НЕФТЬ И ВЫБОРЫ - ДВЕ ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМЕШАТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ПРАВИТЕЛЬСТВА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НЕФТЬ И ВЫБОРЫ - ДВЕ ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМЕШАТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Вчера правительство одобрило свои финансовые планы на предстоящие два года. Доходы федерального бюджета, в нынешнем году ожидающиеся на уровне 2,5 трлн. руб., в 2004 году достигнут 2,7 трлн., а в 2005-м - 3 трлн. руб. Поскольку ВВП прогнозируется постоянно растущим, нагрузка бюджетных доходов на ВВП уменьшится с 19,5% ВВП в нынешнем году, до 17,3% в 2005 году. То же самое можно сказать и о так называемом бюджете расширенного правительства, который включает в себя бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Небольшой номинальный рост доходов расширенного правительства произойдет на фоне уменьшения их удельного веса в ВВП - с 36,3% в текущем году до 33,8% в 2005-м. Таким образом, величина бюджетного бремени должна вернуться на уровень 1999 года.

Как разъяснил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, политика правительства будет заключаться в том, чтобы сохранить государственные расходы на том уровне, которого они достигли к настоящему времени. Если это намерение удастся реализовать, то за счет хозяйственного роста бюджетная нагрузка на экономику будет постепенно уменьшаться. Однако, хотя общий объем госрасходов и законсервируют, это не означает, что нас не ждут перемены в структуре расходов. Как отметил Кудрин, направление расходования финансовых средств еще предстоит пересмотреть с учетом определенных правительством приоритетов. Таковых пока четыре - национальная безопасность, образование, здравоохранение и наука. Отдельные разделы бюджета будущего года кабинет министров рассмотрит на своем заседании 5 июня.

Поскольку налоги уменьшатся, государству придется искать дополнительные неналоговые доходы. В ближайшие два года правительству предстоит активно привлекать внутренние и внешние займы, а также пытаться получить дополнительные средства от приватизации предприятий и продажи госзапасов. Важнейшим из этих источников являются займы на внутреннем рынке, которые должны принести казне за два ближайших года более 560 млрд. руб.

Курс рубля по отношению к доллару будет постепенно снижаться. Федеральный бюджет на будущий год рассчитают по курсу 32,9 руб./1 долл., а на 2005-й - по курсу 33,8 руб./1 долл. "Таким образом, - сказал Кудрин, - рубль ослабнет в номинальном выражении, и это как раз та политика, которая не позволит уменьшить конкурентоспособность наших компаний".

В рамках бюджета будущего года наконец заработает так называемый стабилизационный фонд. Эта новация в нашей бюджетной политике возникла из-за того, что Минфин пользуется двумя прогнозами цен на нефть - пессимистическим и основным. По основному прогнозу Минфина нефть марки Urals в будущем году будет стоить в среднем 22 долл. за баррель. Но бюджет будущего года /так же, кстати, как и бюджет этого/ удастся выполнить даже при условии, если нефть будет стоить всего 20 долл. за баррель. Поэтому все доходы казны, возникающие в результате превышения цен на нефть над двадцатидолларовой планкой, будут поступать в стабилизационный фонд. Если Минфин не ошибся в своем основном прогнозе и нефть действительно будет держаться на уровне 22 долл., то в 2004 году стабилизационный фонд вырастет на 94 млрд. руб.

Премьер-министр Михаил Касьянов вчера заявил, что возможность планировать государственные финансы на два года вперед возникла благодаря стабильному развитию экономики в последние 3 года. От того, будет ли экономика и дальше развиваться без кризисов и катастроф, зависит, приобретет ли реальное значение трехлетний план, одобренный правительством. А плану грозит опасность с двух сторон. Во-первых, цены на нефть могут все-таки упасть на уровень, гораздо меньше приемлемых для нас 20 долл. за баррель. Во-вторых, оппозиция может усилить политическое давление на правительство, утверждая, что на фоне стоящих перед властью сложных социально-политических задач сокращать расходы аморально и опасно. И это кроме прочего означает, что реализуемость финансового плана во многом зависит от исхода предстоящих парламентских выборов./Независимая газета, 30 апреля /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>