Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 32 (105) от 15.08.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


НОВОЕ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

Стоимость комплекса бортового оборудования составляет до 50% цены наиболее современных западных военных самолетов и вертолетов. Сегодня именно "борт" самолета или вертолета определяет его эффективность как полноценного боевого комплекса. Такова мировая тенденция. В России она еще более четко выражена.

Вследствие катастрофически низкого финансирования национальных военных программ создание и серийное производство новых образцов авиационной военной техники в ближайшее десятилетие просто невозможно. Единственный остающийся путь повышения боевой эффективности российских ВВС - модернизация существующей техники.

Работа по модернизации становится все более востребованной и на внешних рынках - иностранные заказчики требуют поставок им техники с современным "бортом". Все это привело к укреплению позиций отечественных разработчиков и производителей бортового оборудования в системе производства военной техники. На них приходится значительная доля финансовых поступлений по экспортным контрактам, и сегодня эти предприятия активно интегрируются. Крупнейшие компании здесь - Раменское приборостроительное КБ и консорциум "Технокомплекс", в который входят производители бортовых систем, которые разрабатывает РПКБ. Руководитель этих компаний Гиви Джанджгава рассказал "Ведомостям" о том, какими ему видятся взаимоотношения крупнейших игроков на рынке, каковы перспективы его фирм и отрасли в целом.

- В ближайшее время должен быть подписан президентский указ о создании концерна "Авионика". В нем у государства будет контрольный пакет, у "Технокомплекса" - 49%. При этом концерн "Авионика" должен получить контрольные пакеты всех предприятий "Технокомплекса". Зачем вам, в общем преуспевающему частному предприятию, возвращаться в государство?

- Во-первых, одно предприятие в нашем бизнесе не может существовать само по себе. Поэтому идет корпорирование. У нас в "Технокомплексе" государству принадлежат довольно приличные пакеты акций - от 15% до 49% на различных предприятиях. Это достаточно большая собственность. Чтобы управление было более эффективным, ее надо концентрировать. Чтобы концентрироваться, государство вкладывает 51% , мы вкладываем 49% - и вместе делаем систему управляемой. Ведь государству сейчас для управления акций тоже недостаточно - ни на одном из предприятий у него контрольных пакетов нет. Нет таких возможностей и у "Технокомплекса". Однако если мы сложим возможности государства и "Технокомплекса", то в целом получаются контрольные пакеты на каждом из предприятий. А без управляемости вменяемой корпоративной структуры не существует.

- Но при этом вы, по сути, отдаете контроль над новой структурой в руки государства. А оно сегодня ваши взгляды на будущее концерна "Авионика" разделяет, а завтра разделять не будет.

- Кого вы называете государством? Конкретные персоналии? Так мы каждому человеку во властных структурах готовы доказывать правоту своей научно-технической политики. И без этого, без самого плотного взаимодействия с властными структурами, все равно не обойтись. Ну допустим, мы - частное предприятие. И что дальше? Комплектующие мы должны где-то брать, смежники у нас есть. Мы должны входить в некую структуру, иначе производство просто не наладить. Оборонная техника не создается так, как ширпотреб. Там можно сделать все у себя на коленке, организовать натуральное хозяйство и нормально работать. А мы сейчас завязаны друг на друга, мы в одиночку ничего не можем.

- "Борт" считался традиционно слабым местом советских, а затем и российских самолетов. Насколько серьезно наше отставание от иностранных аналогов?

- Война будущего - это война роботов. И управляющим системам сегодня в мире уделяется гораздо большее внимание, чем исполнительным устройствам. То же самое и у нас. Мы, например, создаем большие информационные системы, которые на основе разведданных, других вводных моделируют боевые ситуации, делают полетное боевое задание, которое потом закладывается в "борт", и он действует в соответствии с этим заданием. У нас есть успехи и по другим направлениям. Мы сейчас можем делать высокоинтеллектуальный "борт".

- Но при этом мы сидим на импортных комплектующих и элементной базе. А эти поставки могут быть остановлены в любой момент.

- Конечно, все делать самим и конкурировать со всем миром, как раньше, невозможно. Надо встраиваться в международный рынок, в том числе и производства военной техники. И ничего страшного в этом нет. Надо гораздо более активно использовать продукцию гражданского назначения. Мы, например, используем для оборудования кабин самолетов жидкокристаллические индикаторы обыкновенных lap-top. Их поставки запретить никто не сможет. Мы берем ширпотребовское стекло, сами греем его, наносим дополнительные слои, распаиваем и т. д. Второе: мы где-то берем элементную базу и видим, что эту продукцию производит не одна фирма и не одна страна. Мы видим, что везде одновременно это рухнуть не может. Мы можем покупать лицензии и т. д.

- Так насколько российские самолеты по "борту" отстают от западных конкурентов?

- Сегодня можно говорить, что некоторую технологическую отсталость мы компенсируем своим национальным достоянием - сообразительностью. Но если серьезно, то в технологии мы отстаем не сильно. Мы сформулировали для себя три принципа, чтобы выжить на мировом рынке: мы должны знать свое дело лучше, чем конкуренты, - знать физику, научно-технические основы; по технологиям не сильно отставать; и третье - иметь возможность предлагать продукт на 20 - 30% дешевле, чем конкуренты.

- Скажите, а почему тогда мы, имея хорошие технологии, не сильно отставая по технике от израильтян, французов, американцев, теряем рынки модернизации нашей техники?

- Рынок сужается с начала 90-х, и прежде всего по политическим причинам. Мы ведь со многими странами не торговали вооружениями, а передавали военную технику практически задаром. Это одна сторона вопроса. Другая - нельзя монополизировать торговлю оружием. Если у меня есть лицензия на исполнение гособоронзаказа для родных Вооруженных сил, почему мне нельзя доверить поставлять вооружения для других стран? Какая логика? Регулировать нас, лицензировать - это другое дело. Государство может проверять, есть ли у меня или нет маркетинговая служба, плачу ли я таможенные сборы, - пожалуйста. Есть ВТС глобальное, миллиардные политические контракты - пусть ими занимается "Рособоронэкспорт". Но есть обучение, ремонт, модернизации, масса мелких работ. В сумме они могут давать поступления не меньше, чем мы получаем от миллиардных контрактов. Весь мир делает так. А через одно горлышко "Рособоронэкспорта" работать нельзя. Он физически не в состоянии охватить гигантское количество мелких контрактов. Чтобы с ними эффективно работать, предприятиям нужно дать право заниматься ВТС, пусть и в каких-то ограниченных ценовыми параметрами или политической значимостью контрактов пределах.

- Один из самых больших и денежных проектов сегодня - модернизация самолетов семейства Су-27. Но Минобороны выбрало вариант "Русской авионики". Чем в этих условиях будете заниматься вы?

- Ну, заказ Минобороны - в наше время не самый денежный и вкусный. Дальше, главком ВВС посчитал, что нужно модернизировать так. А что модернизировать? Тот пилотажно-навигационный комплекс, который сделали именно мы. Вы считаете, что мы свой комплекс можем хуже модернизировать, чем кто-то другой? Есть программа создания "борта" истребителя пятого поколения. Этой программой мы занимаемся уже лет 12 - 15. Перестройка здесь застала нас с "поднятой ногой". Военные поставили нам задачу разработать комплекс бортового оборудования на принципах модульных систем открытой архитектуры и межвидовой унификации. В прошлом году компоненты этих комплексов пятого поколения мы начали производить по 300 - 500 единиц - вычислительные машины, индикаторы, системы управления оружием, системы управления самолетом и т. д. То есть отдельные системы, из которых составляется по магистральному модульному принципу борт пятого поколения. И они уже выпускаются серийно.

- Вы имеете в виду, выпускается в рамках реализации китайского контракта на Су-30МКК, где вы выступаете в роли интегратора бортового оборудования?

- Не только Су-30МКК. Эта программа реализуется на новом фронтовом бомбардировщике Су-27ИБ. Это основная наша работа для ВВС. А других таких программ, не модернизации, а создания новой техники, которые бы планомерно делались в интересах Минобороны, по-моему, больше в боевой авиации нет.

Второй наш проект для Минобороны - это армейский вертолет Ми-28 ночной. Он тоже уже на летных испытаниях. Делаем корректировщик огня на базе вертолета Ка-31 и бортовой комплекс для ударного вертолета Ка-52. Плюс мы ведем ряд работ по стратегическим комплексам Ту-95 и Ту-160. Все эти разработки унифицированно делаются на элементах и принципах интеграции пятого поколения. Это, еще раз повторю, уже свершилось, серийно выпускается. Сейчас мы модернизируем Ми-24. Несколько недель назад был показ его возможностей на полигоне под Ахтубинском. Эту модернизацию мы сделали вместе с "Росвертолом" и МВЗ им. Миля очень быстро, практически за три месяца. Мы показали, что на элементах пятого поколения с использованием принципов межвидовой унификации (тепловизор там стоит танковый) можно быстро сделать модернизацию. И теперь мы методом обратной унификации элементы комплекса пятого поколения (уже разработанные и запущенные в серийное производство) используем для модернизации техники предыдущего поколения. Вот наш принцип.

Принцип "Русской авионики", насколько я понимаю, другой: есть летательный аппарат, есть насущные задачи, и они пытаются вертолет или самолет модернизировать для решения этих задач. Это конкретная работа. Собственно, работать мы начинали вместе с "Русской авионикой", туда переводили наших людей и т. д. Принцип был какой - ввиду более плотных связей с заказчиком (Минобороны) , понимания его насущных потребностей "Русская авионика" должна была показывать варианты модернизации военным. А мы после этого, используя свои фундаментальные, "тяжелые" технологии, установленным порядком должны были все это сделать, провести испытания, довести до заявленных показателей. Ну а дальше, в процессе работы у них выросли аппетиты, появилось желание быть самостоятельными. У меня тут, в принципе, никаких вопросов нет. Каждый имеет право на свой путь и свои дерзания.

- Кроме вашей "модернизации" вертолета Ми-24 под Ахтубинском был и вариант "Русской авионики". Что, Минобороны объявило тендер?

- Мы Ми-24ПН делали по госзаказу. А у "Русской авионики" было оперативное задание. Мыслилось так, что мы будем делать модернизацию долго, по всем правилам. А "Русская авионика" сделает быстро, чтобы можно было сразу вертолеты направить в Чечню. Но не получилось - они делают еще дольше, чем мы. Знаете, есть правило автомобилиста: самый короткий путь - это тот, который ты знаешь. По правилам работать быстрее. На базе своих технологий, имея определенный задел, с "Сухими", с [президентом Иркутского АПО Алексеем] Федоровым мы вышли на индусов и сделали проект Су-30МКИ, а с [генеральным директором Комсомольского-на-Амуре АПО Виктором] Меркуловым вышли на китайцев и сделали проект Су-30МКК. Вышли с нашими предложениями провести по этому единому принципу модернизацию и парка самолетов для отечественных ВВС. Но почему-то ВВС это не устраивает.

- Одна из причин, по которым Минобороны отказалось от вашего варианта модернизации Су-27, - его дороговизна, необходимость радикального изменения существующего комплекса бортового оборудования. ..

- Никто его не оценивал, насколько он дорог. Цены для инозаказчика и цены для наших военных - это разные цены. Цены работ для инозаказчика сегодня близки к мировым. И поэтому мы можем зарабатывать средства для того, чтобы вести работы для нашего Минобороны. У меня сегодня половина работ ведется в интересах Минобороны, половина - это ВТС. При этом 95% финансирования дает экспорт и лишь 5 - 7% идет от Министерства обороны.

- А сколько составляет объем продаж вашей компании?

- Если говорить по "Технокомплексу", по авиационной тематике, то объем продаж - около $150 млн. При этом кто-то еще работает на автомобильную тематику параллельно, кто-то на энергетику. За счет этих средств мы и ведем работы для Минобороны. Я пиаровскими акциями не занимаюсь, однако могу сказать, что дороже наш вариант модернизации быть не может. Потому что это будет серийная продукция, будет унификация для всех видов летательных аппаратов.

- Каково у вас соотношение между гражданским и военным производством?

- На гражданскую продукцию приходится очень небольшой процент. Там пока просто нет покупателя, способного брать нашу продукцию в объемах, сопоставимых с военными производителями.

- Но вы перед собой ставите проблему диверсификации производства? Ведь сидеть на одном лишь военном производстве, наверное, неправильно?

- Военно-техническое сотрудничество в силу своей неустойчивости, как говорят, не может являться системообразующим фактором для выстраивания долгосрочной политики. Но там есть деньги. Системообразующим должен быть оборонный заказ. По правилам должна быть военная доктрина, долгосрочная программа вооружений и т. д. Но программа вооружений до сих не утверждена, и денег практически нет. Есть гражданский рынок, внутренний рынок, который тоже вроде бы должен быть системообразующим, но там тоже нет денег. Потому что очень низка покупательная способность. Оно и понятно. Если в США раз в 15 поднять стоимость авиабилета и соотношение между его ценой и средней зарплатой станет, как в России, то и там перевозки упадут до нашего уровня. И там тоже рынок для компаний, подобных нашей, рухнет почти до нуля. В общем, все компоненты получаются не системообразующие. То есть нельзя анализировать ситуацию на рынке, прогнозировать что-то - просто не от чего оттолкнуться. Но если умудриться квалифицированно сложить эти компоненты, покрыть их едиными технологиями, то суммарно мы получим системообразующий рынок. Мы это и делаем. Мы завязываем ВТС, оборонный заказ и частично гражданскую продукцию на одни технологии, унифицируем. Это дает возможность сделать следующий шаг - запустить серийное производство. У нас возникает серийноспособность. А это в сегодняшних условиях очень большое достижение. И мы на серийное производство по основным своим технологиям вышли.

/"Ведомости", 15.08.2001/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 20.02.2020
    USD63,6873-0,0825
    EUR68,7823-0,3059
    E/U1,0800-0,0034
    БВК65,9800-0,1830
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности