Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 4 (77) от 31.01.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


УГРОЗА "БОЛЬШОГО КРУГА"

Заканчивается цикл технологического обновления, может оказаться, что последнего

С детства мы прониклись словами "зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей...". Это не просто наивное детское воспоминание. Вопреки разуму большая часть населения России включая государственных и ученых мужей живет этим и поныне. Недаром в интервью о судьбах российской экономики постоянно присутствует тезис о потенциале нашего аэрокосмического комплекса, о наработках ученых и т. п.

Да, все это было, можно сказать, еще есть. Пока есть.

С начала 90-х госфинансирование новой техники фактически прекратилось. Предупреждения специалистов типа "надо что-то делать, иначе нас ждет катастрофа" повисли в воздухе. И тому было как минимум две причины. Во-первых, провидцы обычно не в силах были предложить что-то вразумительное. А во-вторых, жизнь, казалось, просто блестяще опровергала предвестников бури. Год за годом продолжался финансовый голод, а ничего страшного не происходило.

Вот характерный пример. Недавно я побывал на заводе авиационных двигателей. За последние пять с лишним лет он не выпустил ни одного нового двигателя (при том что в былое время он их производил по нескольку сотен в год). И - ничего. Стоит завод, люди ходят на работу. Директор крутится, собирает крохи за счет ремонтных работ, непрофильных бизнесов вплоть да строительства и продажи жилых домов. При этом старательно отгоняет назойливых иностранных инвесторов - заботится о стратегических интересах обороноспособности страны. Мало того, обещает еще продержаться. Правда, недолго, годика два-три. Не более, ведь средний возраст работников переваливает за шестьдесят, двигатели морально устаревают, новых наработок нет.

Впрочем, проблема характерна не только для бедствующего ВПК, она проявляется фактически во всех отраслях промышленности. В РАО "ЕЭС России" говорят о том, что к 2003 году может не хватить мощностей для обеспечения потребностей в электроэнергии: старые станции выбывают из строя, новые не строятся. В "Газпроме" предупреждают о конце газовой паузы: месторождения иссякают, а новые осваиваются медленно. И так везде. Возможно, конечно, естественные монополисты сгущают краски. Скорее всего удастся продлить срок эксплуатации дряхлых электростанций, выдавить еще десяток-другой миллиардов кубометров газа. Но сути дела это не меняет. Не 2003 год, так 2004-й или 2005-й. Но уж никак не 2020-й.

Цикл создания сложной техники (самолеты, корабли, газопроводы) составляет десять-тридцать лет. За последнее десятилетие мы по инерции проскочили остаток предыдущего цикла, самое время начинать новый. И слава богу, что понимание этого приходит. Правда, приходит оно не от хорошей жизни, и соображения о технологическом обновлении пока используются не в созидательных целях, а в спорах о подходах к реструктуризации той или иной монополии (читай - о собственности). В душе же многие спорщики, как и десять лет назад, уверены в незыблемости схем из учебников. Вложил деньги - получил продукцию. Мол, когда станет невтерпеж, найдутся финансы, и проблема будет решена.

При этом не принимаются во внимание два фактора. Во-первых, запаздывание, эффект от финансовых вливаний наступит лишь через годы. Во-вторых, схема эта работает в условиях идеального конкурентного рынка. В реальности же завершение очередного цикла по обновлению техники грозит совпасть с завершением цикла по обновлению технологических школ. А это уже гораздо серьезнее, продолжительность этого цикла - от полувека и более. До тех пор можно сколько угодно размещать объявления о найме конструкторов, технологов - их просто не будет. Наем же спецов из-за границы при нынешней эффективности производства сделает отечественную продукцию немыслимо дорогой.

Чтобы не пойти по безнадежной полувековой траектории, нужно срочно активизировать инновационные процессы. Без государства этого не сделать. А оно пока не проявляет должной воли. Власть позволила втянуть себя в длительные разборки по поводу реструктуризации. Что же касается ВПК, то здесь, как в анекдоте о частичной беременности. Закупок техники не планируется до 2010 года, но есть намерение поддержать разработчиков. Так не бывает, если разработчик работает в стол, то он неизбежно отрывается от действительности. Свежий пример - история со скоростными поездами Москва-Санкт-Петербург. ЭР-200 изначально рассчитывался на скорости свыше 200 км/ч. Правда, до расчетной скорости дело не дошло из-за качества отечественных рельсов. Закупили японские рельсы, и с декабря объявили об увеличении скорости до расчетной. И вот тут наконец выявились дефекты, которые много лет никто не замечал (ЭР-200 в эксплуатации с 1984 года).

Так что либо нужно в ожидании возрождения армии обеспечивать сбыт продукции ВПК (а продавать за рубеж не используемую на родине технику ох как не просто), либо нам не избежать выхода на "большой круг". (“Эксперт”, №4 (264) от 29.01.2001)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.09.2018
    USD66,4725-0,5373
    EUR77,7529-0,6084
    E/U1,1697+0,0003
    БВК71,5487-0,5693
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности