В МОСКВЕ СЕЙЧАС БОЛЕЕ 2500 САЛОНОВ КРАСОТЫ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
В МОСКВЕ СЕЙЧАС БОЛЕЕ 2500 САЛОНОВ КРАСОТЫ

Визит в салон красоты становится привычным делом для россиян: в 2004 году они потратили на эти цели порядка 2 млрд. долларов. При этом потенциал рынка гораздо выше, поскольку в среднем каждый житель нашей страны тратит на посещение салона красоты всего около 13 долларов в год.

По оценкам экспомедиагруппы “Старая крепость”, в 2004 году совокупный объем парфюмерно-косметического рынка составил порядка 6,2 млрд. долларов. При этом его ежегодный рост в последние годы составляет 25-30%.

“Индустрия красоты в нашей стране еще очень молода - ей не более 15 лет, но развивается она активно”, - рассказал ГАЗЕТЕ президент “Старой крепости” Андрей Маслак. Доля салонов красоты на парфюмерно-косметическом рынке составила в 2004 году чуть меньше трети - около 2 млрд. долларов. Это сопоставимо с российским рынком рекламы.

Существенные изменения в развитие рынка салонов красоты вносит рост доходов россиян. С 1998 по 2003 год рост потребительского благосостояния и доступности товаров составил в России 37,4%. По этому показателю мы уступаем только Турции (47,3%) и Румынии (39,1%). “Чем больше у людей появляется денег, тем больше они готовы тратить. Это стимулирует приход новых игроков, ускоряет появление новых, более дорогих услуг”, - считает Маслак.

Чтобы выжить в новых рыночных условиях, салоны красоты вынуждены менять формы работы с поставщиками: если раньше они искали определенную косметику и оборудование, то теперь вынуждены искать партнеров, которые смогут предоставить полный сервисный пакет. Фактически встает вопрос о том, кто быстрее оформит долгосрочные и серьезные отношения с дистрибьюторами, ведь если в случае с косметикой массового сегмента клиент в основном платит за товар, то в салонах - за услугу. “Соответственно весь смысл отношений поставщиков и салонов красоты заключается в том, что речь идет не столько о товаре или продукте, сколько о его продвижении”, - заключил Маслак.

От парикмахерской к VIP-клубу

Только в Москве сегодня насчитывается более 2500 различных салонов красоты. Специалисты выделяют 5 типов салонов в зависимости от набора услуг, расценок, марок используемой косметики, местоположения и социального статуса клиентов. Салоны эконом-класса (1-2 звезды) представляют собой обычные парикмахерские, в которых помимо стрижки клиентам предлагают педикюр, маникюр и мелкие косметические услуги. Наценка за услуги здесь небольшая - порядка 30-40%, а расценки минимальные: визит обойдется в 20-30 долларов. Доля таких салонов на рынке - порядка 25-30%.

Салоны среднего и средневысокого уровня (последние позиционируют себя как салоны для бизнес-клиентов) отличаются от салонов эконом-класса большим набором услуг, в том числе косметических, и более высоким статусом клиентов. Наценка на услуги в них от 100 до 150%, разовый визит обойдется в 100-200 долларов. Доля таких заведений на рынке составляет по 25%.

Пятизвездочные салоны класса люкс сегодня позиционируют себя как имиджевые или корпоративные заведения. Наценка в таких салонах 200-250%, один визит обойдется в 250-300 долларов. Их доля на рынке - порядка 15%.

VIP-салоны больше напоминают закрытые клубы для избранных - жесткий фейс-контроль, местоположение исключительно в центре города. Как правило, прайс-лист не ограничивается традиционными услугами - здесь есть и собственный ресторанчик, где клиенты могут отдохнуть после процедур. Наценка составляет 300-400%, стоимость разового визита начинается от 350 долларов. Такие салоны занимают скромную долю рынка - 5%.

Портрет потребителя

Специалисты и участники рынка утверждают, что среднестатистические российские клиенты салонов красоты на 10 лет моложе европейских. “У нас еще не полностью прижилась традиция ухаживать за собой, - рассуждает Андрей Маслак. - Поэтому большинство людей сейчас относится к услугам салонов красоты с точки зрения моды и поддержания своего социального статуса и престижа”. Вполне естественно, что большая часть клиентов - женщины (75-77% в VIP-салонах и около 80% в салонах бизнес-класса), однако в последнее время начинают проявлять активность и мужчины.

Теперь о финансовой стороне дела. 'Наши женщины тратят на посещение салонов красоты в три раза больше европеек, в среднем 13% своего дохода, - говорит Маслак. - При этом наши потребители тратят деньги не бездумно. Они образованы, всегда пытаются разобраться, что им предлагают, более требовательны к продуктам и услугам салонов красоты”.

Крем для большого пальца ноги

Главная тенденция развития рынка салонов красоты, по мнению специалистов, заключается в том, что потребители становятся более требовательными и переключают внимание с отдельных услуг на комплексные мероприятия, в том числе spa, фитнес и диетическое питание. Одним из ведущих направлений, завоевавших популярность в последние годы, остается anti-age (борьба со старением).

Кроме того, специалисты также говорят о возникновении все более специализированной косметики: недалек тот день, когда мы получим, например, крем для большого пальца правой ноги после ванной или крем для правого уха после завтрака. Наконец, еще одной тенденцией к процветанию салонного бизнеса является демократизация цен. Развитие сети салонов красоты разных классов, в том числе и на условиях франчайзинга, позволяет посетителям покупать больше товаров и услуг по более низким ценам в большем количестве мест.

Некрасивые проблемы

Главная проблема салонов красоты - нехватка квалифицированных кадров. На сегодняшний день можно говорить об отсутствии профессиональных менеджеров и управленцев в салонном бизнесе. Как правило, в него приходят люди 'из ремесла' - косметологи, парикмахеры и начинают выстраивать свой маленький бизнес так, как его видят.

Вторая проблема - наличие достаточно большого “серого” рынка. По оценкам экспертов, на долю недоброкачественной косметики в настоящее время приходится 15-20%. Такое большое количество 'серых' поставщиков затрудняет развитие бизнеса красоты.

Кроме того, существуют и законодательные проблемы, тормозящие развитие рынка: например, многие новые косметические средства и препараты, которые используются на Западе, в течение долгого времени не могут получить регистрацию в России.

/Газета, 29.04.2005/

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>