номер 97 (469) - 98 (469) от 13.11.2009 Архив

ОБНАРУЖЕН ПРЕДСКАЗАННЫЙ РАНЕЕ ТИП СВЕРХНОВОЙ

Странный взрыв звезды, расположенной в 160 миллионах световых лет от нас, был зафиксирован в 2002 году. Событию дали название SN 2002bj. Тогда сверхновую отнесли ко второму типу (Type II), но новое исследование показало, что перед учёными совершенно новый тип.

Взрыв семь лет назад обнаружили Алекс Филиппенко (Alex Filippenko) и Дуглас Леонард (Douglas Leonard) из университета Калифорнии в Беркли. По всему выходило, что перед учёными второй тип сверхновой (в этом случае происходит коллапс плотного железного ядра массивной звезды).

Однако кое-что показалось астрономом странным: исчезновение вспышки произошло в течение всего лишь 20 дней. И это при том что обычно в таких случаях затухание длится 3-4 месяца. Кроме того, в спектре, снятом после взрыва, учёные разглядели нехарактерные линии ванадия.

И вот недавно к изучению события вернулись Дови Познански (Dovi Poznanski) и его коллеги всё из того же университета. Вообще-то Познански со товарищи искали примеры взрывов сверхновых второго типа. Но, наткнувшись на SN 2002bj, учёные призадумались над выше указанными странностями и пришли к выводу, что событие больше напоминает взрыв сверхновой типа Ia. Для него необходимы две стареющие звезды, а именно белые карлики, которые сожгли весь свой водород в углерод и кислород, или в гелий.

Обычно в этом случае в спектре присутствует подпись водорода, но в SN 2002bj таковой не нашлось, зато было зафиксировано огромное количество гелия и возможное присутствие ванадия, который раньше никто в таких условиях не наблюдал. Вроде бы всё ясно — это тип Ia, но объяснения спектральным линиям, как и столь краткому затуханию, астрономы так и не нашли.

Тогда Познански начал копаться в литературе и обнаружил, что два года назад Ларс Билдстен (Lars Bildsten) из университета Калифорнии в Санта-Барбаре теоретически предсказал существование сверхновых типа ".Ia" (Type .Ia). Точка в данном случае символизирует то, что и яркость и длительность вспышки составляют примерно десятую часть от обычных показателей взрыва сверхновой типа Ia.

По Билдстену выходило, что для SN 2002bj необходимы два белых карлика разных масс, которые обращаются друг вокруг друга. Более крупная звезда состоит в основном из углерода и кислорода, в то время как в составе "лёгенькой" в основном гелий.

"Старший брат" медленно стягивает гелий с поверхности соседа, образуя вокруг себя некую оболочку. Через несколько десятков миллионов лет, писал Ларс в Astrophysical Journal Letters, масса этой оболочки достигает некоторого критического значения, и она детонирует, генерируя яркое, но короткое свечение.

Так как взрывались лишь внешние слои, оба белых карлика оставались "живы", и цикл по идее мог бы повториться. В спектре после взрыва при этом должны присутствовать такие тяжёлые элементы, как хром, распадающийся до ванадия, а затем и до титана.

Оказалось, что SN 2002bj идеально подходила под это теоретическое описание. Ко всему прочему её химические подписи в спектре соответствовали идеализированному процессу.

"Вселенная огромна, и велика вероятность, что мы обнаружим ещё множество других механизмов появления сверхновых. Если что-то по физическим законам может существовать, значит, возможно, оно действительно где-то существует", — резюмирует Познански. /Мембрана.Ру, 9 ноября /