СЛАДКОЕ ДОСТАНЕТСЯ СИЛЬНЫМ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
СЛАДКОЕ ДОСТАНЕТСЯ СИЛЬНЫМ

Российский рынок мороженого — один из самых конкурентных. При потенциале производства в 800 тыс. тонн продукции в год, около 300 активных участников рынка по итогам 2005 года произвели 405 тыс. тонн мороженого (рост по сравнению с 2004 годом составил 2,5%). При этом рынок мороженого консолидируется. Если в 2004 году половина всего объема произведенного в России мороженого приходилась на 15 предприятий, то в 2005 году их число сократилось до десяти. Среди них “Инмарко” (11%), “Талосто” (8,5%), “Айсберри”, “Русский холод”, “Снежный городок”, “АльтерВест”. Доля иностранных компаний на российском рынке составляет не более 5% (7,6 тыс. тонн), причем самая крупная иностранная компания “Нестле” по итогам 2005 года сместилась в рейтинге производителей с четвертого места на пятое.

Благодаря тому что в Сибири находятся сразу три производителя федерального уровня (“Инмарко”, “Русский холод” и “Снежный городок”), рынок мороженого демонстрирует здесь хорошую динамику роста. “СФО по уровню объемов производства мороженого в 2005 году оказался на втором месте после Центрального федерального округа (4,9%). Рост, по статистике, составил 4,2%. Хотя реально, думаю, он был еще больше, поскольку в конце года, как правило, не все данные попадают в отчетность”, — говорит исполнительный директор Союза мороженщиков России (СМР) Валерий Елхов. Впрочем, по данным СМР, за первые четыре месяца 2006 года рост производства в Сибири по отношению к 2005 году составил только 1%, в то время как по всей России — 10,8%.

Как и в целом по стране, компанией N 1 в Сибири является “Инмарко” (объем продаж по итогам 2005 года — более 42 тыс. тонн в год). Мощности компании расположены в Омске (44 тыс. тонн) и Новосибирске (7,5 тыс. тонн) — в этих городах она занимает более 60% рынка, в то время как в целом по Сибири — 35,6%, а на Урале — 27,8%. Только омские продажи компании, по данным СМР, выросли с января по апрель на 10,6%.

Высокие темпы роста в Сибири демонстрирует “Русский холод”, в распоряжении которого 15 региональных представительств в России и странах ближнего зарубежья, собственные фабрики в Москве и Барнауле (общая производительность — более 80 тыс. тонн в год). По итогам 2005 года компания произвела 20 тыс. тонн. В Барнауле за первые четыре месяца 2006 года, по информации СМР, доля компании увеличилась на 11,1%. “За истекший год наши продажи в Барнауле выросли в 2,5–2,7 раза. Так, если в прошлом году наш парк холодильников составлял две тысячи штук, то сегодня мы располагаем почти четырьмя тысячами единиц. Примерно такая же ситуация в Омске, Новосибирске и Красноярске, где нам удалось существенно увеличить сбытовую сеть”, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО “Торговый дом “Русский холод” (Барнаул) Александр Керносов. Свою долю рынка в Барнауле “Русский холод” оценивает в 85%.

“Снежный городок” (Новокузнецк) в 2005 году также демонстрировал высокие показатели роста (произвел 13,5 тыс. тонн). Но если по итогам прошлого года продажи компании выросли на 11,3%, то за четыре месяца 2006 года предприятие смогло реализовать продукцию лишь на уровне 83% объемов 2005 года. В “Снежном городке” от комментариев этого вопроса отказались. Руководитель службы рекламы и PR “Инмарко” Игорь Турчин причину падения продаж конкурента склонен видеть в активной работе филиалов “Инмарко” в Кемерове и Новокузнецке.

Но самую высокую динамику продаж в Сибири в 2005 году продемонстрировала санкт-петербургская компания “Талосто” (33,8 тыс. тонн). По словам менеджера по работе со СМИ Агентства BC Communications (Санкт-Петербург, партнер “Талосто”) Анны Кривицкой, в 2005 году продажи компании в Урало-Сибирском регионе выросли на 22%, в то время как общероссийская доля компании увеличилась лишь на 3,4%.

Неизбежная консолидация

По мнению большинства опрошенных “КС” участников рынка и экспертов, рынок мороженого в ближайшие годы ждет дальнейшая консолидация путем слияний и поглощений. “В перспективе ожидается уменьшение числа производителей мороженого. Останутся только те, кто сможет поддерживать высокое качество продукции и активно продвигать свои торговые марки. Будущее за самыми динамичными, гибкими и агрессивными компаниями”, — уверен руководитель отдела маркетинга ОАО “Новосибхолод” Алексей Ерошенко.

В Сибири этот процесс наблюдался как в прошлом году, так и в текущем. Сильнейшие игроки рынка — “Инмарко” и “Русский холод” — активно скупают торговые сети.

Так, в начале февраля текущего года стало известно о покупке “Русским холодом” новосибирской сети киосков (28 штук) компании “Гранд Гулливер”, а также 23 киосков и тысячи морозильных камер алтайского дистрибьютора “Инмарко” — ЧП “Коростелев”. Таким образом, доля “Русского холода” на рынке мороженого Барнаула выросла с 65% до 85%, а в Новосибирске — с 15% до 20%.

Во второй половине мая “Русский холод” купил последнего независимого розничного оператора Новосибирска — торговый дом “Филиппов” (около 100 киосков). Это сделка позволила “Русскому холоду” увеличить свою новосибирскую сеть на 80% (до 223 киосков) и почти сравняться по числу киосков с главным конкурентом — “Инмарко” (250).

Компания “Инмарко” в свою очередь открыла в конце прошлого года филиал в Барнауле, установив в магазинах города около 700 морозильных камер. По словам председателя совета директоров “Инмарко” Дмитрия Докина, помимо собственного производства киосков, его компания всегда готова к рассмотрению вопроса о покупке торговых сетей в городах Сибири. “Однако мы не заинтересованы в заключении сделки любой ценой. Мы точно знаем, сколько стоит та или иная сеть, и из принципа не платим больше ее реальной цены”, — заявил “КС” господин Докин. Так, в феврале 2005 года компания “Инмарко” стала обладателем торговой сети из 40 киосков, принадлежащих омской компании “Сибирская белочка”. Тогда это сделка позволила компании увеличить собственную розничную сеть в Омске на 30% — до 167 киосков. Весной 2006 года “Инмарко” чуть не купила омскую сеть из 30 киосков и 250 морозильных камер компании “Дайс” — обнаруженные скрытые долги сорвали сделку. По оценке маркетологов “Инмарко”, в среднем киоске мороженого продается в шесть раз больше, чем в среднем магазине, а окупаемость киоска составляет 18 месяцев.

По словам Елхова из СМР, одним из следствий консолидации рынка стало падение производства мороженого — например, на рынке Красноярского края в настоящее время доминирует привозное мороженое, а производство местной продукции снизилось. Если в первом квартале 2005 года в крае было произведено 647 тонн мороженого, то за аналогичный период 2006 года — лишь 545 тонн.

Нарастающие мощности

Несмотря на наличие большого количества невостребованных рынком производственных мощностей (около 400 тыс. тонн), компании-лидеры испытывают в летний период дефицит продукции. Активно модернизируют существующие производства, покупают и строят новые предприятия. Так, в мае “Русский холод” запустил производство на своей новой фабрике в Подмосковье (поселок Октябрьский Люберецкого района). Планируется, что уже через два года завод выйдет на полную мощность производства — 60 тыс. тонн мороженого в год.

В непосредственной близости от своего омского производства компания “Инмарко” приступила к строительству еще одной фабрики мощностью 40 тыс. тонн мороженого в год. Завод позволит компании увеличить общий объем продукции до 70 тыс. тонн. Однако, по словам Докина, “Инмарко” до начала широкомасштабного строительства рассматривает возможность покупки действующего предприятия в одном из регионов европейской части страны. Кроме этого, в начале мая в Омске была введена в эксплуатацию первая очередь автоматизированного складского терминала готовой продукции “Инмарко”, который станет одним из самых крупных логистических комплексов России. Площадь хранения — 8,5 тыс. кв. м, емкость — 17 тыс. палет (около 4 тыс. тонн мороженого). До ноября 2006 года будут запущены вторая и третья очереди.

Сезон-2006

Согласно данным исследований консалтингового агентства Market Advice (ноябрь 2005-го — январь 2006 года), проведенных по заказу СМР, общероссийский рынок мороженого насыщен на 92%, региональные — на 93%. “Потенциал для роста небольшой, но имеется. Если считать, что объем производства в 2005 году составил 405 тысяч тонн, то потенциал регионального рынка равен 28 тыс. тонн, а российского — 32 тыс. тонн. Рынок постепенно приближается к насыщению”, — говорится в отчете агентства Market Advice. Президент компании “Айсберри” Илья Гордеев прогнозирует рост российского рынка мороженого в 2006 году на уровне 3–5%. В планах “Талосто” на 2006 год — увеличить продажи в Урало-Сибирском регионе на 40%.

Сибирские производители склонны с оптимизмом смотреть на летний сезон 2006 года. “Единственный неприятный момент — провальный с точки зрения продаж месяц май, который оказался не таким теплым, как хотелось бы. Погода подпортила сибирские продажи не только нам, но и всем остальным игрокам рынка мороженого, — говорит Алексей Ерошенко из “Новосибхолода“. — В связи с нормализацией погоды, думаю, с июня выйдем на полугодовые плановые показатели. Прогнозируем рост к уровню прошлого года в районе 30% (до 10 тыс. тонн)”.

Одной из тенденций сезона-2006 станет рост популярности мороженого домашнего потребления и снижение культуры потребления мороженого на улице. “Эта тенденция наблюдается практически во всех регионах России, в том числе и в Сибирском регионе. Также в Сибири становится популярно есть мороженое в кафе, в то время как в других регионах популярность потребления мороженого в кафе в основном снижается”, — отмечает госпожа Кривицкая. По мнению Гордеева, сегмент семейного мороженого в 2006 году вырастет на 15–20%.

Также компании и эксперты в летнем сезоне-2006 прогнозируют рост спроса на мороженое среднего и высокого ценовых сегментов. То есть переход от биржевого мороженого (вафельный стаканчик, весовое мороженое) к марочному, где конкуренция не столь высока, продолжается. Во многом эта тенденция связана с ростом благосостояния сибиряков. “Потребители мороженого Сибири переходят с дешевых видов мороженого (падает популярность вафельных стаканчиков) на более дорогие (растет популярность рожков и эскимо), а также на мороженое домашнего потребления (брикеты массой более 200 граммов). Эти же тенденции характерны и для всего рынка мороженого РФ, за исключением сегмента эскимо, популярность которого в целом по России падает”, — констатирует Анна Кривицкая из BC Communications.

В связи с этим сибирские производители стремятся предложить своим покупателям как можно больше новинок в более дорогом ценовом формате. Так, на своем барнаульском производстве, по словам Александра Керносова, “Русский холод” на 50% обновит ассортимент мороженого среднего и высокого ценового сегмента. “Рынок мороженого движется в сторону удорожания продукции. Связано это как с ростом тарифов и цен на сырье, так и с тем, что производство дешевого мороженого не очень рентабельно. Поэтому все более или менее крупные производители стараются выпускать дорогостоящую продукцию”, — считает Керносов. По оценке Валерия Елхова из Союза мороженщиков России, рентабельность производства мороженого составляет не более 10%.

“Мы стремимся выводить на рынок новинки. Как показывает практика, рынок очень хорошо на них реагирует. Однако основную долю нашего товарного портфеля составляют традиционные виды мороженого: эскимо, вафельный стаканчик, объемное мороженое, рожок”, — говорит Ерошенко. В этом сезоне “Новосибхолод” планирует на 20% обновить свой марочный портфель.

“На рынке мороженого сегодня нет дефицита предложения, наблюдается серьезная зависимость от чутья в брэндостроении, — уверен Докин. — Например, консолидация на рынке молока обусловлена тем, что это повседневный продукт, чьи потребительские качества мало зависят от брэнда. А рынок мороженого принципиально иной. Сумма слагаемых производств не влечет получения статуса лидера отрасли. Пока не будут выращены сильные брэнды, консолидация отрасли за счет приобретения мощностей не имеет перспектив”.

Сведения о производстве мороженого за I квартал 2006 года

 

за 2006 год
(тонн)

за 2005 год
(тонн)

к соответствующему
периоду прошлого
года, %

Всего по России

60 757

55 398

109,7

Алтайский край

2157

1572

137,2

Красноярский край

545

647

84,2

Иркутская область

1119

1091

102,6

Кемеровская область

1619

1941

83,4

Новосибирская область

5158

5807

88,8

Омская область

7644

7208

106

Томская область

699

781

89,5

/”Континент Сибирь”, 26.06.06/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>