Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 32 (105) от 15.08.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ПЯТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАКОСМИЧЕСКИЙ САЛОН В ЖУКОВСКОМ

Нынешний авиасалон МАКС`2001 рекомендуется посетить историкам отечественной авиации, любителям ваз, конфетниц, газонокосилок, танков и пивных кружек

14 августа в подмосковном Жуковском начал свою работу Пятый Международный авиакосмический салон (МАКС`2001). Как говорит заместитель гендиректора ОАО "Авиасалон" (организатор аэрошоу) Николай Занегин: "МАКС прочно занял место в семерке крупнейших авиационных выставок мира, обойдя берлинский, китайский, корейский и японский салоны". Напомним, что руководство оргкомитета МАКС`99 с пеной у рта доказывало журналистам, будто бы российская авиавыставка борется за первое место с крупнейшим аэрошоу в мире - знаменитым парижским Ле Бурже.

По словам г-на Занегина, организация салона обошлась в несколько миллионов долларов, но он уверен, что такие расходы оправданны и выставка убытков не принесет. Проведение второго по значению мирового аэрошоу в Фарнборо потребовало от британцев, по сведениям г-на Занегина, более 30 млн долларов, прибыли же, полученные от сделок, превзошли инвестиции в сотни раз. Предыдущий салон - МАКС`99 - практически никакой коммерческой отдачи не принес, и тем не менее организаторы нынешнего смотра не сомневаются, что на этот раз им непременно удастся взять реванш.

От газонокосилок до фарфора

В нынешнем авиасалоне участвуют 525 компаний из 33 стран мира. По прогнозам, выставку посетит около полумиллиона человек. "Крылатая" экспозиция размещается в 25 павильонах и 56 шале на площади 11,5 тыс. м2, а еще более 160 тыс. м2 отдано экспозициям под открытым небом. "Мы сдали в аренду все площади и ожидаем, что по всем показателям на тридцать-сорок процентов превзойдем прошлый МАКС", - уверенно заявил нам господин Занегин.

Хоть и возросло количество участников салона почти на сотню, с высокой долей вероятности можно предположить, что нынешний МАКС будет к Ле Бурже или Фарнборо ничуть не ближе, чем прошлый. Именитых западных корпораций, ранее бойкотировавших российский салон, в списке экспонентов и на этот раз не удалось обнаружить. От участия в МАКСе опять отказались канадская Bombardier, британская BAE Systems, американская Fairchild Dornier (все три выпускают реактивные региональные самолеты и лайнеры для бизнесменов), производители авиадвигателей - General Electric и Rolls-Royce, почти все западные производители вертолетов.

На авиасалоне не будет ни одной сколько-нибудь значимой мировой аэрокосмической премьеры. Ведущие мировые корпорации, как российские, так и западные, все свои новые разработки уже показали в июне на парижском Ле Бурже. Но участники выставки по этому поводу не унывают. По замыслу некоторых из них, отсутствие премьер в области аэрокосмоса, видимо, может быть компенсировано премьерами в других областях техники. Так, впервые на российском аэрошоу будет представлен прошедший глубокую модернизацию отечественный танк Т-72, выпускаемый "Уралвагонзаводом". Есть новинки и в области потребительских товаров. ММПП "Салют", выпускающее двигатели для боевых самолетов, покажет лодочный мотор "Салют-Э" мощностью в две лошадиные силы, многофункциональные мотоблоки для стрижки газонов, выкапывания и окучивания картофеля, а также напольные механические и электронные весы массой до трех килограммов. Если верить пресс-релизу ММПП "Салют", они "оптимальны для эксплуатации в домашних условиях". Приятно будут удивлены любители фарфоровой посуды. На МАКСе их вниманию предложат чайные сервизы, вазы, конфетницы и пивные кружки - обновленный ассортимент компании "Сысертский фарфор", не известной широкому кругу потребителей. Организаторы советуют журналистам "на показах подобных экспонатов не зацикливаться, а обратить внимание на широкую гамму современных российских военных и гражданских самолетов и вертолетов".

Действительно, натурных образцов наших летательных аппаратов будет показано более сотни (все - давно известные модели наших и украинских КБ), половина из них выполнят показательные полеты. А вот иностранные участники привезли на МАКС всего девять самолетов (четыре легких машины Cessna, и по одному Gulfstream IV-SP, Falcone 900 EX, Boeing-717, истребитель Mirage F1-AZ и чешский легкий самолет Maya), но участвовать в полетах они не будут. Правда, организаторы МАКС`2001 обещали взамен четырехчасовую программу показательных полетов летчиков-асов из бригад "Русские витязи", "Стрижи" и "Русь" на самолетах МиГ и Су, а также выступление творческих коллективов и духовых оркестров.

Анекдот о пятом поколении

Прежде всего посетителей МАКСа будет интересовать, как продвигаются работы по созданию истребителя пятого поколения. История разработки такого авиационного комплекса уже давно приобрела анекдотический характер. К разработке истребителя пятого поколения в начале 90-х в России приступили сразу две корпорации - РСК "МиГ" и АВПК "Сухой". К концу 1998 года микояновцы с гордостью продемонстировали журналистам и военным некий объект под индексом 1.44, назвав его прототипом самолета пятого поколения. Объект быстро прокатили по взлетной полосе, после чего тут же зачехлили и увезли. С тех пор сменилось несколько руководителей "МиГа", каждый из которых регулярно (примерно раз в два месяца) потчевал общественность обещанием вот-вот поднять объект 1.44 в воздух, чего так и не произошло. Это позволило журналистам предположить, что объект 1.44 и не самолет вовсе, а громкие заявление микояновцев - афера, затеянная с целью получить бюджетные средства. Впрочем, руководителям "МиГа" просто необходимо было изобразить бурную деятельность, ведь за последние двадцать лет РСК "МиГ" не смогло представить публике ни одного принципиально нового боевого самолета (МиГ-29 и МиГ-31 - последние реальные достижения КБ Микояна и Гуревича - проектировались еще в 60-70-х годах). Последний глава РСК "МиГ" Николай Никитин, пришедший в корпорацию в 1999 году и узнавший, что такое на самом деле объект 1.44, заявления по поводу этого изделия делать перестал, ссылаясь на гостайну. Вместо этого Николай Никитин охотно начал рассказывать о том, как его предприятие на деньги, полученные от экспорта МиГов, будет производить новый пассажирский ближнемагистральный лайнер Ту-334 (он должен заменить устаревший Ту-134). Предполагалось, что Ту-334 будут делать в Иране, на киевском "Авианте", в Самаре и в Ульяновске. Но вскоре шеф "МиГа" перестал говорить и о Ту-334 просто потому, что на экспорт РСК "МиГ" продать почти ничего не удалось и новый проект финансировать не из чего. Как заявил нам высокопоставленный руководитель микояновской корпорации, у РСК "МиГ" денег на Ту-334 нет и при самых благоприятных условиях финансирования этот самолет будет сертифицирован в 2003-2004 годах.

Сегодня руководство "МиГа" лелеет две новые идеи. Первая из них - наладить серийное производство учебно-тренировочных машин МиГ-АТ, созданных при участии французских компаний Snecma и Thales Avionics. Таких самолетов, обладающих цифровой системой дистанционного управления, глава "МиГа" надеется выпустить и продать около четырехсот штук. А вторая - заняться модернизацией старых французских истребителей Mirage F1-AZ вместе с ВВС Южно-Африканской Республики. Эта машина будет оснащаться нашими двигателями РД-33 и ракетами класса "воздух-воздух" Р-73.

И МиГ-АТ, и Mirage F1-AZ микояновцы покажут на МАКСе. Однако оба этих проекта многие наблюдатели считают малоперспективными. Рынок учебно-тренировочных машин типа МиГ-АТ, по прогнозам некоторых экспертов, в ближайшие годы будет сокращаться (новое поколение военных самолетов потребует и нового типа учебно-тренировочных машин). Концепция модернизации истребителей Mirage, предложенная РСК "МиГ", тоже выглядит необдуманной. Сейчас почти все проекты по модернизации нацелены на усовершенствование авионики с тем, чтобы превратить истребитель в многофункциональный авиакомплекс, способный поражать цели не только в воздухе, но и на земле и на воде. Заказчики требуют именно этого, а не установки ракет "воздух-воздух" и повышения мощности двигателя. По мнению экспертов, увлекшись новыми проектами, г-н Никитин не смог даже должным образом организовать работы по модернизации самолета четвертого поколения МиГ-29, не говоря уж о пятом. По словам главкома ВВС, генерала армии Анатолия Корнукова, действия руководства РСК "МиГ" выглядят как "вялые и неуклюжие". Правда, в самом РСК "МиГ" с этим не согласны. Представители этой корпорации говорят, что как раз на МАКСе совместно с германской DASA подпишут договор о модернизации МиГов, стоящих на вооружении стран Восточной Европы. Впрочем, как выяснил "Эксперт", это всего лишь очередной протокол о намерениях. Таких документов было подписано уже немало, но толку от них до сих пор нет, как нет и четкой, согласованной с заказчиками концепции модернизации МиГ-29. Тем временем восточноевропейские страны либо сами пытаются модернизировать МиГи, либо пользуются услугами поднаторевших в этом деле израильских фирм.

Гендиректор "Сухого" Михаил Погосян в модернизации семейства Су добился куда больших успехов, чем его бывший заместитель Николай Никитин. На выставке АВПК "Сухой" представит почти все последние варианты модернизации своих машин четвертого поколения, которые охотно покупают в Азии: истребители Су-30МКК (для Китая) и Су-30МКИ (для Индии) с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, Су-32, Су-35, штурмовик Су-39 и некоторые другие. Г-н Погосян надеется продать за рубеж около 500 истребителей Су-27 и Су-30 в различных модификациях на сумму почти в 17 млрд долларов. А вот судьба прототипа истребителя пятого поколения С-37 "Беркут", недавно переименованного в Су-47, который также будет выставляться на МАКСе, так и остается неясной. На последнем авиасалоне в Ле Бурже г-н Погосян неожиданно заявил, что "'Беркут' уже перевернутая страница". Что это означает - неизвестно. Но можно предположить, что концепция российского истребителя пятого поколения как-то изменилась.

Илья Клебанов на прошлой неделе заявил, что "для создания в России истребителя пятого поколения в ближайшие годы потребуется полтора миллиарда долларов, но из бюджета в течение следующих десяти лет удастся выделить гораздо меньше. Так что остальные ресурсы нужно искать". Где именно - вице-премьер не уточнил. Вместе с тем г-н Клебанов поставил задачу - к 2008-2009 году подготовить самолет пятого поколения к серийному производству. Кто именно будет готовить самолет к производству, проштрафившийся "МиГ" или удачливый "Сухой", пока непонятно. В ближайшее время Минобороны должно объявить тендер.

Пока наши конструкторы ищут деньги и готовятся к тендеру, американские корпорации Boeing и Lockheed Martin уже во всю испытывают свои легкие истребители пятого поколения JSF (тяжелые F-22 Raptor у них уже есть), которые в 2007 году поступят на вооружение армии США.

Авиационный музей

На МАКСе американцы свои истребители показывать не будут. Вместо них Boeing представит стоместный самолет Boeing-717, принадлежащий авиакомпании "Туркменские авиалинии", но это далеко не новинка. Boeing-717 - прямой конкурент Ту-334 - был разработан еще в 1996 году и сейчас успешно эксплуатируется на линиях в США. Впрочем, американцы и не скрывают, что приехали в Россию главным образом для того, чтобы заключить соглашение с АВПК "Сухой" и АК "Ильюшин" о совместной разработке нового регионального реактивного самолета. Ожидалось, что этот документ будет подписан еще во время салона в Ле Бурже, но тогда не удалось согласовать позиции сторон, и подписание перенесли на МАКС. Как заявил "Эксперту" президент Boeing по инженирингу и технологиям Дэвид Свэйн, "что это будет за самолет - сейчас сказать невозможно". По его словам, сначала нужно исследовать рынок и понять, стоит ли вообще его производить.

А вот конкурент корпорации Boeing - европейский концерн EADS, владеющий 80% акций Airbus, - уже точно знает, что ему необходимо производить вместе с российскими аэрокосмическими компаниями. Это части фюзеляжа ближнемагистральных самолетов A-319/A-320 и некоторые конструкции супергиганта A-380. Ожидается, что во время МАКСа президент EADS Филипп Камю посетит ЦАГИ и подпишет с руководителями института ряд соглашений о сотрудничестве.

Подписание этих важных документов с нашими западными партнерами в определенной степени компенсирует приверженцам научно-технического прогресса унылые впечатления, которые они получат от просмотра экспозиций российской гражданской и военной авиатехники. Зато МАКС`2001 наверняка вызовет неподдельный интерес у историков нашего авиапрома. Так, например, поклонники самолетов ОКБ имени Яковлева на выставке смогут увидеть пассажирские Як-40 и Як-42, запущенные в серию в 1968-м и 1980 году соответственно. А любителей разработок Туполевского КБ ждет встреча с Ту-134, запущенным в серию в 1962 году, с Ту-204, разработанным в 1989 году, и с Ту-214 (удлиненная версия Ту-204). Последние два самолета можно не только посмотреть на выставке, но даже и полетать на них. Правда, для этого придется купить билет на рейс авиакомпании "Дальавия" из Хабаровска в Москву или, скажем, на чартер Москва-Пула (Хорватия) "Красноярских авиалиний".

Боевая авиация второй половины прошлого века широко представлена туполевскими самолетами. Это в основном наши стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160 (все разработки 60-х годов). Есть что посмотреть и у микояновцев. По предварительным данным организаторов салона, будет показан хит 1958 года - истребитель МиГ-21. А среди линейки машин "Сухого" историки скорее всего отметят Су-17, созданный в 1966 году. Впрочем, на выставке будут экспонаты и более поздних разработок: Ан-26 и Ан-30 (1970-1974), а также Ан-74 (1984). Если авиаторам на нынешнем МАКСе ничего не остается как созерцать разработки прошлого, у специалистов по космосу и двигателистов дела обстоят несколько лучше.

Двигатель без самолета

На наш взгляд, экспонатов, которые, без сомнения, можно назвать хитами салона, всего два. Первый из них - макет возвращаемой первой ступени ракеты "Ангара". Это ускоритель "Байкал" длиной 26 м и массой 20 тонн, демонстрировавшийся два месяца назад в Ле Бурже. Эта новая разработка ГКНПЦ имени Хруничева, представляет собой гибрид ракеты и самолета. Внешне "Байкал" похож на обычную первую ступень ракеты цилиндрической формы, разница лишь в том, что на нем предусмотрено хвостовое оперение, а в центральной части корпуса - крылья размахом 17 м, которые при старте с земли находятся в сложенном виде. В носовой части ступени смонтированы два авиационных реактивных двигателя. Когда первая ступень отрабатывает свой цикл, то ускоритель разворачивается на 90 градусов и возвращается к месту старта как обычный самолет, совершая посадку при помощи шасси. Как сообщили "Эксперту" в Центре имени Хруничева, "Байкал" можно будет использовать до пятидесяти раз, поэтому расходы на запуск сократятся примерно на четверть. По оценочным данным, стоимость запуска самой легкой ракеты-носителя из семейства "Ангара" с "Байкалом" составит 12-15 млн долларов. Другое важное достоинство возвращаемой первой ступени - ликвидация полей падения, в результате чего необходимость привязываться к определенной трассе запуска ракет отпадает сама собой. Две недели назад в НПО "Энергомаш" успешно прошли первые огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РД-191, который работает на кислороде и керосине и будет устанавливаться на "Байкале". Он имеет одну камеру сгорания и новый турбонасосный агрегат, подающий в нее смесь кислорода и керосина, а также новую систему управления потоками компонентов топлива. Как ожидается, свой первый полет "Ангара" вместе с "Байкалом", оснащенным двигателями РД-191, совершит в 2004-2005 годах. "Байкал" уже вызвал самый живой интерес у иностранцев. По словам главного конструктора НПО "Молния" (партнер Центра Хруничева) Юрия Труфанова, сейчас начались активные переговоры с западными специалистами о возможности использования "Байкала" вместо твердотопливных ускорителей на французской ракете Arian-5.

Вторая новинка - прототип двигателя пятого поколения для боевых самолетов АЛ-41 разработки КБ "А. Люлька-Сатурн", объединившегося недавно с "Рыбинскими моторами" в НПО "Сатурн". Макет этого двигателя выставлялся на прошлом МАКСе, а сейчас, по словам коммерческого директора "Сатурна" Василия Данилова, будет показан уже опытный образец. Российские власти недавно приняли решение о разработке двигателя пятого поколения именно на базе технологии, примененной в АЛ-41. Что это за технология и какими техническими характеристиками будет обладать новый двигатель, Василий Данилов сообщить "Эксперту" отказался, сославшись на гостайну. Тем не менее нам удалось узнать, что АЛ-41 должен будет обеспечить новым боевым самолетам бесперебойный режим работы в условиях сверхзвуковой крейсерской скорости (более 2,5 Маха). Для этого газотурбинному АЛ-41 необходима новая жаропрочная турбинная лопатка, способная выдерживать рабочую температуру свыше 2300 градусов по шкале Цельсия. (Для сравнения: турбинные лопатки, применяемые на существующих сейчас двигателях четвертого поколения, уже при температуре 1800-1900 градусов достаточно быстро разрушаются.) Такая новая лопатка недавно была создана во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ). Как сообщил нам замгендиректора ВИАМа Борис Ломберг, ее удалось сделать, применив метод высокоградиентной кристаллизации. Лопатка, отлитая по такой технологии из сплавов на основе никеля и легированных рением, представляет собой монокристалл. По словам Бориса Ломберга, новая лопатка защищена ионно-плазменным покрытием на основе алюминия, и ее ресурс в два-три раза больше, чем у ныне действующих лопаток. Но к серийному производству, как заявили Борис Ломберг и Василий Данилов в интервью "Эксперту", ни новая лопатка, ни тем более двигатель АЛ-41 пока не готовы. "Нам предстоит еще сделать большой объем работ и посмотреть, как будет вести себя двигатель с новыми лопатками непосредственно на истребителе", - говорят конструкторы. Но судя по экспозиции нынешнего МАКСа, самолета российского производства, которому потребовались бы такие двигатели, в ближайшее десятилетие ожидать не стоит.

/"Эксперт", 13.08.2001/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 11.12.2019
    USD63,5788-0,1456
    EUR70,3881-0,1166
    E/U1,1071+0,0007
    БВК66,6430-0,1325
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности