КОНТРАФАКТ: ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КОНТРАФАКТ: ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

В РИА "НОВОСТИ" состоялся "круглый стол" по проблемам рынка аудио- и видеопродукции и о мерах по защите прав интеллектуальной собственности, пресечению производства и распространения фальсифицированной и контрафактной продукции.

Руководитель Департамента Госторгинспекции Минэкономразвития Надежда Назина отметила, что, по экспертным данным, в последние годы в России доля пиратской продукции достигала 80%. Поиск новых способов борьбы с контрафактом - задача специально созданной правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Комиссия не только координирует действия всех органов исполнительной власти в борьбе с фальсификацией, но и предпринимает серьезные оперативные действия, например, контрольные мероприятия по пресечению производства и оборота контрафактной продукции. Для проведения контрольных операций на рынке в регионах были созданы постоянные группы - из работников МВД и торгинспекции.

По словам Н.Назиной, в результате акции "Контрафакт-2003" количество пиратской продукции сократилось на 15-20%. В ходе проверок промышленных и торговых предприятий было изъято контрафактной продукции на сумму 60 млн рублей. Приостановлена торговля 2,5 тысячи лотков, торгующих аудио- и видеопродукцией, возбуждено 105 тысяч административных дел, штрафные санкции составили 231 млн рублей. Надежда Назина заявила, что акция "Контрафакт-2004" набирает обороты: уже изъято оборудования и аудиовизуальной продукции на 920 млн рублей, ликвидировано 500 подпольных производств, рассмотрено 80 тысяч административных дел, часть материалов передана для возбуждения уголовных дел.

Так, в Пушкино Московской области остановлена деятельность нелегального завода по производству DVD-носителей, арестовано 3 производственных линии. До 8 млн единиц готовой продукции в месяц выпускал этот "заводик", контрафакт распространялся не только по всей территории России, но и в других государствах.

Серьезную опасность представляет распространение фальсифицированных лекарств: в Химках с 2001 года действовала преступная группа, занимавшаяся сбытом таких препаратов, на момент ее задержания к реализации было приготовлено медикаментов на сумму 700 тысяч рублей. В Люберцах выходцы из Турции и Судана организовали выпуск фальсифицированной косметики, подделанной под марки итальянских и французских фирм. Была налажена сеть реализации в магазинах Москвы, оптом товар отправлялся в регионы России. Нанятые таджики и узбеки за мизерную плату делали тушь для ресниц, помаду на территории бывшей овощной базы… А под "Шанель" и "Картье" работали выходцы из Китая: они торговали в одном крупном выставочном павильоне, милицией изъят товар на 5 млн долларов… Уголовное дело было возбуждено по двум статьям - незаконное использование товарного знака и контрабанда.

Гендиректор ОАО "Боржоми" Татьяна Гаврилова рассказала, что теперь для их фирмы на первом плане стоит борьба не с контрафактной продукцией, а с имиджем "самой подделываемой продукции". Ныне подделок под "Боржоми" стало меньше в десятки раз. Хотя очень непросто фирме - производителю продуктов питания - доказывать факт фальсификации у конкурентов. Для доказательства ущерба, отметила Т.Гаврилова, фирма должна собрать в торговой сети 2000 бутылок! И только тогда она сможет добиться следственного заключения.

Прогресс в борьбе с контрафактом можно ждать не только от рейдов и проверок: есть замечательные нововведения в средствах защиты. О специальной кодировке товара рассказал директор "Техмашимпорта" Сергей Чуфистов. До полной победы над фальсификацией товара пока далеко. Представитель Коалиции в защиту интеллектуальной собственности Александр Шелемех считает, что судить о снижении контрафакта пока сложно: в России не проводились полноценные исследования по различным категориям фальсифицируемого товара. Очень часто контрафакт производится на режимных предприятиях или под различными "крышами". Директор международной федерации фонограмм Игорь Пожитков также считает, что приводимая за "круглым столом" статистика по борьбе с контрафактом слишком условна. Что стоит за цифрами? Вероятно, считает он, снизился процент пиратства по каким-то отдельным группам товаров, допустим по солнцезащитным очкам, изъятым у китайцев. А вот в музыкальной индустрии никакого снижения пиратства нет.

Достаточно дискуссионным остается также вопрос о методах "экономической борьбы" с контрафактом: то есть о снижении цен на производимую лицензируемую продукцию. По мнению И.Пожиткова, слишком высокие цены на продукцию легальных производителей - это миф. Если легальные цены на музыкальные компакт-диски - 90-200 рублей, то пиратские цены - 60-130. И.Пожитков считает эту разницу в цене не слишком большой, полагая, что бороться экономическими методами с пиратством нельзя. С такой постановкой вопроса не согласны не только представители торгинспеции, но и некоторые производители и торговые компании. Представители "Эльдорадо" и "М-Видео" - торговых фирм, поддерживающих акцию по борьбе с контрафактом - отметили, что они оказываются в очень невыгодном положении, особенно в регионах, где цены на легальный и нелегальный товар различаются, как минимум, в 5 раз. Это, несомненно, тормозит развитие лицензионных продаж. А для "нелегалов" риск быть пойманным пока не превышает возможную экономическую прибыль.

Елена ЧЕРЕМИСИНОВА.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>