МАЛОМУ БИЗНЕСУ НУЖНЫ ЛОББИСТЫ В ГОСДУМЕ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
МАЛОМУ БИЗНЕСУ НУЖНЫ ЛОББИСТЫ В ГОСДУМЕ

На заседании Правительства РФ при рассмотрении вопроса "О комплексе мер по поддержке малого предпринимательства" с предложениями по ключевым вопросам развития малого бизнеса выступил президент ТПП РФ Евгений Примаков.

Об этом рассказал на заседании правления ТПП РФ вице-президент Палаты Сергей Катырин. Совместно с МАП РФ Палата намерена прописать в базовом законе о господдержке МП № 88 понятия микропредприятия, малого и среднего бизнеса. Поддержано предложение правительства Москвы об отмене закона № 88 только после того, как будет разработан и принят новый закон о поддержке предпринимательства. Обсуждались критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса, когда они хотят пользоваться режимом налогообложения по упрощенной системе, а также единым налогом на вмененный доход. Планка годового оборота в 15 млн. рублей не позволяет считать малыми производственные, венчурные и ряд других категорий предприятий. С.Катырин выразил надежду на то, что вместе с МАП РФ Палате удастся довести этот порог минимум до 30-40 млн. рублей. Еще предложение Палаты - оставлять налоги от малого бизнеса в регионах в соотношении: 30% субъектам Федерации и 70% - муниципалитетам. Следующее предложение - ограничить общую сумму взимаемых налогов 20% от совокупного дохода МП. Нынешний состав Госдумы РФ вряд ли решит эти проблемы.

Председатель Комитета по информационному обеспечению предпринимательства, президент РАРМП Александр Иоффе поддержал озвученную С.Катыриным позицию ТПП РФ. Остается только эти документы интенсивно проталкивать в жизнь, считает президент РАРМП. Хотя складывается впечатление, будто власти не слишком заинтересованы в развитии малого предпринимательства. А.Иоффе отметил, что в составляемых правительством программах никогда нет цифр, намечающих развитие малого и среднего бизнеса в стране. Без этого поддержка становится пустым звуком. Надо в этих документах отражать, сколько мы хотим получить этого самого малого бизнеса, включая объемы, занятость и т.д. в среднесрочной или в долгосрочной перспективе. Это вовсе не призыв полностью вернуться к плановому хозяйству, но какие-то цифры, безусловно, надо обозначать. Неплохо было бы провести на эту тему диалог с правительством во время составления им очередной среднесрочной программы развития России, считает А.Иоффе. Еще тема - "бюрократизация" процесса взаимодействия власти и бизнеса. Нужен какой-то документ, который бы описывал этот порядок взаимодействия. Возможно, надо все-таки попробовать настоять на создании совместной постоянно действующей комиссии, куда бы вошли представители Палаты, профильных министерств, Федерального Собрания с тем, чтобы документы по МП обсуждались на достаточно высоком уровне и вырабатывались практически согласованные решения. А так получается, результаты обсуждений долго согласуются между большими чиновниками и уходят в песок. А.Иоффе остановился далее на праве МП выкупать арендованное имущество. Ибо происходят, по словам А.Иоффе, "совершенно чудовищные вещи": люди, вложившие силы и средства в отделку и реконструкцию арендуемых ими помещений, в конце концов, оказываются ни с чем. А площади выставляются на конкурс. С такой порочной практикой надо решительно бороться. Этот пункт в программу действий Палаты А.Иоффе предложил записать отдельно.

По мнению председателя Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктора Ермакова, нельзя рассматривать проблемы МП как попытки получить какие-то преференции. Палата старается сделать этот сектор конкурентоспособным в преддверии вступления страны в ВТО. По итогам заседания Правительства РФ малый бизнес не получил того, что должен был получить. Комитет очень внимательно ведет доводку принятых законов, в частности, по дебюрократизации. По регистрации отслеживаются не принятые с 2001 г. наработки, поступившие от регионов Сибири, Урала и Москвы. Очередные рекомендации Палата отправит в правительство: 21 ноября - по лицензированию, в декабре - по защите прав предпринимателей, в январе - по Таможенному кодексу. Надо менять тактику работы с Госдумой. Сегодня это место согласования интересов крупных корпораций, но никак не малого бизнеса. В.Ермаков предложил создать межкомитетскую рабочую группу по вовлечению депутатов в работу с ТПП РФ.

Депутат Госдумы РФ Иван Грачев привел некоторые цифры. В г. Казани провели опрос: что изменилось в части малого бизнеса за время правления В.Путина? Половина предпринимателей ответила: ничего, 40% - стало хуже и только у 10%, жизнь улучшилась - в основном у тех, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. С точки зрения И.Грачева, все это говорит за то, что Правительство и Дума в части поддержки предпринимательства работают неэффективно. Причем, на стадии выработки решений все в порядке. Проблемы возникают при их продвижении. Системы лоббирования МП не было, и нет. Как полагает И.Грачев, на создании такой системы и следует сосредоточиться. Жизнь показывает: надеяться всякий раз на новый состав Думы неразумно. Надо твердо и однозначно проводить в парламент депутатов-ставленников Палаты. Именно так крупный бизнес осуществляет цивилизованное лоббирование своих интересов.

Председатель экспертного совета при ТПП РФ Вениамин Каганов пришел к следующему заключению. Всегда, когда выдвигается какая-нибудь законодательная инициатива, грамотные люди одергивают: такое-то положение записывать нельзя, ибо в таком-то циркуляре содержится норма, не позволяющая его вносить. В.Каганов предложил кроме текущих вопросов вырабатывать темы глобальные - на перспективу, например, Основные направления развития малого бизнеса, скажем, до 2015 г. с годовой разбивкой. Палата могла бы взяться за разработку подобных направлений.

Руководитель Департамента поддержки предпринимательства МАП РФ Надежда Каллина посетовала на отсутствие правового механизма участия Палаты в продвижении своих решений. Взять хотя бы протокол № 38 заседания Правительства РФ. В числе соисполнителей там нет ТПП. Сегодня разрабатывается новый закон о Торгово-промышленной палате. В рамках закона следовало бы рассмотреть возможность участия Палаты в различных решениях, в т.ч. по вопросам поддержки МП. Разрабатывается также закон об особенностях принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности. И там можно было бы предусмотреть возможность участия ТПП РФ. На взгляд Н.Каллиной, должна быть какая-то правовая дефиниция, заставляющая Правительство РФ принимать законы только при участии Палаты.

Президент ТПП РФ Евгений Примаков ответил Н.Каллиной так: проект нового закона Палата подготовила, Правительство РФ дало по нему отрицательный отзыв. Прислало, в частности, и такое: положение пункта 4 ст. 4 законопроекта в части направления федеральными органами исполнительной власти проектов законодательных актов ТПП РФ для проведения ею независимых экспертиз по выносу заключения не соответствует ст. 104 Конституции РФ, поскольку указанному органу не предоставлено право законодательной инициативы. Как можно было спутать независимую экспертизу с правом законодательной инициативы! Е.Примаков попросил Н.Каллину осветить эту часть дискуссии в МАПе РФ. А также попросил записать в решение заседания ряд предложений выступавших, а также регулярно проводить мониторинг принятых на заседаниях Правительства РФ инициатив ТПП РФ и отслеживать их осуществление.

Владимир ВОЖИЧ.

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>