ПАПРЛАМЕНТ ЗАЩИЩАЕТ РУССКИЙ ЛЕС

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ПАПРЛАМЕНТ ЗАЩИЩАЕТ РУССКИЙ ЛЕС

Общественная дискуссия вокруг проекта нового Лесного кодекса, который разрешает передавать российский лес в частную собственность, переросла в настоящий конфликт между законодателями и правительством. Категорически против кодекса высказались вчера представители региональных властей: они боятся, что лесные угодья будут скуплены на корню финнами, китайцами и нефтяными олигархами. Двумя днями ранее с резкой критикой кодекса выступили и депутаты. В результате прохождение документа через Думу и Совет Федерации находится под большим вопросом. Кроме того, противники правительственного кодекса утверждают, что на их стороне президент.

'Против вас все губернаторы и законодатели'

Проект нового Лесного кодекса правительство в целом уже одобрило. В середине апреля после доработки оно намерено обсудить этот проект вторично, после чего сразу же отправить в Государственную думу. Уже сейчас можно предсказать, что законодатели встретят кодекс неласково: большинство членов Думы и Совета Федерации категорически не согласны с основными положениями документа. Их три: лес разрешается передавать в частную собственность (в том числе иностранным компаниям и частным лицам); распределяться участки будут только через аукционы; управление лесным хозяйством будет осуществляться на федеральном уровне (впрочем, полномочия могут делегироваться регионам).

“В Конституции прямо указано, что собственность может быть не только федеральной, но и принадлежать субъектам, - возмущался вчера на Совете законодателей в Совете Федерации председатель Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин. - Почему же тогда лес не может принадлежать субъектам? Надо установить для центра и регионов равные полномочия!” “Против вас (разработчиков кодекса из Минэкономразвития. - ГАЗЕТА) все губернаторы и законодатели, - поддержали Истомина остальные законодатели. - Какие права при вашем кодексе будет иметь региональная власть? Мы, законодатели, вообще оказываемся выдернуты из процесса”.

Замминистра экономического развития и торговли Мухамед Циканов пытался объяснить, что совсем лишать полномочий регионы никто не собирается: именно региональные власти будут организовывать аукционы, на которых участки будут передаваться в аренду. Регионы будут проводить и лесоустроительные работы, а федеральные власти - только контролировать соблюдение законодательства. “Аллергической реакции на передачу полномочий от центра регионам у федеральной власти нет, - оправдывался Циканов. - Наоборот, задача кодекса - максимально сгрузить полномочия регионам”. Но сенаторы чиновнику не верили, настаивая на получении не каких-то непонятных делегированных полномочий, которые центр “может дать, а может и не дать”, а конкретных прав распоряжаться лесом на территории своего субъекта, в том числе права решать, какие компании допускать к работе в лесу.

'На эти деньги покупаются чиновники'

По той же причине норма о распределении участков только через аукционы, а не через конкурсы (как это в основном делается сейчас) сенаторам тоже не нравится. В Минэкономразвития настаивают на аукционах как наиболее прозрачном механизме. “Конкурсы - это один из основных способов коррупции чиновников, - объяснял Мухамед Циканов. - Это закрытая комната, закрытые конверты, непонятные условия, ограниченное число людей, которые принимают решения и которых легко купить”. По словам замминистра, сейчас 70% лесных угодий распределяется административными решениями: стоимость кубометра на таких участках равна 15--20 рублям. Если же участок получен через аукцион, то стоимость кубометра вырастает в среднем до 100 рублей. “Естественно, разница образуется не просто так - на эти деньги покупаются чиновники. В российских условиях закрытые конкурсы проводить нельзя, иначе это заканчивается коррупцией”, - подытожил Циканов.

Но региональные власти настаивают, что конкурсы позволяют им оценивать бизнес-планы претендентов на лесной участок и делать на основе этих планов выводы, готовы ли претенденты серьезно вкладывать в участок средства или просто хотят срубить побольше леса, а потом забросить. Спикер Законодательного собрания Карелии Николай Левин прямо заявил, что если аукцион будет выбран как единственная форма распределения лесных угодий, то это приведет леспром к такому же бедственному положению, как в рыбной отрасли: там тоже все полагались на аукционы, а потом оказалось, что выигравшие их компании нельзя было контролировать никак.

'Все дальневосточные леса будут принадлежать китайцам'

Есть еще один аспект, который тревожит региональные власти: в Минэкономразвития не хотят ограничивать в правах иностранные компании - они могут участвовать в аукционах наравне с российскими. “В результате все дальневосточные леса будут принадлежать китайцам!” - воззвал к патриотизму коллег Геннадий Истомин. А спикер Мосгордумы Владимир Платонов вспомнил времена 1997 года: тогда власти тоже убеждали принять Лесной кодекс, который сейчас хотят поменять, - говорили, что это спасет лесную отрасль, “а в результате финнов и жуков в лесах появилось еще больше”.

Но основной протест вызывает у законодателей желание правительства ввести частную собственность на землю. Глава Совета Федерации Сергей Миронов объявил разработчикам, что сенаторы получили наказ от губернаторов и региональных законодательных собраний голосовать против документа, если эта норма там сохранится. “В голове у русского человека не укладывается, как лес-батюшка может быть частным!” - восклицал Миронов. А его коллеги напомнили, что не торопиться с введением частной собственности на лес призывает и президент: после одобрения проекта кодекса правительством он сказал, что есть и другие способы сделать отрасль эффективной.

Впрочем, на Циканова и этот аргумент не подействовал. Тема “частная - не частная собственность” уже никому не интересна, заявил он, весь мировой опыт показывает, что частная форма наиболее разумна. Так что Минэкономразвития будет категорически настаивать и на ней, и на аукционах. Обсуждаемо лишь все остальное.

Надо сказать, что среди сенаторов у Минэкономразвития все же нашлись сторонники, например глава комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. “Вам не нравится частная собственность на лес? - заявил он коллегам. - Да вы просто не умеете ее готовить. Распоряжаться надо лучше”.

Тем не менее прохождение кодекса через Совет Федерации, очевидно, оказалось под большим вопросом - как, впрочем, и через Думу. Всего двумя днями ранее документ подвергся критике на слушаниях в нижней палате. Парламентарии также сочли слишком малым срок аренды, по истечении которого лес может переходить в частную собственность арендатора, - 15 лет по предложению Минэкономразвития. 'Приравнивание иностранцев и резидентов РФ в их правах собственности на лес - также явное забегание вперед, - полагает первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков, - так как сегодня финансовые возможности иностранных инвесторов и резидентов различаются очень сильно'. Это приведет к тому, что иностранцы 'скупят все леса, разрешенные к продаже'. /Газета, 1 апреля /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>