НА ТРИ ФРОНТА

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
НА ТРИ ФРОНТА

Подозрительная синхронность, с которой произошли за последние два дня крайне неприятные для России события - приближение НАТО к границам России, вспышка терроризма в Узбекистане и серия новых угроз со стороны Шамиля Басаева, заставляет по новому взглянуть на проблемное поле российской политики. В то время как многие комментаторы с упоением глумятся над каждой попыткой российской власти навести порядок в стране - будь то экономика, чистка рядов спецслужб, проблемы армии или борьба с наркотиками, - на первое место начинают выходить серьезнейшие политические вызовы. Речь идет не только о безопасности, но уже о сохранении страны в ее нынешнем культурном, ментальном и геополитическом виде.

Действительно, угроза размещения баз НАТО в непосредственной близости от российских границ ставит российские руководство перед необходимостью интенсифицировать перевооружение армии. В случае если дипломатам не удастся быстро разрядить ситуацию, добившись подписания новой версии Договора об обычных вооружениях, власти придется озаботиться проблемой увеличения вливаний в оборонный заказ, а это повлечет за собой перераспределение финансовых потоков, что, в свою очередь, потребует хотя бы частичного изменения экономической политики.

С другой стороны, нестабильность в Центральной Азии, доказательством которой стали последние события в Узбекистане, требует укрепления южных границ. При этом совершенно неважно, чем именно были вызваны последние теракты в Ташкенте, повлекшие за собой фактическое введение в Узбекистане режима чрезвычайного положения. Если, как полагают многие комментаторы, террористическая война в Ташкенте стала местью за поддержку режимом Каримова антитеррористической операции США в Афганистане, России нужно думать об укреплении своих границ и поддержке президента Каримова.

Если же серия терактов была устроена местной оппозицией, на первое место выходит вопрос, кто оказывает ей поддержку - афганские моджахеды, ищущие новых путей для наркотрафика, или какие-то силы в США или в Европе, не оставившие планов поменять или несколько подкорректировать режим Каримова. Напомним, что из всех среднеазиатских лидеров Запад почему-то более всего недоволен именно вполне лояльным ему Исламом Каримовым.

Еще осенью 2001 года, практически сразу же после событий 11 сентября, когда США только начали переговоры о размещении своих баз на территории Центральной Азии, европейские СМИ уже вовсю писали о том, что "Каримов заинтересован в американском присутствии в целях укрепления своего авторитарного режима" ("Die Welt", 29.10.2001). А уже через несколько месяцев, сразу после завершения военной фазы операции в Афганистане, американские СМИ начали готовить общественное мнение к возможной смене режима в Узбекистане, квалифицируя политику, проводимую президентом Узбекистана, как "антиисламскую", а не "антиэкстремистскую", и рассуждая о том, что "союз с Каримовым дискредитирует США в глазах мусульман" ("The Wall Street Journal", 08.02.2002).

Появившийся накануне терактов доклад правозащитной организации Human Rights Watch, целиком посвященный разоблачениям противоправных действий узбекских властей и их репрессиям против узбекских диссидентов, можно истолковать как косвенное подтверждение того, что вдохновленная "революцией роз" в Грузии администрация Буша запустила аналогичный сценарий в Узбекистане. Первым шагом этого сценария вполне может стать "управляемая (из Вашингтона) нестабильность", на волне которой к власти в стране придет новый лидер, который будут еще более лояльным США и союз с которым не будет дискредитировать США в глазах мусульман.

Отметим, что аналогичный сценарий вполне может быть повторен и в Киргизии, у лидера которой также куча проблем с местной оппозицией. К тому же Акаевым тоже не очень довольны в Вашингтоне, особенно после открытия в Киргизии (в октябре прошлого года) российской военной базы, расположенной в непосредственной близости от базы американских ВВС в Манасе.

Третий предложенный политологами сценарий объясняет последние события в Киргизии злокозненностью Каримова, который под шумок борьбы с терроризмом задумал окончательно решить проблему местной оппозиции. В этом случае России, скорее всего, тоже ничего не светит, так как, успешно решив свои проблемы, Каримов с большим основанием сможет более уверенно позиционировать себя в качестве партнера США и претендовать на получение американского кредита, вопрос о предоставлении которого должен решиться в апреле. В этом случае все сразу забудут о докладе Human Rights Watch. Если же Каримов не удержит ситуацию, его ждет "революция роз", приправленная обвинениями в подавлении свободомыслия.

В общем, последние события в Узбекистане можно рассматривать как проявление общей тенденции на дестабилизацию в регионе, а любая дестабилизация в государствах Центральной Азии, не говоря уже о сменах режимов, опасна для России, поскольку такое развитие событий будет означать интенсификацию процесса выдавливания России из этого региона. Если добавить к этой картине предстоящее вступление в НАТО таких стран, как Украина, Азербайджан и Грузия, а также тлеющий корейский кризис и китайскую экспансию на Дальнем Востоке, можно утверждать, что у России в ближайшем времени не останется политически стабильных пограничных территорий, кроме казахского участка.

Как будто специально подгадав время, на второй день террористической войны в Ташкенте в российское информационное поле вторгся Шамиль Басаев, почему-то только сейчас решивший отреагировать на смерть Зелимхана Яндарбиева, подрыв которого в Катаре полтора месяца назад стал, по его словам, "последней каплей", переполнившей чашу терпения. Столь запоздалая реакция российского "террориста номер один" отчасти позволяет рассматривать его грозные заявления как пиар, но, тем не менее, совсем сбрасывать со счета озвученные им угрозы не стоит. В целом необходимо признать, что Басаев выполняет свои обещания. Так, прошлой весной он заявил о начале операции возмездия за якобы имевшие место похищения российскими военными чеченских девушек. В результате мы действительно получили серию терактов в Москве и на Юге России.

Последние угрозы выглядят еще более устрашающе: на этот раз речь идет о массовых похищениях людей старше 10 лет, применении химических отравляющих веществ и обещании "по мере возможности, бомбить, взрывать, травить, поджигать, устраивать взрывы бытового газа и пожары". Даже если 90% планируемых акций будет предотвращено благодаря бдительности российских спецслужб, остальных 10% вполне хватит для того, чтобы подорвать хрупкую и весьма относительную - на фоне взрыва в московском метро, постоянных аварий и обрушений ветхих домов и новых крыш - стабильность.

Таким образом, можно сказать, что Россия оказалась в осаде: на Западе - НАТО, на Юге - не то США, не то моджахеды, на Востоке - Китай, а на территории России - терроризм в лице Шамиля Басаева и группировки "Газотон Мурдаш", взявшей на себя ответственность за взрыв в московском метро. /Политком.Ру, 31 марта /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>