ВЫБОР ПУТИНА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ВЫБОР ПУТИНА

Президент Владимир Путин подходит к середине своего президентского срока, и наблюдатели подводят предварительные итоги проводимых под его началом экономических реформ. Общественное мнение (как всегда в России) стремительно меняется, переходя из крайности в крайность. От годичной давности разочарования по поводу неспособности Путина в полной мере воспользоваться результатами победы на выборах оно переходит к восхищению бурной деятельностью летом и осенью 2001-го, а затем снова к скептицизму. Сообщается, что президент Путин поручил разработать более решительную стратегию к предстоящему выступлению перед Федеральным собранием. В связи с этим раздались призывы к новым экспериментам по вмешательству государства в экономику.

В нынешней экономической ситуации пессимисты действительно найдут массу поводов для обоснования своих взглядов. Распадающаяся инфраструктура и социальная сфера, всеобщее обнищание и низкая продолжительность жизни, вмешательство государства в экономику и переплетение интересов сросшегося с государством капитала и коррумпированных чиновников - это лишь некоторые из российских болезней.

Несмотря на эти проблемы, на масштабность и сложность предстоящих задач, мы, как и другие наблюдатели, признаем впечатляющее продвижение вперед. В числе достижений 2001 г. - масштабные реформы налоговой и судебной системы, замена советских Трудового и Земельного кодексов, пакет мер по дебюрократизацию экономики, новая пенсионная система. По сравнению с этими реформами программа на 2002 г. выглядит более узконаправленной и технической, однако весьма важной. Акцент в ней сделан на законе о банкротстве, новом Таможенном кодексе, законе о стандартизации и сертификации, налогообложении малого бизнеса и реформе электроэнергетики. Реализация этих планов сделает 2002-й еще одним хорошим годом.

Однако почти ничего не происходит в сферах, наиболее важных для российских попыток поддерживать быстрые темпы роста. Это сферы, прочные позиции в которых занимают противостоящие реформам лоббистские группы. Продвижение вперед в них критически зависит от способности преодолеть это противостояние. Долгосрочная программа правительства предусматривает проведение в этих областях решительных реформ, но они рассчитаны на длительный срок. Многие из важнейших мер отложены на период после парламентских и президентских выборов. Мы полагаем, что более смелая стратегия, которую ищет президент Путин, должна включать более скорую реализацию этих реформ.

Почему эти реформы столь важны? В российской экономике по-прежнему доминируют крупные предприятия, часто сфокусированные на использовании своего монопольного положения для получения сверхприбылей, защищенные от конкуренции и не имеющие стимулов для разработки новых продуктов. Тогда как опыт реформ в других бывших соцстранах показывает, что быстрый и устойчивый рост связан с возникновением новых динамичных малых и средних предприятий, что экономическая политика успешна только тогда, когда устраняет препятствия на пути их развития. Однако доля подобных предприятий в России по-прежнему низка и не увеличивается. Если Россия не добьется успехов в этой сфере, наблюдаемое оживление экономики замедлится, как только будут полностью задействованы свободные мощности в несырьевых отраслях (что произойдет довольно скоро) , и рост экономики по-прежнему будет зависеть от колебаний цен на нефть.

Наиболее серьезное препятствие на пути создания и развития новых предприятий - все еще сильное вмешательство государства в экономику, особенно на региональном и местном уровнях. Всеобъемлющая система лицензирования, проверок и разрешительной документации, значительные энергетические и железнодорожные субсидии привилегированным компаниям - все это открывает перед коррумпированными чиновниками возможность получения непомерных взяток у желающих открыть свой бизнес или у тех, кто стремится не допустить конкурентов на рынок.

Каковы же первоочередные задачи реформ?

Реформа государственной службы и административная реформа. Они принципиально важны в плане преодоления сращивания капитала с государством и улучшения условий для создания новых предприятий. Эти реформы должны включать ликвидацию дублирующих деятельность друг друга административных единиц, сильное сокращение штата и заметное повышение зарплаты оставшимся чиновникам. Без проведения этих мер дебюрократизация и налоговая реформа не дадут серьезного улучшения инвестиционного климата.

Реформа естественных монополий. Пожалуй, одним из основных источников огромных прибылей для менеджеров этих монополий является предоставление "своим" компаниям доступа к транспортировке энергоресурсов и железнодорожной инфраструктуре по заниженным ценам. Это создает непреодолимые барьеры для конкуренции и уводит предпринимательскую активность от продуктивной деятельности. Новое руководство "Газпрома" и МПС приняло большинство необходимых мер по прекращению злоупотреблений. Однако в этих отраслях и в электроэнергетике местные власти и влиятельные олигархи остаются серьезной оппозицией реформам.

Либерализация внешней торговли. Быстрое вступление в ВТО стало приоритетом экономической политики. Нарастает противостояние этому со стороны предприятий, существующих благодаря протекционистским барьерам. Принятое недавно решение о запретительных пошлинах на ввоз подержанных автомобилей - пример влиятельности этой оппозиции. Одна отрасль за другой будут в ближайшие годы последовательно тестировать способность правительства противостоять лоббистскому давлению.

Банковская реформа. Развитие устойчивой банковской системы потребует много времени, но правительство должно начать с реформирования по-прежнему доминирующих государственных банков, которые остаются каналами передачи ресурсов крупным компаниям, часто имеющим хорошие связи среди политиков. Пример - выданные недавно крупные ссуды "Газпрому" и РАО ЕЭС. Такая практика отнимает финансовые ресурсы у мелких и средних предприятий.

Пока эти реформы не начнут активно проводиться, уже начатые преобразования вряд ли обеспечат необходимые для быстрого роста инвестиции. Поиск президентом Путиным решительной стратегии должен трансформироваться в решимость правительства продвигать и расширять эти реформы, преодолевая давление лоббистских групп. Недостаточный прогресс в освобождении экономики от всепроникающего влияния государства остается фундаментальной проблемой. Поэтому будет досадно, если поиск быстрых решений приведет к повторению экспериментов по вмешательству государства в экономику, пусть и в менее драконовской форме.

Борьба с лоббистскими группами - задача не из легких, особенно накануне выборов. Не следует ставить нереальные, завышенные требования к юной российской демократии. Однако тот факт, что лоббистские интересы сдерживают проведение важнейших реформ, означает: успех в значительной мере зависит от готовности власти противостоять их давлению.

Авторы - директор Второго Европейского департамента МВФ, глава Московского представительства МВФ. /"Ведомости", 15 апреля /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>