ЛАВРОВ НЕ ПОЧИВАЕТ НА ЛАВРАХ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЛАВРОВ НЕ ПОЧИВАЕТ НА ЛАВРАХ

Министр иностранных дел Сергей Лавров - дипломат кадровый. На своем поприще он прошел огонь, воду и медные трубы. Лавров все знает про международную политику, мировую закулису, знает, как устраиваются международные заговоры и как может вести себя сильный на дипломатическом поприще. И дает отпор. Во всяком случае, так о нем пишут на Западе: кто с уважением, а кто с нескрываемым презрением. Иначе и быть не может, ведь речь идет о внешней политике страны, которая вновь заявляет о своей мощи.

Назначение

Раньше считалось, что из такого солидного и монументального здания, каким является высотка МИДа на Смоленской площади, утечки информации в принципе невозможны. Оттуда их действительно не было. "Утечки" шли из кремлевских коридоров власти. Технологогически это выглядело так: незадолго до представления кабинета Михаила Фрадкова информационные хакеры атаковали министра иностранных дел Игоря Иванова, организовав "вброс" сообщения, что ему грозит отставка.

Называлось несколько причин. Например, что Игорь Иванов- специалист по Европе, выступавший в роли солидного лоббиста более тесных отношений именно с Европейским союзом, "устал". У МИДа появились проблемы с Брюсселем, последние доклады, которые подготовила Европейская комиссия для России, оказывались очень неблагоприятными. Кремль готовил какую-то кадровую рокировку, связанную со смещением акцентов в своей внешней политике. Одновременно среди журналистов поползли слухи о том, что секретарю Совета безопасности Владимиру Рушайло, который собирался в Варшаву, дали понять, что эта поездка не имеет смысла.

А вот Игорь Иванов оказался более информированным: говорят, что он заблаговременно отменил плановую командировку в Дублин - наверное, уже знал, что именно ему предстоит занять кресло секретаря Совбеза. Вскоре стало известно, что новым главой внешнеполитического ведомства России Указом Президента назначен Сергей Лавров, проработавший до этого десять лет постоянным представителем РФ при ООН и представителем РФ в Совете Безопасности ООН.

Тут заработала уже западная пропагандистская машина. Лавров проявлял себя "непримиримым" в международной деятельности, писала американская газета "Вашингтон пост". Газета припомнила множество резких заявлений Лаврова, в которых он отстаивал позицию России по проблемам балканского кризиса. В 2000 году он даже демонстративно покинул заседание Совета Безопасности ООН после того, как представитель Югославии не был допущен к участию в дебатах по Балканскому региону. Он также не раз резко высказывался относительно деятельности Гаагского международного трибунала по военным преступлениям в бывшей Югославии: в частности, он заявил, что трибунал настроен "антисербски", сговорился с НАТО и должен быть закрыт.

Британская газета "Файнэншл таймс" отмечала, что Лавров отличается от других членов путинской команды тем, что "имеет собственную голову". Это назначение газета оценивала как "самый яркий показатель возросшей уверенности России в своей внешней политике". Однако в узком кругу российских дипломатов все же поговаривали, что в данном случае Россия получила профессионального, но "технического" министра иностранных дел. Во всяком случае назначение Сергея Лаврова не квалифицировалось как политическое, из чего делался вывод, что тенденция, когда важнейшие внешнеполитические решения принимаются не в МИДе, а в Кремле, сохраняется.

Бег от "многоподъездной дипломатии"

В российской политической системе предусмотрено, что Президент является творцом внешней политики. Он определяет основные приоритеты. МИД - исполнительная структура, на которую возложена задача координации внешнеполитической деятельности. Однако координировать что-либо можно только при условии, если находишься на вершине пирамиды. Долгое время МИД был где-то посередине. В свое время, делится своими соображениями с корреспондентом "РВ" один из известных российских политологов, процветала так называемая "многоподъездная дипломатия", когда каждое ведомство или крупная финансово-промышленная группировка имели свою внешнюю политику. И часто их интересы не совпадали с государственными. МИДу, конечно, было чрезвычайно сложно говорить о своих правах, занимать ту или иную позицию. Особенно это проявлялось в отношении Закавказья, поскольку здесь поддерживались в различных конфликтах разные стороны. С такой анархией пора было кончать. Поэтому перестановки - назначение Сергея Лаврова главой Смоленской площади, а Игоря Иванова секретарем Совбеза - усиливали внешнюю политику страны.

Тут дело даже не в конституционных позициях, а в личностях, возглавляющих те или иные государственные структуры. Например, в США были времена, когда Совет по национальной безопасности вообще не играл никакой роли. А были времена, когда он превращался чуть ли не в центральное ядро государственного механизма. Например, когда его возглавлял Киссинджер, именно там варилась основная "каша" американской внешней политики. Кстати, американцы часто намекали Москве на то, что у Кондолизы Райс, занимавшей пост помощника президента по вопросам национальной безопасности, нет реального партнера, так как Владимир Рушайло больше занимался внутренними проблемами, нежели внешними.

Теперь создана система Совбез - МИД, которая призвана широко координировать внешнюю политику страны по самому широкому кругу вопросов. Так выстраивается эффективная пирамида. Игорь Иванов и Сергей Лавров фактически работают в тандеме, что ранее абсолютно не просчитывали западные аналитики. Но тут есть и подводные течения. Как ни крути, но Сергей Лавров и до назначения Игоря Иванова главой МИДа серьезно рассматривался в качестве претендента на пост министра. Однако тогда его почему-то "задвинули" на целые 10 лет в Нью-Йорк, что являлось беспрецедентным фактом: обычно дипломат работает на одном месте 4 - 5 лет.

Как делается внешняя политика

Жизнь МИДа вообще и работа дипломатов, в частности, во всех странах покрыта ореолом таинственности. Дипломаты сами отчасти поддерживают такой ореол, претендуя даже на кастовость. Раньше они имели на это полное право, ведь в отгороженной от всего мира стране быть "постоянно выездным" было почетно. Но после развала СССР почему-то дипломатов решили посадить просто на неприличное жалование. Пошли кадровые потери. И не только. Раньше можно было говорить о дееспособном внешнеполитическом механизме. В СССР была развита система обеспечения дипломатической деятельности. На вершине стояло Политбюро, которое принимало основные решения. Кроме того, в Политбюро существовала "пятерка", которая постоянно занималась вопросами военно-стратегическими, связанными с ядерным оружием.

Работал огромный международный отдел ЦК, где были опытные люди, координировавшие внешнюю политику по страноведческим и региональным направлениям. В этой системе были завязаны спецслужбы, международные отделы при центральных печатных и электронных СМИ. Плюс - разветвленная система институтов Академии наук, прямо работавших на ЦК КПСС. Институт США и Канады, Институт Дальнего Востока, Институт востоковедения и т.д. То есть это была система, в которой были заложены элементы механизма обязательной экспертной оценки ситуации.

Сегодня этого нет, только часть той огромной работы распределена между Совбезом и самим МИДом. Стоит ли после этого удивляться, что многие дипломатические действия России иногда носят запоздалый характер, характер всего лишь реагирования на уже происшедшие события. Так было. Однако только недавно, при активных усилиях Игоря Иванова и его преемника Сергея Лаврова стали предприниматься действия, направленные на создание нормального и эффективного внешнеполитического механизма выработки и принятия решений. Появилась система мозговых центров, которые анализируют ситуацию в ближнем и дальнем зарубежье, выдают идеи для высшего руководства. Однако этот процесс должен работать взаимообразно. Высшему руководству страны необходимо самому создавать ситуацию, при которой выработанные идеи могли бы быть востребованы. Сегодня многое стало получаться. И дело, конечно, в том числе в личности главы внешнеполитического ведомства. От его способностей переговорщика многое зависит. Хотя и далеко не все.

Что зависит от министра

Часто аналитическое сообщество поругивает втихаря Смоленскую площадь за отсутствие эффективной внешней политики. "Вот смотрите, как Примаков развернул свой самолет над Атлантикой",- говорил корреспонденту один из аналитиков. Ну и что, ну развернул. Но Западу все же удалось развалить Югославию. Теперь дипломатические и политические бои идут в ближнем зарубежье. Россия по-прежнему определяется, подыскивая достойное место в формирующемся мире, где все больше и больше дают о себе знать процессы глобализации. Однако в отличие от ельцинских времен, Смоленская площадь научилась давать свои бои и перестала отступать. И мир это почувствовал.

Какие внешнеполитические проблемы сегодня решает министр иностранных дел Сергей Лавров? По его словам, с США "нас практически ничего не разделяет в отношении видения стратегических задач, которые стоят перед человечеством в сфере обеспечения безопасности и стабильности. А то, что есть разночтения в методах, это естественно - в спорах рождается истина". Касаясь Европы, министр считает, что она вовлечена во множество геополитических процессов. Однако это не дает ей право уклоняться от ответов на законные озабоченности Москвы, связанные, в частности, с нераспространением оружия массового уничтожения.

Понятно, что наше дело - и ближневосточный конфликт, в котором Москва задействована в качестве коспонсора по мирному урегулированию. Вышли на первый план и проблемы международного терроризма, которые в принципе предполагают качественно иную дипломатию в рамках широкой коалиции. Есть проблемы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выстраивании геополитического равновесия между Китаем и Индией. Одна из приоритетных задач МИДа, считает Сергей Лавров, развитие взаимовыгодных, добрососедских отношений со странами СНГ и продвижение интеграционных процессов в той мере, в которой каждая страна к этому готова. Так что у министра иностранных дел и его коллег на Смоленской площади непочатый край работы./Российские вести, 16 декабря /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>