СПАСТИ ПЕНСИОННУЮ РЕФОРМУ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СПАСТИ ПЕНСИОННУЮ РЕФОРМУ

Михаила Фрадков, еще будучи и.о. председателя правительства, в ходе своего выступления в Госдуме сделал весьма важное заявление, касающееся миллионов россиян. "По всей вероятности, - сказал он, - мы включим этот контингент <мужчин 37-50 лет и женщин 37-46 лет> в накопительную <пенсионную> систему". Как известно, в середине апреля на заседании правительства, на котором обсуждалась налоговая реформа, было принято решение о том, что эта категория граждан будет исключена из накопительной системы. Правительство оказалось перед необходимостью компенсировать выпадение доходов федерального бюджета от снижения единого социального налога, и решить эту проблему планировалось за счет лишения значительной части российских граждан возможности получать более высокие выплаты при выходе на пенсию.

Дело в том, что налоговая реформа рискует лишить федеральный бюджет значительных финансовых средств, что заставляет правительство искать дополнительные источники доходов. На апрельском заседании правительства было принято долгожданное решение о том, что ЕСН будет снижен в 2005 году с 35,6% до 26%. Поступления от ЕСН пополняют резервы Пенсионного фонда, который выплачивает текущие пенсии. Соответственно, снижение налога может привести к тому, что ПФР может не справиться с текущими обязательствами, следовательно, сегодняшние пожилые люди будут получать свои пенсии с задержкой. Образуется задолженность, которая в условиях низких пенсий обострит социальную ситуацию в стране.

Выход был найден, прямо скажем, неоднозначный: Минфин, МЭРТ и Министерство социального развития и здравоохранения предложили отменить накопительную систему для граждан старше 37 лет. Взамен чиновники предложили работникам добровольно отчислять 4% зарплаты на будущие накопления. Правительство приняло эти предложения к сведению, а соответствующие законопроекты отправило на двухнедельную "техническую" доработку. Иными словами, решение было одобрено "по сути", и оставалось лишь доработать его "по форме".

Отмена накопительной системы для граждан старше 37 лет противоречит не только их интересам. Существенно потеряют частные компании, которые лишатся возможности управлять пенсионными средствами этой категории граждан. Тем самым, усматриваются два мощных фактора, которые могли оказать влияние на возможный пересмотр решения правительства: социальный и лоббистский. Заметим, что лица старше 37 лет - это самый "зарабатывающий" контингент, чьи средства в рамках отчислений ЕСН могли резко повысить привлекательность частных управляющих компаний.

Представители УК после апрельского заседания правительства высказали крайнее недовольство пенсионными новациями правительства, заявив о том, что пенсионная реформа и их участие в ней отныне теряют всякий смысл. Под угрозой оказалась сама концепция пенсионной реформы (являющейся для президента одной из приоритетных), которая на фоне прошлогодних событий и вовсе дискредитируется. Напомним, что тогда ПФР не сумел эффективно провести кампанию по информированию населения о возможности доверить накопительную часть своей пенсии частным УК, в результате чего практически все пенсионные средства остались в управлении Внешэкономбанка (к этому, собственно, и стремился тогдашний глава ПФ России Михаил Зурабов, управляющие финансовыми потоками фонда). Более того, частным кампаниям не дали нормальных возможностей для рекламы собственных услуг в управлении пенсионными средствами. Однако все это было скорее "недоработками", обусловленными во многом корпоративно-бюрократическими соображениями. Отмена же накопительной системы для граждан старше 37 лет могло поставить крест на пенсионной реформе в целом.

В этих условиях правительство имело две альтернативы: либо спасать реформу и искать другие источники компенсации выпадающих доходов, либо похоронить реформу ради нынешних пенсионеров. По всей видимости, будет выбран первый путь, и момент для объявления этого был выбран один из самых подходящих - утверждение Михаила Фрадкова председателем правительства. На самом деле в российской политической практике всегда стоит проблема противоречия долгосрочных и краткосрочных задач, причем выбор, как правило, делается в пользу последних, в ущерб стратегическим целям. Хотелось бы верить, что в итоге планирование все же станет долгосрочным, и все реформы будут начинаться и доводиться до конца, несмотря на текущие издержки. /Политком.Ру, 13 мая /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>