ДВАЖДЫ ФРАДКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА


 оглавление     следующая статья >>
ДВАЖДЫ ФРАДКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Госдума второй раз утвердила кандидатуру Михаила Фрадкова на пост председателя правительства. Как и ожидалось, все прошло мирно, а само утверждение носило лишь технический характер. Сегодняшнее событие отличается от предыдущего тем, что уже никто не вспоминал про правительство парламентского большинства, а сама фигура Фрадкова практически не вызывала вопросов. Политический процесс становится полностью программируемым, с минимальными рисками форс-мажорных обстоятельств. Напомним, что нынешнее утверждение Фрадкова в качестве премьер-министра страны должно было стать техническим: тот факт, что именно он будет управлять правительством, стало известно сразу после неожиданной отставки Михаила Касьянова. Тогда фигура Фрадкова вызвала недоумение: до последнего момента не было известно, кого же все-таки внесет президент на пост председателя правительства.

Более того, президент Путин обмолвился о том, что необходимо создавать правительство парламентского большинства, дав надежду партии "Единая Россия" на ее непосредственное участие в формировании нового кабинета министров. По большому счету, все походило на фарс: президент приходит в Госдуму для того, чтобы провести консультации с парламентариями о новом председателе правительства. При этом никакая фамилия не называется. Единороссы предлагают Путину кандидатуру спикера Госдумы Бориса Грызлова и, не получив никакого ответа, воспринимают молчание как знак согласия. Сам президент в течение недели не мог определиться с кандидатурой, оказавшись в весьма непростом с имиджевой точки зрения положении. Казалось, что решение об отставке Касьянова было спонтанным, и никакой заготовки на этот случай у президентской администрации не имелось. Президенту пришлось тянуть время, создавать видимость некоего переговорного процесса с центристами, который стал лишь прикрытием для закулисных переговоров внутри президентского окружения. В публичном пространстве фигура Фрадкова в качестве кандидатуры на пост премьера возникла внезапно на очередной встрече президента с представителями "Единой России". При этом почти никто не мог сразу вспомнить, кто такой Фрадков. Интересно, что закулисные переговоры по кандидатуре премьера велись настолько тайно, что удалось избежать даже всевозможных утечек в СМИ. Сам Фрадков узнал о том, что рассматривается на пост руководителя кабинета министров, только после того как решение об этом было принято.

Исходя из этого, есть несколько принципиальных отличий нынешнего утверждения от прошлого. Во-первых, Фрадков уже проявил себя в новом качестве, а его биография вдоль и поперек изучена. Во-вторых, нет фоновой интриги отставки прежнего премьера Касьянова. Ведь если предположить, что она была спонтанной (а, скорее всего, так и было), то президент находился не в лучшем положении. Ему приходилось имитировать процесс согласований с пропрезидентской фракцией, которая в свою очередь была вынуждена играть в игру президента, при этом полагая, что она участвует именно в согласованиях. Ясно, что выдвижение и утверждение Фрадкова должно было проходить в атмосфере разрушенных надежд "единороссов", которые уже обсуждали свои кандидатуры на посты в новом кабинете министров. Хотя в конечном итоге все это никак не сказалось на утверждении предложенной властью кандидатуры премьер-министра. "Единая Россия" даже решила, что если включить Фрадкова в партию, то будет получено искомое правительство парламентского большинства.

Сегодня все было намного прозаичнее. Заранее было известно, что процедура рассмотрения кандидатуры Фрадкова в Думе - это лишь формальность, которую надо пройти, чтобы не нарушать конституцию. За день до голосования Фрадков провел консультации с "Единой Россией". Конечно, консультациями это назвать нельзя - Фрадков шел вовсе не советоваться. Во-первых, надо было соблюсти минимальные приличия и "уважить" пропрезидентскую фракцию в Думе, которая и обеспечила утверждение его на посту премьера. Во-вторых, "консультации" - это возможность собственного пиара, напоминания обществу о приоритетах, направлениях, задачах и целях премьерской политики.

Сегодня за Фрадкова проголосовало 356 депутатов (в прошлый раз 352), "против" - 72 (58). Как и ранее, против Фрадкова выступили КПРФ и блок "Родина". Теперь главной интригой становится утверждение состава российского правительства (несмотря на то, что переназначение носит формальный характер, некоторые чиновники могут потерять свои места, а сам кабинет претерпеть структурные изменения). В результате Россия получила технического премьера, формально утвержденного формальной Думой, и уже никакие политические препоны не могут стать препятствие на пути предстоящих социальных реформ, которые грозят стать самым серьезным испытанием для российского президента. /Политком.Ру, 12 мая /


 оглавление     следующая статья >>