номер 40 (113) от 10.10.2001 Архив

КРОВЬ РАССКАЖЕТ О БОЛЕЗНИ

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

Недавно вышла монография, изданная учеными Российского научно-исследовательского института геронтологии. Название ее нам, непосвященным, ничего не говорит, хотя труд этот имеет к нам непосредственное отношение - он содержит открытие маркеров (меток) старения. А сама тема всем далеко не безразлична.

В РЕЗУЛЬТАТЕ 15-летних исследований директор Российского НИИ геронтологии академик РАМН Владимир ШАБАЛИН и заведующая лабораторией института доктор медицинских наук Светлана ШАТОХИНА открыли метод анализа структуры бесклеточных тканей человека, его биологических жидкостей. А они, эти жидкости, несут, оказывается, еще более важную информацию, чем хорошо изученная в медицине клетка. В капле сыворотки крови, слюны, мочи можно увидеть картину состояния всего организма.

- ПОСМОТРИТЕ на этот рисунок капли, - говорит Светлана Николаевна Шатохина, - видите этот "гребешок" на ободке? Он служит вестником гипертонии. Для организма очень важно состояние сосудистой стенки, и в сыворотке крови он "сигнализирует", каково оно. Мы видим, например, различные преходящие нарушения мозгового кровообращения, неполадки в работе сердца, склероз сосудов нижних конечностей. Как мы это видим? Любое кислородное голодание тканей дает свой определенный сигнал, который отражается в высушенной капельке сыворотки крови. Вот на этом снимке капли под микроскопом видны штриховые трещинки в краевой зоне, называемые "трещины серебра", - свидетельство спазма капилляров. У здорового человека этого нет. Но иногда люди не ощущают, что у них уже начались подъемы давления. А по сыворотке крови мы это определяем.

Человек проходит обследование - и начальная стадия гипертонии подтверждается. Можно предугадать инсульт, разглядев на ранней стадии очаги нарушения микроциркуляции в головном мозге, и предотвратить удар, предвидеть инфаркт - то есть в капле получить информацию о процессах, происходящих в организме, на стадии предболезни, когда есть шанс ее избежать, затормозить, приостановить.

Академик Шабалин рассказывает, как они подошли к своему открытию.

- Каждая клетка организма вырабатывает свой специфический белок, часть которого выбрасывается в сыворотку крови. Он является той средой, которая сообщает всему организму, в каком состоянии эта клетка, в чем нуждается, что может сделать для всего "сообщества" - так осуществляется всеобщая химическая связь клеток, составляющих организм. Каждая клетка "знает" друг о друге все. Эта гуморальная масса есть во всех биологических жидкостях, но в самом концентрированном виде - в сыворотке крови. И когда мы стали ее исследовать, то увидели четко упорядоченное движение в капле. Вернее, в ее высушенном варианте, в жидком виде ее структура неуловима, все время меняется. Когда жидкости достаточно, все молекулы удовлетворены, но если ее не хватает, молекулы борются за оставшуюся жидкость. Соли смещаются к центру, где жидкости больше, - словом, каждый элемент находит свое место, занимает по отношению друг к другу то положение, которое характерно для их внутренних химико-физических параметров. Так строится структура высушенной капли. Мы выявили принципы этого построения, зафиксировали их, провели сравнительный анализ "картинок" здорового организма и больного. Уже четко определены маркеры старения: гипоксии тканей, ишемии, некроза, склероза... К маркерам раннего старения мы относим и структуры застойных явлений: наблюдаются те же "петлистые" рисунки в капле сыворотки крови хронических больных. Хорошо видны очертания листа при далеко зашедшем склерозе. Очень важный маркер раннего старения - токсическая бляшка, вначале мы увидели ее у больного с явной интоксикацией - почечной недостаточностью. Эту метку мы, как правило, наблюдаем при вялотекущем воспалительном процессе.

Начали в институте с простейшего - с исследования капли мочи. Изучение ее "поведения" привело к открытию закономерностей в образовании камней. В итоге по анализу мочи пациента теперь можно определить наилучшее время для операции по их удалению, иначе тут же начнут образовываться новые. Что зачастую и происходит - люди удаляют камни по нескольку раз и никак от них не избавятся. Затем появились открытия при изучении сыворотки крови. И тут фундаментальные исследования тоже завершились их практическим применением: теперь здесь знают и рекомендуют схему употребления поливитаминов. Чтобы это не привело к образованию камней, разработали методы диагностики, о которых рассказано выше, разгадали коварную роль некоторых пищевых добавок.

- Говоря о болезни как о старении, мы имеем в виду биологический возраст, - поясняет С. Шатохина. - Как известно, возраст есть календарный и биологический. Некоторые люди настолько хорошо сохранили здоровье, что их биологический возраст гораздо ниже календарного. И наоборот - стоит человеку серьезно заболеть или перенести стресс, как он на глазах постарел. Подлечился - понизил биологический возраст. Мы сейчас выявляем структуры старения у молодых, увлекающихся разными средствами для похудения типа тайских таблеток.

Что при этом происходит? В крови "болтается" чужой белок, он выстилает стенки сосудов, не пропуская сигнал голода, необходимости питания. Человек не хочет есть, а ткани голодают, находятся в состоянии гипоксии (кислородного голодания). Худеющий доволен, теряет вес, но расплачивается за это очень дорогой ценой - он запускает процесс старения, в его сыворотке появляется структура листа - признак идущего полным ходом склероза. Мы наблюдали за несколькими молодыми людьми, показали им картины их крови. Испугавшись, они прекратили это издевательство над организмом. "Беспроблемные" похудения оборачиваются в итоге очень большими проблемами. Иногда человеку надо похудеть для его же блага. Но не нужно доверяться сомнительным, несертифицированным средствам, разрекламированным на каждом углу, говорят ученые. Лучше всего прийти в институт - провериться, проконтролировать этот процесс, чтобы он прошел без вреда для здоровья. Сейчас распознаются по капле около 20 заболеваний или "подступов" к ним. Эти способы диагностики не имеют аналогов в мире и защищены патентами 40 стран. Они очень просты, дешевы, не требуют особого оборудования и, по словам академика Шабалина, доступны даже сельской больнице. ("Здоровье/приложение к АиФ", 04.10.2001)