Мы уже сообщали об очередной поездке в Китай группы руководителей малых предприятий столицы (№ 41). Деловую часть программы в КНР обеспечивали: с российской стороны - Департамент поддержки и развития МП города Москвы, МИД России, Генеральное консульство России в Шанхае; с китайской - Шанхайский и Ханчжоуский Центры обслуживания малых предприятий, Мэрия города Ханчжоу.
Об итогах поездки рассказывает руководитель делегации - гендиректор МЦДК "Дельконт" Владимир ГАВРИЛЕНКОВ.
- Эта деловая поездка была продолжением и развитием тех договоренностей, которые были достигнуты между Департаментом поддержки и развития МП и Центром обслуживания малых и средних предприятий г.Ханчжоу, - рассказал Владимир Николаевич. - Настало время договариваться о конкретных совместных проектах.
- Чем отличалась эта поездка от прежних?
- Это была не ознакомительная, а сугубо деловая поездка. Основной целью было налаживание международных кооперационных связей с предприятиями городов Шанхая, Ханчжоу и Сучжоу. В соответствии с этим было организовано посещение специализированных выставок швейных материалов, модной одежды и аксессуаров, проведены переговоры с руководителями Центров обслуживания малых предприятий городов Шанхая и Ханчжоу. Обсуждались с руководителями китайских предприятий и дизайнерами возможности совместной разработки и производства новых моделей одежды, а с представителями администрации города Ханчжоу - детали совместных выставок модной одежды в Москве и Ханчжоу в 2005 году. Специалисты "Дельконта" разработали деловую программу: китайцам заблаговременно был выслан перечень московских предприятий, участвующих в поездке, с подробным описанием видов их деятельности, с перечнем запросов и деловых предложений к китайским партнерам. В составе нашей делегации были представители дизайн-центров, руководители фирм, которые намеревались размещать заказы на китайских предприятиях. Мы посетили порядка 20 китайских предприятий, где могли оценить производственные возможности китайских предприятий. Нам важно было изучить китайский опыт выстраивания системы реализации продукции и как она может быть использована в России. Появились некоторые идеи, например, предлагалось рассмотреть вопрос о том, чтобы организовать серию презентаций изделий московского легпрома в крупных городах, набрать некий пул московских фирм для таких презентаций.
- Учимся у китайцев торговать?
- Речь идет о формировании механизма продвижения товаров на рынки. Во многих странах швейники только шьют, сбытом занимаются совсем другие организации. В этом плане нам есть что перенять у китайцев. В ходе поездки выявились и некоторые проблемы. Например, то, что наши фирмы не могут приобретать китайский товар партиями, которые там предлагаются. Например, кто-то хотел бы заказать 100-200 погонных метров тканей, а оборудование китайского предприятия способно выдать, минимум, 500 погонных метров, никак не меньше. Встречи с руководителями мелкого опта выявили наличие взаимных интересов, т.е. все решаемо, например, путем укрупнения заказов, для чего потребуется создать соответствующие координирующие структуры. Вообще, во время посещения городов Шанхая, Ханчжоу и Сучжоу мы провели в общей сложности около 250 переговоров с потенциальными китайскими партнерами. Членами московской делегации подписано 4 контракта на поставку текстильной и швейной продукции из Ханчжоу и Шанхая, намечено подписание 8 контрактов на поставку готовой продукции и размещение производственных заказов на китайских предприятиях. Также была достигнута договоренность о проведении в Москве и в Ханчжоу совместных "фестивалей моды" в рамках специализированных выставок.
- Есть ли какое-то продвижение в развитии более активных форм сотрудничества?
- Китайские предприниматели, в отличие от российских, не имеют права на ведение самостоятельной внешнеэкономической деятельности, во всяком случае, создание тех же совместных предприятий оговорено множеством условий и ограничений. Относительная свобода российских предпринимателей в этих вопросах не раз была предметом зависти наших китайских коллег по переговорам. Но как нам сообщили, с 1 января 2005 года в Китае вступает в действие закон, согласно которому любой субъект рынка, включая и малые предприятия, сможет самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, не испрашивая на то специальных разрешений, инвестировать свои деньги в российскую экономику. Кстати, китайцы уже сегодня активно и целенаправленно готовятся к использованию тех возможностей, которые открываются для них на российской территории. Но для китайцев появляются новые проблемы на российском рынке, которые связаны с абсолютным незнанием российского законодательства, особенно налогового, особенностей валютного контроля и пр., всех тех "правил игры", которые приняты в России. Многие китайцы просто не понимают, зачем им нужно идти на российский рынок и что они там будут делать. Мы будет решать эту проблему и в рамках совместного "фестиваля моды", и в ходе 2-й выставки китайского малого бизнеса в Москве, которая пройдет в июне 2005 года на ВВЦ. Пока же здесь больше вопросов, чем ответов. И первый вопрос, который задают китайцы: какие в России льготы для инвесторов? Известно, что в Китае иностранные инвесторы имеют очень серьезные льготы, включая освобождение от налогов на какое-то время, снижение ставки и др. Нам тут похвалиться нечем: специального налогового режима для иностранных инвесторов не существует. Правда, что касается московской территории, тут возможны какие-то региональные льготы в отношении конкретных фирм. И это все. У меня в Шанхае состоялся разговор с руководителем Центра развития предпринимательства, и он откровенно заявил мне: последние опыты работы китайского бизнеса в России оказались неудачными, особенно в части бесконечных проверок и притеснений со стороны контрольных органов, особенно милиции. Китайцы нигде не испытывали такого ничем не обоснованного давления, не оказывались в таких жестких рамках административных барьеров, как в России, начиная с госчиновников и кончая милицейским патрулем. Китайские фирмы, уже поработавшие в России, начинают переносить свой бизнес в Аргентину, Чили, Бразилию, где чиновничье давление - меньше. Признаюсь, слушать это мне было не очень приятно.
- И все же, как я понимаю, ваша поездка в Китай была результативной. Во что обходится сегодня предпринимателю такой визит в Китай?
- Примерно половину расходов по поездке взял на себя Департамент поддержки и развития МП г.Москвы.
- Есть ли в Китае аналогичные Департаменту МП структуры?
- В Китае этим занимаются Центры обслуживания малого и среднего бизнеса - только в Шанхае имеются три такие организации. Их статус - полугосударственных образований, он позволяет им принимать решения, связанные с развитием делового сотрудничества малых предприятий. Во всяком случае, подписанный Департаментом поддержки и развития МП г.Москвы и Центром обслуживания малого и среднего бизнеса г.Ханчжоу пакет соглашений позволяет четко выстроить и направления нашего сотрудничества с китайцами, придать ускорение развитию московского малого бизнеса, связанного с кооперацией российских и китайских МП, с использованием ее возможностей на международном уровне. Новые ткани, новые технологии, новые идеи - это то, что уже приносит сотрудничество малого бизнеса двух стран и что дает стимулы для его развития.
- Владимир Николаевич, в ваших словах прозвучала такая нотка: мы фактически теряем китайский рынок, еще толком не обретя его. Это так?
- Не столько теряем, сколько не обретаем. Думаю, ситуация должна измениться после подписания Президентом Владимиром Путиным и Председателем Ху Цзиньтао соглашения о проведении "Года России" в Китае в 2005 г. и "Года Китая" в России - в 2006 г. Готовится по этому поводу большая программа, в которой, надеюсь, будет большой раздел, посвященный малому и среднему бизнесу. Те проекты, которые мы намечаем реализовать в ближайшее время, вполне вписываются в канву этих шагов, предпринимаемых на правительственном уровне. С другой стороны, мне кажется, для реального прогресса в наших деловых отношениях, чтобы закрепиться на могучем китайском рынке, правительство России должно подумать о том, чтобы создать для китайцев, стремящихся работать на российском рынке, те же преференции и льготы, которые создали китайские власти в своей стране для иностранного бизнеса. По-моему, у нас этим никто не озабочен. Более того, без конца приходится слышать о некой китайской экспансии на нашем Дальнем Востоке.
- Что нам все-таки мешает развивать совместные производства - и не только в России, но и в Китае?
- Наши малые предприятия, к сожалению, не обладают для этого необходимыми капиталами. Размещение заказов на китайских предприятиях практикуется давно. Китайцы высказывают предложения о создании совместных технозон в России, в рамках которых можно было бы реализовывать совместные проекты. Мы вели переговоры в технозоне Пекина, в составе которой 36 университетов, 20 технопарков, общая территория - 350 кв. км. Мы говорили о перспективах развития на базе технозоны высоких технологий, медтехники, нанотехнологий. Таким путем предлагают двигаться наши китайские коллеги. С руководителями технопарков мы договорились о дальнейшем сотрудничестве, причем речь шла о большой целевой программе, общей для нескольких технопарков Пекина и Москвы. В ходе переговоров мы пришли к заключению, что сотрудничество будет более успешным, если оно будет строиться на интересах сразу нескольких технопарков с российской и китайской стороны. Такой принцип сотрудничества избавит каждое отдельное предприятие от лишних сложностей.
- Многие предприниматели, побывавшие в Китае, говорят о необходимости создания представительств российского бизнеса в крупных городах Китая. В ходе ваших контактов с китайцами этот вопрос поднимался?
- Да, был разговор о представительстве в технозонах как о координаторе всей этой деятельности. Обычно мы встречаемся с китайцами дважды в год, решаем какие-то вопросы на перспективу, но сегодня, когда объем контактов существенно возрос, требуется координация усилий в реальном режиме времени. Идеология такого Центра - совместного предприятия еще только разрабатывается, скорее всего он будет заниматься разработкой и реализацией программ такого сотрудничества по отдельным направлениям в сфере малого и среднего бизнеса, осуществлением деловых миссий, информационного обмена и др., будет сопровождать конкретные проекты, включая консультационные, таможенные, транспортные услуги. Китайцы предлагают создать такие центры и в китайских, и в российских городах. Это особенно важно в условиях дефицита информации о том, как вести бизнес в Китае и в России, куда обратиться при возникновении той или иной проблемы. Мы довели предложения китайской стороны до сведения руководства Департамента поддержки и развития МП. Министр Евгений Егоров эту идею поддержал. Решено нацелить совместные Центры на разработку и реализацию совместных программ, а также конкретное сопровождение существующих проектов.
- Владимир Николаевич, как вы взаимодействуете на "китайском направлении" с "ОПОРОЙ РОССИИ"?
- Мы ведем работу на параллельных курсах. Различие в том, что Департамент поддержки и развития МП налаживает контакты по специализированным направлениям и отраслям (легкая промышленность, медоборудование, дизайн и др.), а "ОПОРА РОССИИ" проводит более масштабные мероприятия - деловые форумы предпринимателей двух стран с привлечением правительственных структур и общественных объединений. Думаю, мы хорошо дополняем друг друга в развитии делового сотрудничества предпринимателей России и Китая.
Вел беседу
Валерий РОМАНЮК.