ПРАВИТЕЛЬСТВО НАМЕРЕНО ПЕРЕДАТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ПРАВИТЕЛЬСТВО НАМЕРЕНО ПЕРЕДАТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

В России социальные услуги населению традиционно предоставлялись бюджетными учреждениями. Сегодня Правительство ищет способы повысить эффективность работы системы социальной защиты граждан. Задуманная реформа бюджетного сектора предусматривает активное использование новых методов предоставления социальных услуг населению, один из которых - размещение социального заказа у некоммерческих организаций.

Надо отметить, что в последнее время принципы функционирования государственного сектора экономики претерпевают значительные изменения во многих странах мира. Меняются и формы предоставления государственных услуг. Реструктуризация бюджетной сферы на региональном и муниципальном уровнях идет в направлении развития принципов дерегулирования, внедрения конкурентных механизмов.

Российское Правительство также определило новые принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003 - 2004 гг. и на период до 2006 г., которые предусматривают применение различных бюджетных инструментов. В первую очередь к ним относятся нормативно-подушевое финансирование, государственный (муниципальный) социальный заказ и другие формы развития конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам между государственными (муниципальными) и частными организациями в сфере, которая традиционно считалась вотчиной исключительно государственных бюджетных учреждений.

При этом реформа должна коснуться и самих бюджетных учреждений. Правительство планирует преобразовать государственные и муниципальные учреждения, способные самостоятельно работать в рыночной среде, в иные организационно-правовые формы: специализированные государственные или муниципальные некоммерческие организации (СГМНО), государственные или муниципальные автономные некоммерческие организации (ГМАНО), хозяйственные общества, некоммерческие организации.

Основная цель привлечения частного сектора к предоставлению муниципальных услуг состоит в улучшении качества услуг, сокращении бюджетных расходов на их предоставление и численности госаппарата. За счет чего это можно сделать?

Считается, что негосударственный сектор обладает серьезными преимуществами, позволяющими снизить стоимость предоставления услуги. Это прежде всего более эффективный менеджмент и наличие конкуренции, побуждающей фирмы или организации снижать затраты. Чем меньше государство занято самим предоставлением услуг, тем больше у него возможностей сосредоточиться на выполнении регулирующих функций, что должно способствовать повышению эффективности выполнения последних. Участие частного сектора в предоставлении государственных услуг позволяет привлечь частные инвестиции, преодолев проблему ограниченных бюджетных ресурсов.

Должна измениться структура расходов по предоставлению услуг: постоянные издержки бюджетного сектора (расходы на содержание оборудования, помещений и др.) трансформируются в переменные издержки заключения договора с некоммерческими организациями, что позволяет сделать социальную политику органов государственного управления более гибкой. Другими словами, в случае изменения политики предоставления социальных услуг (например, если в результате изменения законодательства резко возрастет число получателей помощи) органам государственного управления будет гораздо проще и быстрее заключить дополнительные договоры с частными производителями социальных услуг, чем менять систему производства собственных бюджетных учреждений (закупать оборудование, нанимать новых чиновников, строить новые здания для госучреждений).

Наконец, в случае передачи некоммерческим организациям заказа на предоставление социальных услуг населению, государство избавится от необходимости финансировать целый ряд льгот, предоставляемых муниципальным и государственным служащим, работающим в бюджетных учреждениях.

На первый взгляд, может показаться, что передача права на предоставление социальных услуг населению частному сектору предпочтительнее, чем их традиционное предоставление в рамках бюджетных учреждений. Однако такая точка зрения является весьма поверхностной, в реальной жизни все гораздо сложнее. Необходимо иметь в виду, что привлечение негосударственного сектора к предоставлению социальных услуг может повлечь за собой целый ряд проблем, что требует тщательного анализа.

Во-первых, ограниченные ресурсы, которыми обладают НКО, могут не позволить им охватить весь комплекс необходимых задач бюджетной политики. Во-вторых, у НКО может отсутствовать стимул оказания услуг клиентам из группы риска (например, бомжам, наркоманам, бывшим заключенным и т.п.). А ведь именно наиболее уязвимым гражданам и должна в первую очередь окзываться социальная помощь. Данная проблема особенно актуальна, если финансирование НКО осуществляется на основе нормативно-подушевого финансирования: в этом случае возрастает стимул НКО сократить обслуживание "проблемных клиентов", увеличив количество тех, чье обслуживание не сопряжено с риском. В наибольшей степени подвержено рискам такого рода здравоохранение. Для ликвидации подобных "провалов" рынка необходимо вмешательство государства, в том числе в административном порядке. Это можно осуществить путем предоставления услуг через бюджетные учреждения или СГМНО.

Наконец, у НКО может отсутствовать необходимый опыт работы, и население просто не захочет пользоваться их услугами, предпочтя им "проверенные" бюджетные учреждения.

Еще одним веским аргументом, заставляющим задуматься о целесообразности передачи права на предоставление услуг частному сектору, по крайней мере, в условиях текущего законодательства, является практика "скрытого" субсидирования бюджетных учреждений. Дело в том, что при размещении заказа на конкурсной основе бюджетные учреждения, предоставляющие социальные услуги, и негосударственные организации, которые потенциально способны заняться их предоставлением, изначально поставлены в неравные условия. Ведь на бюджетные учреждения распространяется целый ряд налоговых льгот, которых лишены НКО. Бюджетным учреждениям предоставляются льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, они арендуют помещения по льготным ставкам арендной платы. Несмотря на льготные условия аренды, действующие в отношении НКО, бюджетные учреждения, как правило, находятся еще в более привилегированном положении, во многих случаях полностью освобождаясь от уплаты арендной платы.

Существующее налоговое законодательство также ставит поставщиков социальных услуг разной организационно-правовой формы в неравные налоговые условия, предоставляя ряд налоговых льгот только государственным и муниципальным социальным учреждениям. В частности, согласно статье 149 Налогового кодекса не облагается НДС реализация услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых только государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты. Таким образом, если программа будет исполняться НКО, ее стоимость автоматически увеличится на 18%. Бюджетным учреждениям предоставляются также льготы по налогу на землю, на имущество, на прибыль и другим налогам. НКО, несмотря на социальную направленность своей деятельности, лишены этих и ряда других льгот, предоставленных бюджетным учреждениям, и это необходимо учитывать при выборе поставщиков социальных услуг. Таким образом, при прочих равных условиях стоимость муниципальных услуг, предоставляемых негосударственными некоммерческими организациями, будет выше, чем стоимость услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями, что существенно ограничивает возможность равной конкуренции между поставщиками услуг и проведения конкурса на размещение государственного и муниципального заказа.

Как показывают расчеты независимых экспертов, стоимость предоставления услуги в НКО может быть на 45% выше стоимости услуги, произведенной в бюджетном учреждении. Все это создает видимость того, что услуги бюджетного учреждения дешевле, чем услуги НКО.

Таким образом, если наше Правительство подойдет к реформе социальной помощи с большевистским наскоком, передав все и вся НКО, то стоимость услуг может возрасти в полтора раза, а многие социально не защищенные граждане окажутся просто- напросто лишенными какой-либо помощи. Однако однозначных выводов здесь делать нельзя. Во-первых, существует целый ряд факторов, которые, напротив, неявным образом увеличивают стоимость социальных услуг, производимых бюджетными учреждениями. Это и "социальный пакет", предоставляемый служащим бюджетных учреждений, и необходимость обеспечивать государственных и муниципальных служащих рабочей площадью согласно установленным нормативам (4 - 6 кв. м на человека согласно существующим строительным нормами правилам). НКО не обязаны по российскому законодательству соблюдать эти требования, что позволяет им удешевить себестоимость производимых услуг./Российские вести, 14 октября /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>