочной основой для продолжения и усиления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям. Это выгодно отличает их от нового ГУАМа и некоего Содружества демократического выбора, появление которых было инициировано внешними по отношению к региону силами и преследует цель создания новых разделительных линий. При этом и ОДКБ, и ЕврАзЭС являются открытыми организациями, готовыми к принятию в свои ряды новых государств./Новая политика, 27 июня /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>