Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Маркетинг и практика предпринимательства

  номер 17 (214) от 20.08.2007 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ПРОИЗВОДИТЕЛИ СУПОВ ПЕРЕКВАЛИФИЦИРУЮТСЯ В ДОМАШНИХ КУЛИНАРОВ
По оценке компании Campbell, жители нашей страны ежегодно съедают 32 млрд порций супа (включая супы быстрого приготовления, а также домашние и ресторанные блюда). Это 225 порций на душу населения -- в два с лишним раза больше, чем в США.
Однако если в целом с супами в стране дело обстоит хорошо, то начавшееся в 1990-х триумфальное шествие «быстрых» супов и заливаемой кипятком лапши прекратилось довольно резко. Еще в 2001 году участники рынка говорили о росте на 20–25% в год, причем отрасль считалась далекой от насыщения. К этому времени на рынке успели обосноваться такие международные гранды, как Nestle с брэндом Maggi, Unilever (Knorr) и другие. Развились и мощные отечественные брэнды -- «Роллтон» (компания DHV-S), «Русский продукт», «Приправыч» («Проксима»). Но уже к 2003 году, когда рынок оценивался в 2,5–3 млрд руб. в год, компании заговорили о стагнации. В 2005-м рынок супов мгновенного приготовления, не требующих варки, упал на 3%, а в 2006 году, по данным компании «Русский продукт», еще на 10%. Некоторые источники указывают и более серьезное снижение: по данным ACNielsen Russia, продажи «растворимых» супов за 2006 год упали на 25%.
Причин у падения рынка три. Две из них связаны с моделями потребления «растворимого» супа. Во-первых, изначально продукты быстрого приготовления конкурировали с домашними бутербродами. На это еще в начале нынешнего десятилетия была в основном ориентирована и реклама производителей: потребителю предлагалась «сытная кружка», позволяющая отказаться от «сухомятки» и т. д. Однако со временем идея начала себя изживать. Прежде всего в больших городах производителям «растворимых» супов перешел дорогу фастфуд. Обороты крупнейших сетей общепита в России сейчас растут ежегодно на 30–50% -- и конкуренция с их стороны будет только усиливаться.
По второй модели потребления «быстрые» супы пытаются стать прямой заменой домашней еде -- в основном это «супы в пакетиках», требующие пусть непродолжительной, но варки. Правда, с советских времен здесь мало что изменилось: в основном такие супы закупают государственные и корпоративные структуры, а также дачники, туристы и небогатые потребители. Рост благосостояния населения не играет на руку производителям. Тем не менее снижение спроса в этой категории, по данным ACNielsen Russia, идет вчетверо медленнее, чем у «растворимых» супов,-- всего 4% за прошлый год.
Еще одна причина, по которой россияне разлюбили «быстрые» супы, кроется в позиционировании таких продуктов. Поскольку изначально производители боролись с домашними бутербродами, они не могли выпускать дорогую продукцию. Соответственно, вскоре «растворимые» супы стали синонимом некачественной, неэкологичной еды. И хотя противники «быстрых» супов практически не приводят аргументов в пользу того, что, например, «растворимая» лапша вреднее пасты из хорошего ресторана, такая еда остается как минимум непрестижной.
Вторжение на кухню
Некоторые лидеры рынка решили переждать стагнацию. Компании «Проксима» сделать это будет легко благодаря хорошей диверсификации бизнеса. Изначально, с 1996 года, она занималась фасовкой сухих приправ и специй, а производство супов для нее было лишь расширением продуктовой линейки. Поскольку ассортимент пакетированной продукции от «Проксимы», продаваемой под единым брэндом «Приправыч», составляет несколько сотен наименований, колебания спроса даже на целую товарную категорию мало влияют на общее состояние бизнеса.
«Бирюлевским пищевым концентратам» (БПК) в отличие от «Проксимы» не все равно: на супы приходится до половины оборота предприятия. Однако продукция ГУП «Бирюлевский экспериментальный завод», чьи мощности сейчас отошли к БПК, известна на рынке еще с советских времен и пользуется устойчивым спросом в регионах. Поэтому БПК считает, что может экономить на упаковке и рекламе. «Нам нет смысла рекламироваться,-- говорит коммерческий директор БПК Владислав Фролов.-- Мы не уступаем по качеству „Русскому продукту” и „Проксиме”, но выигрываем в цене, что наиболее важно для потребителя в этой ценовой категории». Компания сделала ставку на дистрибуторов. «Мы не работаем с сетями и с московскими магазинами, поэтому экономим на плате за вход,-- поясняет Фролов.-- Зато имеем дистрибуторов почти во всех крупных городах». И пока эта практика себя оправдывает: по итогам 2006 года рыночная доля предприятия выросла почти в полтора раза. Впрочем, в компании понимают, что общее снижение спроса на «растворимые» супы рано или поздно затронет и ее: в следующем году БПК планирует запустить новую, более дорогую линейку продукции под брэндом «Стряпчий».
Другая часть игроков решила перебороть тенденцию, изменив позиционирование. Как признает брэнд-менеджер компании «Русский продукт» Ольга Радова, в ближайшее время доля традиционных категорий -- сухих супов и бульонов -- будет и дальше сокращаться. «Произойдет обновление ассортимента продуктов,-- уверена Ольга Радова,-- то есть будут предлагаться продукты с новыми рецептурами, с новыми ингредиентами, в более удобной упаковке и так далее».
Наиболее активно, по словам Радовой, растет спрос на полностью готовые блюда. Эти товары позиционируются в более дорогом сегменте, чем «супчики в пакетах», и претендуют на более мощную конкуренцию с фастфудом, а также принципиальное изменение модели домашнего потребления. В итоге многие игроки -- такие, как «Роллтон», Gallina Blanca, Maggi и Knorr, стали позиционироваться прежде всего как производители готовой еды вообще. В результате компании предлагают под единым брэндом не только супы и бульоны, но и соусы и даже полные комплексные обеды. В ближайшее время планирует начать производство жидких супов и «Русский продукт».
Можно сказать, что рынок жидких супов в России переживает второе рождение. Многие помнят на полках советских магазинов невзрачные стеклянные банки с наклейкой «Щи», хотя вряд ли многим приходила в голову фантазия добровольно пробовать их содержимое. Однако сейчас ситуация меняется -- новые «щи» продаются в красивых упаковках при поддержке серьезных рекламных бюджетов, и за прошлый год этот рынок, по данным Nielsen, вырос на треть, почти до 600 млн руб. К смене потребительских предпочтений игроки начали готовиться уже давно: например, компания Mars начала строительство мощностей по производству жидких супов в подмосковных Луховицах еще в 2002 году.
Сегодня кроме Mars с ее брэндом «Гурмания» на этом рынке в России также представлены Knorr, Maggi и Gallina Blanca. А в прошлом месяце о намерении выйти на российский рынок объявила и Campbell Soup Company, продукция которой во всем мире гораздо популярнее, чем известные в России полотна Энди Уорхола с ее изображением.
Впрочем, по словам руководителя группы по обслуживанию клиентов ACNielsen Russia Марии Фунда, в этом году темпы роста сегмента жидких супов ощутимо замедляются. «Говоря о росте на 35% за год, не стоит забывать о достаточно низкой базе, так что в абсолютном выражении он был не столь существен»,-- поясняет она. Как отмечают в компании «Юроп фудс ГБ» (представляет в России брэнд Gallina Blanca), несмотря на то, что супы «Гурмания» и Knorr появились на рынке сравнительно давно, пока серьезного роста в этой категории не происходит, и затраты на рекламную поддержку таких продуктов значительно превосходят прибыль. Однако, основываясь на примере испанского рынка, где развитие категории готовых супов началось около пяти лет назад, в компании уверены, что через год-полтора рынок ждет по-настоящему взрывной рост.

/"Секрет фирмы", 20.08.2007/



<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 24.11.2020
    USD75,7600-0,2520
    EUR89,9347-0,3296
    E/U1,1871-0,0004
    БВК82,1386-0,2869
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности