АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ЗАБЛУДИЛАСЬ В ЧИНОВНИЧЬИХ КАБИНЕТАХ


 оглавление     следующая статья >>
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ЗАБЛУДИЛАСЬ В ЧИНОВНИЧЬИХ КАБИНЕТАХ

Премьер Михаил Касьянов поручил министерствам представить к 5 мая предложения по сокращению избыточных контролирующих функций исполнительных органов федеральной власти. Этот вопрос в повестке заседания кабинета 15 мая. Минэкономразвития заявило в среду, что свои предложения в кабинет министров представило, хотя в Белом доме говорят, что пока таких материалов не видели.

Составленную правительством и одобренную президентом концепцию административной реформы назвали революционной. Как это часто случается с революциями и реформами, в теории картина светлого будущего выглядит очень привлекательно, а путь к нему кажется легким и приятным.

Государство - теоретически - добровольно отказывается от избыточных функций и отдает частному сектору свою многочисленную и плохо управляемую собственность. На месте неповоротливой бюрократической машины создается логичная система госорганов с разделенными сферами ответственности и полномочиями, которые исполняют классные профессионалы, прошедшие конкурсный отбор.

Революция должна завершиться в 2004 году. Но уже первые попытки реализовать эти планы показали, что административная реформа грозит стать самым трудноосуществимым из всех начинаний кабинета Касьянова.

Министрам еще в январе было предложено добровольно снять с себя часть полномочий и обосновать, почему это необходимо сделать. После месяца размышлений ведомства сообщили генподрядчику по административной реформе - Минэкономразвития - об отсутствии у них дублирующих и тем более избыточных функций. Единичные проявления сознательности вроде признания Минобразования в том, что оно избыточно изучает рынок труда, и готовности Минтруда отказаться от составления бюджетов фонда занятости (он упразднен в 2001 году) премьера не впечатлили.

Еще меньше его удовлетворила работа ведомства Германа Грефа. Касьянов обвинил подчиненных в "формальном и легковесном подходе" к решению поставленной президентом задачи.

Чтобы ускорить процесс, премьер предложил разбираться с министерствами и их функциями "поэтапно и поведомственно". Выбрать два-три объекта и обкатать на них реформу. Замминистра экономического развития Михаил Дмитриев на это заметил, что функции министерств и ведомств слишком тесно переплетены и изменение в 2-3 учреждениях без комплексной реформы всех федеральных органов исполнительной власти "малорезультативно и зачастую невозможно".

Более того, специалисты министерства признали "такой подход" (то есть подход Касьянова) "противоречащим провозглашенному правительством принципу административной реформы - разделение правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций".

Тем не менее пожелание премьера было выполнено. Минэкономразвития в апреле представило в Белый дом предложения по упразднению Госкомрыболовства, Росгидромета и Роспатента. Аппарат правительства составил отзыв, в котором заявил, что названные избыточными и несвойственными функции трех ведомств таковыми не являются, а предложения по их упразднению недостаточно обоснованны. Возможность осуществления функций Госкомрыболовства и Росгидромета "за счет вакантных должностей и служебных помещений в министерствах" была названа "нереальной".

К первым числам мая подчиненные Германа Грефа сочинили некий документ, обобщающий предложения министерства по реформе. По неофициальным данным, чиновники из МЭРТ обозначили 500 функций, которые предлагают считать избыточными.

В самом Минэкономразвития "Известиям" не смогли описать базовые положения нового документа, ссылаясь на отсутствие начальства: и глава министерства Герман Греф, и его заместитель Михаил Дмитриев - в отъезде до 12 мая.

Премьер сетует, что за три месяца обсуждения административной реформы не получил от подчиненных ни одного "серьезного" предложения, и по-прежнему ждет от подчиненных "серьезных" предложений. От "поведомственной" настройки правительство решило отказаться. Теперь Касьянов предлагает начать реформу министерств с пересмотра их контролирующих и надзорных функций как наиболее вредных для экономического развития страны.

"Если министры не представят чего-то, заслуживающего внимания, мы будем изучать предложения других организаций", - говорит Касьянов.

К подготовке предложений по административной реформе подключился Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Представители РСПП отдельно обсуждали эту тему и свои предложения с президентом и премьером.

Основные разногласия между предпринимателями и Минэкономразвития сводятся к вопросу о необходимом количестве министерств. Минэкономразвития предлагает оставить 15-17 министерств (сейчас их 23), РСПП настаивает на 8 и требует при этом полностью отказаться от отраслевого подхода к формированию правительства. Эти восемь министерств (МВД, МИД, Минобороны, Минфин, Минэкономики, Минюст, Министерство труда, социальной защиты и здравоохранения, Министерство науки, образования и культуры), по замыслу РСПП, должны выполнять исключительно функции нормативного регулирования.

Дискуссии о том, сколько министров нам нужно - 8, 10 или 17, напоминают спор двухлетней давности об оптимальном количестве вице-премьеров. Кто-то тогда настаивал на одном зампреде правительства и даже предлагал менять Конституцию, в которой записано "вице-премьеры". Касьянов соглашался на трех замов, но, посовещавшись с юристами, решил, что при нынешнем объеме обязательств правительства трех заместителей ему будет недостаточно.

В течение года после снятия с вице-премьерской должности Ильи Клебанова Касьянов работал с четырьмя заместителями. Сейчас вице-премьеров снова стало пять, и этот шаг в Белом доме тоже называют началом административной реформы./Известия, 5 мая /


 оглавление     следующая статья >>