номер 4 (27) от 02.02.2000 Архив

БИОЛОГИ СТАНУТ БОГАМИ

В 1989 году, когда в истории человечества был начат самый масштабный биологический проект "Геном человека", многие скептики полагали, что все гены человека не удастся расшифровать и за целый век. Однако сегодня ясно, что уже через три года ученые смогут прочесть не менее 3 млрд. наших генов.

Как только обнаруживается новый ген, об открытии сейчас же сообщается в Международный банк генетических данных. В прошлом году, например, были открыты гены гомосексуализма, жестокости, материнского инстинкта, мышц, чувствительности к соли, эпилепсии, артрита, сперматозоидов, наследственной глухоты, памяти, страха, курения и даже авантюризма. Американским ученым из ракового центра Нью-Йорка удалось идентифицировать два гена, обеспечивающих рост и размножение раковых клеток. Был открыт и ген самоубийства. Результаты исследований канадских медиков, более 10 лет изучавших ДНК самоубийц, свидетельствуют о том, что попытки самоубийства объясняются биологическими причинами. В ДНК подавляющего большинства покончивших с собой людей ученые обнаружили мутацию гена серотонинового рецептора, отвечающего за положительные эмоции. "Ген суицида" в буквальном смысле блокировал возможность получать удовольствие от жизни, причиной чего становились тяжелые депрессии. Специалист по проблеме суицида доктор Дэвид Бэкиш завил, что даже при успешном лечении больных, страдающих тяжелыми депрессиями, генетическая мутация сохраняется и может в любой момент спровоцировать рецидив. Как уверяют исследователи, в ближайшие два года станет возможным создание специального теста, при помощи которого можно будет выяснить предрасположенность человека к самоубийству.

Кроме того, из 4000 очень тяжелых наследственных заболеваний к этому году уже расшифровано более 20 геномов возбудителей туберкулеза, язвы желудка, сыпного тифа и т.д. Это очень важно, так как, зная геномную структуру болезнетворных бактерий, можно не только создать вакцины и диагностировать наследственные болезни, но и в ближайшем будущем с помощью внутриматочной генной терапии излечить ребенка прямо в утробе матери. Такая диагностика на ранних сроках беременности на мужских и женских зародышевых клетках называется "молекулярным протезированием". Недавно председатель американского общества генной терапии Пол Андерсон завил, что планируется произвести эксперимент, при котором в эмбрион будут введены гены, компенсирующие один из самых тяжелых генетических дефектов – иммунодефицит. Правда, условия, при которых может быть осуществлена подобная операция, довольно жесткие. Во-первых, болезнь обязательно должна угрожать жизни, во-вторых, в предварительных экспериментах на животных должен быть обязательно доказан лечебных эффект трансгена. Причем беременность, несмотря ни на что, будет прервана, а эмбриональный материал используют для того, чтобы установить, произошла ли замена генетического дефекта.

Если эксперимент пройдет так, как задумано, то недалек тот день, когда ученые приступят к конструированию человека. Ведь можно будет "улучшать" эмбрионы и таким образом "выводить" новую породу людей – устойчивых к заразным болезням и избавленных от врожденных патологий. Кроме того, по желанию "заказчика" ребенка "сделают" красивым и сильным. Однако многих людей волнует этическая сторона подобных экспериментов. Можно ли вмешиваться в природу? Имеют ли право биологи брать на себя функции Бога? Кстати, 23 страны подписали соглашение о запрещении генетических изменений человеческого эмбриона. Но прогресс не стоит на месте, и, скорее всего, запрет рано или поздно будет снят. К чему это приведет никто прогнозировать не берется. Может так статься, что через сотню лет люди будут "делаться" по трафарету. Все будут здоровыми, красивыми и... одинаковыми. (Utro.ru, 02.02.2000)