КАК СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ ПРИЖИВАЕТСЯ В РОССИИ

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КАК СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ ПРИЖИВАЕТСЯ В РОССИИ

В последние годы в России пустил корни многоуровневый сетевой маркетинг (МСМ). При этом одни выступают категорически за него, а другие категорически против. Что такое МСМ? Многоуровневый сетевой маркетинг возник полвека назад в США как некое новое направление индустрии продаж. Чем оно отличается от традиционного? Во-первых, сам акт продажи здесь персонифицирован - производитель товара через своих дистрибьюторов выходит на потребителя и предлагает свою продукцию напрямую. Однако вопреки расхожим представлениям сетевой маркетинг не является бизнесом по распространению. Деятельность дистрибьютора уже давно вышла за рамки чисто прямых продаж "из рук в руки" и, по сути, носит характер индивидуального предпринимательства на профессиональной основе. При этом дистрибьютор является не наемным работником, а независимым предпринимателем, который заключает соглашение о поставке товаров и услуг путем развития личных и деловых контактов. Важным отличием такой формы трудовых взаимоотношений от традиционной схемы "хозяин-работник" является то, что участники МСМ не работают на компанию, а работают с компанией. Деловые взаимоотношения в данном случае - это ясное и гибкое партнерство, в котором компания отвечает за товары, исследования и технологии, правовое обеспечение, финансовое руководство, обучение, гарантии качества, складирование, сферу обслуживания, поощрительные программы и т.д. Дело дистрибьютора - обеспечить рынок сбыта, продажу и обслуживание клиента. Вторая особенность заключается в том, что здесь персонифицирован сам товар. Сеть распространяет только эксклюзивный товар определенной фирмы. Причем от продавца требуется не только доскональное знание предлагаемого продукта, но и обязательное личное участие: он сам должен быть потребителем этого продукта, подтверждая полезность его потребительских свойств. Третья особенность - в оплате труда. Дистрибьютор получает товар со скидкой, а продает по обычной, "фирменной" цене. Система оплаты учитывает не только число личных продаж, но и объемы реализации товаров и услуг теми дистрибьюторами, которых он привлек к работе. По оценкам экспертов, в одной Москве сетевым маркетингом занимается до миллиона человек, в России - 3, а в странах СНГ - до 5 миллионов. Но вопрос пока в том, что система функционирует вне правового поля. Единственным исключением является Москва, где год назад вышло распоряжение мэра "Об упорядочении деятельности по многоуровневому сетевому маркетингу на территории Москвы", а также "Временное положение о лицензировании деятельности по МСМ в городе Москве". По мнению заместителя председателя специальной комиссии при мэре Андрея Челнокова, многие наши предприятия производят вполне добротную продукцию, но реализовать ее не могут. Поэтому необходимы новые эффективные механизмы сбыта, одной из которых является МСМ. Уже к концу этого года при непосредственном участии комиссии должны быть подготовлены соответствующие городской и федеральный законы. Их задача - упорядочить деятельность МСМ, создать некое правовое поле и охватить им компании. Сделать так, чтобы им было легче и спокойнее вести дело, находясь в рамках этого поля, и стало выгодно поддерживать местного производителя. Работа над созданием упомянутой законодательной базы ведется в тесном взаимодействии с несколькими коллективными участниками сетевого маркетинга. Так, исполнительный директор Гильдии компаний сетевого маркетинга Борис Торбин видит основную задачу своей организации в том, чтобы не только создавать нормальные условия для деятельности компаний МСМ, но и обеспечивать полноценную правовую и социальную защиту занятых в них дистрибьюторов. Входящие в гильдию компании "Картель+", "Ньювейс", "Вижн", "Мирра-М" и другие стремятся соблюдать общепринятые принципы легального МСМ-бизнеса. Следует также отметить, что и эти, и многие другие МСМ-компании сегодня не просто обеспечивают работой сотни тысяч наших сограждан, но и ведут серьезную благотворительную деятельность. Как известно, сетевой маркетинг пришел к нам из Америки в трудные времена и вовлек в свою орбиту немалое число инженеров, врачей, учителей и других специалистов. Но, как считает психолог Сергей Всехсвятский, занимающийся изучением особенностей этой сферы бизнеса, сетевой маркетинг на нашей почве трансформировался до такой степени, что Америка-мама не узнала бы свое родное дитя. У нас он под влиянием российского менталитета превратился из жесткого бизнеса в своего рода образ жизни. В настоящее время чаще всего через маркетинговые сети распространяются биологически активные пищевые добавки и косметика. Одни покупают их по пониженным ценам не для продаж, а для личных целей. Другие в свободное время подрабатывают на распродаже. Третьи видят в МСМ главную возможность зарабатывать на организации сбытовых сетей. Таких примерно 3 - 5 процентов от общего числа участников МСМ. А вот получаемые ими высокие доходы являются результатом напряженной предпринимательской деятельности в течение нескольких лет. Спору нет, именно правовая неурегулированность провоцирует появление недобросовестных компаний-однодневок. Но и в этих условиях серьезные компании руководствуются действующими правилами торговли, сертификации и лицензирования. Чтобы не стать жертвой обмана, дистрибьюторам порой достаточно элементарной наблюдательности и здравого смысла. Им следует обращать внимание на наличие у компании необходимых сертификатов и лицензий. Большой вступительный взнос, обещание быстрых и крупных доходов - факт чаще всего негативный, по крайней мере настораживающий. Недобросовестность ведения бизнеса отдельными компаниями -отнюдь не родовой признак МСМ, а скорее болезнь роста. Сегодня сетевой маркетинг - одна из полноправных форм системы продаж, вызванная к жизни объективными потребностями нарождающейся рыночной экономики, а не чужеродная игрушка, пришедшая к нам из-за океана. И участники МСМ, и государство, и общество - каждый по-своему заинтересован в том, чтобы сетевой маркетинг постоянно развивался в цивилизованном русле. И тогда всем вместе от этого будет только польза./ТРУД-7 16.07.1999 /

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>