МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ЗА ГОСМОНОПОЛИЮ НА АЛКОГОЛЬ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ЗА ГОСМОНОПОЛИЮ НА АЛКОГОЛЬ

Административная реформа может дорого обойтись российским потребителям. Чиновники готовят себе запасные аэродромы, на которые не только пытаются перевести "излишки" полномочий своих ведомств, но и создают под них новые. Министерство по экономическому развитию и торговле на этой неделе начало согласование концепции развития алкогольного рынка страны, предполагающей введение госмонополии на оборот спирта под контролем специально созданного "учреждения". Вместе с министерством за монополию выступает и Счетная палата. По сути речь идет о создании посредника, который будет закупать спирт у заводов и перепродавать его ликероводочным предприятиям. Чиновники знают, как зарабатывать легкие деньги.

Концепция политики Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обсуждалась на коллегии Минэкономразвития (МЭРТ) еще в сентябре 2001 года. С ее положениями в принципе коллегия согласилась, но отправила ее на доработку. Доработали. По информации "Известий", на этой неделе концепция была направлена МЭРТом в другие ведомства и министерства для ознакомления. От первоначального варианта она отличается не сильно, главное сохранилось - введение госмонополии и создание для этого специального учреждения. Одна из версий реанимации документа сводится к тому, что министерства в преддверии административной реформы пытаются "застолбить" за собой хозяйственные функции и устраивают передел контроля за прибыльными отраслями. В концепции говорится: "Для легализации алкогольного рынка... предлагается комплекс мер, основой которого является переход к государственной монополии на оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции". "Эта работа должна выполняться некоммерческой государственной организацией, не являющейся участником рынка, - продолжают разработчики концепции. - ...Такой организацией могло бы быть учреждение". Иными словами, это учреждение будет закупать спирт у спиртзаводов и продавать его ликероводочным предприятиям.

В пресс-службе Минэкономразвития на просьбу журналиста "Известий" рассказать о судьбе концепции предложили составить официальный запрос и терпеливо ждать на него ответа. А один из авторов концепции, замначальника управления регулирования рынков алкоголя и табака МЭРТ Михаил Доценко, отказался комментировать документ, сославшись на отсутствие у него подобных полномочий.

Надо сказать, что экономическое ведомство неодиноко в своих предложениях. В октябре 2003 года председатель Счетной палаты Сергей Степашин направил письмо президенту, в котором настойчиво предлагал ввести монополию на оборот спирта. Оба ведомства считают, что эта мера увеличит поступления алкогольных акцизов в госказну и сократит объемы нелегальной продукции на рынке.

По данным Госкомстата, сейчас в России работают 534 ликероводочных предприятия. В 2002 году они произвели 138,6 млн декалитров (дал) водки, а в 2003 году - 134,9 млн дал. Но, как считают в МЭРТ, эти цифры далеки от реального производства. Учитывая данные о потреблении и продажах водки, общий объем производства будет составлять более 300 млн дал в год. Министерство также подсчитало, что существующие в России производственные мощности могут выпускать более 650 млн дал в год при односменной работе, а для производства учтенной продукции используется всего около 20% мощностей. "Оценка неучтенного (нелегального) производства водки с использованием данных о потреблении, продажах, мощностях говорит о годовом теневом обороте этой продукции в России в объеме более 165 млн дал", - утверждают авторы концепции.

Главный способ контролировать ситуацию - акцизные сборы. Но он оказался далеко не самым эффективным. И участники рынка, и его контролеры едины во мнении: с каждым увеличением акцизной ставки на водку растет число "теневиков" и их доходы.

Государство уже предпринимало шаги по наведению порядка на алкогольном рынке. В 2000 году заработало федеральное государственное унитарное предприятие "Росспиртпром", в конце 2001 года появилось федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт". "Росспиртпрому" передали все водочные и спиртовые предприятия с государственной долей собственности (всего 137), а "Союзплодоимпорту" достались 17 торговых знаков водок, среди которых "Столичная" и "Московская".

А в конце прошлого года та же Счетная палата обвинила "Союзплодоимпорт" в неэффективном использовании торговых знаков. "От того, что "Союзплодоимпорт" насобирал водочные марки, государству ни холодно ни жарко: доходов от этого бюджет еще не видел", - говорят аудиторы. И если у "Союзплодоимпорта" еще есть время исправить недочеты, то "Росспиртпрому" все чаще и чаще вменяют в вину "профнепригодность". В концепции МЭРТ говорится, что спад производства как по спирту, так и по водке затронул именно предприятия с госсобственностью. Так, за 9 месяцев 2003 года по сравнению с соответствующим периодом 2002 года снижение объемов производства составило по этиловому спирту в крупнейшем ОАО "Туласпирт" 32,7%, в ОАО "Кедр" - 75,7%. Снижение по водке на московском заводе "Кристалл" составило 77%, на самарском "Роднике" - 77,2, на иркутском "Кедре" - 51,2%.

Госмонополия на оборот спирта также вряд ли приведет к желаемым результатам. Как говорят участники рынка, концепция не предусматривает монополии на производство спирта и предполагает перенос акциза с производства водки на спирт. Последний подорожает, ликероводочные заводы будут для статистики покупать спирт у будущего госучреждения, а остальное "в серую" - у производителей спирта напрямую. Нелегальный оборот от этого, понятное дело, только увеличится. "Кроме всего прочего, учреждение будет определять, кому выдать спирт, а кому - нет, - говорит представитель одного из ликероводочных производств. - И такой субъективный подход - большая возможность для коррупции". /Известия, 28 января /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>