МОСКОВСКИЙ ЛИЗИНГ: 10 ЛЕТ СПУСТЯ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
МОСКОВСКИЙ ЛИЗИНГ: 10 ЛЕТ СПУСТЯ


Московская лизинговая компания за 10 лет активной деятельности стала одной из самых известных не только в столице, но и в России. Компания имеет большой уставный капитал, по этому показателю она входит в число лидеров рынка по стране. По количеству законченных сделок мы на первом месте. Предприниматели уже поняли преимущества лизинга, их теперь не надо привлекать-уговаривать. Прежде сделки заключались раз в месяц, теперь ежедневно. Хотя, конечно, количество сделок само по себе еще не показатель.

Как раз в эти дни в Московской лизинговой компании завершается оформление сделки с одной из столичных пекарен, выпускающих элитный нестандартный хлеб. Сумма сделки - всего
2 тыс. долл. США, но для малой пекарни это оптимально. И еще сделка, достаточно типичная для Московской лизинговой компании. Молодой предприниматель К. вознамерился создать производство по разливу газированной фруктовой воды, не имея фактически ничего, кроме бизнес-плана и неуемного желания начать свое дело. В конце концов, компания пошла на риск, приобретя для него оборудование в несколько сотен тысяч долларов.

Комментирует начальник отдела оборудования МЛК Андрей Брагин:

- В принципе, пекарня была обеспечена всем необходимым оборудованием. Данное малое предприятие в своей нише практически монополист и, тем не менее, для увеличения запаса прочности решило на случай ЧП прикупить кое-какое "железо". Технику эту предприятие вполне могло бы приобрести самостоятельно, однако сочло выгодным платить в рассрочку по лизингу. Для пекарни данная сделка выгодна - не надо отвлекать деньги из оборота. Но обычно лизинговые компании не связываются с подобными суммами. Рентабельность здесь никакая: работа с клиентом, пришедшим за двумя тысячами долларов, - такая же, как с тем, кто пришел за двумя миллионами. В случае с газированной водой наша компания пошла на риск и не просчиталась: предприятие состоялось, стало приносить доход. Мы вели лизингополучателя с "нуля". Отношения с нашей компанией у него продолжаются, по сей день, общая сумма сделок перевалила за миллион долларов.

- За 10-летие нашей Московской лизинговой компании самая мелкая сделка по МП была на 800 рублей - какой-то медицинский прибор-колба, самая крупная - на несколько миллионов долларов, - включился в беседу гендиректор Московской лизинговой компании Владимир Коломейцев.

- Это была не совсем обычная сделка, - рассказывает Владимир Александрович, - приобретение крупной партии автомобилей "Ока" для развоза пиццы. Мы продолжаем заниматься такого рода операциями. Нынешняя минимальная сумма, с которой в нашей компании начинается лизинг и с которой мало кто еще работает, - 3 тысячи долларов, типовые сделки - от 100 до 500 тысяч долларов. Хорошо идет типографское оборудование и, как всегда, - автомобили.

- Вашу компанию иногда упрекают в якобы чрезмерном увлечении автомобильными сделками…

- В 1997 г. мы были подключены к программе вывода "ЗИЛа" из кризиса, с тех пор у нас появилось автотранспортное направление. Первоначально нам казалось, что направление это достаточно рисковое. Автотранспорт можно передвигать, в конце концов, "задвинуть" так, что будет не найти. В действительности это оказалось довольно интересным занятием и для нас, и, что самое главное, для потребителей. Несмотря на то, что нас регулярно просят в большей мере пускать бюджетные средства на оборудование, мы все-таки идем "от потребителя". Совершенно различным отраслям МП - торговым, производственным, транспортным и проч. - требуется транспорт. Отсюда нельзя утверждать, будто транспорт первичен, оборудование - вторично. Ныне приблизительно половина нашей деятельности приходится на оборудование, половина - на транспортные средства. Еще про нас говорят, что мы - государственная или окологосударственная компания, "проживающая" бюджетные деньги. Хочу сказать: на выполнение заканчивающейся в этом году Комплексной программы поддержки МП в части лизинга компания должна получить из бюджета г. Москвы порядка 100 млн. рублей, а проектов реализовать на 202 млн. рублей. Стало быть, на сегодняшний день городской бюджет финансирует проекты по лизингу где-то наполовину; вторая половина идет из средств, заработанных самой Московской лизинговой компанией.

- Владимир Александрович, в этом году исполняется 10 лет вашей компании, с чем мы вас и поздравляем. Можно ли сегодня говорить о динамике роста суммы сделок или компания всегда ориентировалась на малый бизнес?

- Московская лизинговая компания создана в ноябре 1993 г. в соответствии с первой столичной Комплексной программой поддержки малого предпринимательства. Первоначально компания была нацелена исключительно на содействие Департаменту поддержки и развития МП правительства Москвы по обеспечению малых предприятий финансированием на основе механизма лизинга. Учредителем выступил Московский Фонд поддержки малого предпринимательства, а первые полученные нами деньги были от Департамента. Самая первая сделка у нас была с пекарней, вторая - с небольшим мясокомбинатом - по оборудованию. До 1997 г. у нас было только оборудование - достаточно широкий спектр предоставляемого в лизинг имущества; компания была универсальной по видам оборудования и специализированной исключительно на малых предприятиях. В тот период универсальность была очень важна, поскольку лизинга как такового практически не существовало; сдавать в пользование какое-либо имущество было рискованно. И, похоже, правительство Москвы, поддерживая Московскую лизинговую компанию, поступило правильно. Поскольку мы к этому времени нарабатывали опыт по незначительным сделкам, ориентированным на малые предприятия.

- Сколько времени нужно потратить предпринимателю на лизинговую сделку?

- В 95% случаев типовых сделок, прежде всего по автотранспорту, клиенты через неделю уходят с зарегистрированным и готовым к эксплуатации автомобилем. Если сделка не типовая, она потребует дополнительного изучения - мы постоянно сокращаем сроки рассмотрения проектов, условия каждой сделки сугубо индивидуальные, авансовые ставки значительно ниже среднерыночных, а то и вовсе без авансов - как на Западе. В отличие от других компаний, если нас удовлетворяют условия сделки, мы всегда готовы ее профинансировать. Когда мы начинали, сроки лизинга были до года, сейчас по оборудованию в среднем до 4-5 лет, по желанию бывает и дольше. Но, как правило, потребителю не нужна сверхдлинная сделка, ибо приходится платить много больше. Наши услуги востребованы не только в Москве.

- Что-нибудь тормозит развитие лизинга?

- Когда появилась наша компания, специального законодательства о лизинге не существовало - пользовались обычным законом об аренде. Поэтому мы принимали достаточно активное участие практически во всех рабочих группах при тогдашнем Министерстве экономики РФ, в различных государственных и общественных организациях. Все первые документы, за исключением указа Бориса Ельцина 1994 года, разрабатывались и принимались с участием Московской лизинговой. Должен сказать, новая редакция закона "О лизинге" во многом сняла существовавшие в лизинговых компаниях опасения в плане законодательных противоречий. Работать стало спокойнее, однако с отменой лицензирования возросла конкуренция. Все, кому не лень, начали заниматься лизингом или тем, что они таковым называли. Вообще лизинг имеет достаточно интересные характеристики как для лизинговой компании, так и, в первую очередь, для лизингополучателя в части выделения налоговых преференций, ускоренной амортизации и т.п. Однако не все потребители, несмотря на заманчивые условия, вновь испеченных компаний, смогли получить желаемое. В какой-то момент кончались деньги, всплывали различные форс-мажоры и проч. В итоге какие-то новички сгинули, какие-то выросли в солидные компании, лидеры же остались лидерами. В целом, на мой взгляд, лизинг развивается успешно.

Вел беседу
Владимир ВОЖИЧ.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>