номер 97 (469) - 98 (469) от 13.11.2009 Архив

РАСШИФРОВАН ГЕНОМ ДОМАШНЕЙ ЛОШАДИ

Десять лет подготовки и три года полноценной работы ушло у международной команды исследователей на расшифровку генома домашней лошади (Equus caballus). Руководили ходом работы над Horse Genome Project специалисты из института Броуд в Бостоне (Broad Institute of Harvard and MIT).

Последовательность генов в ДНК подопытной лошади была построена при помощи метода секвенирования по Сэнгеру (Sanger sequencing). Генетики обнаружили, что в геноме около 2,7 миллиарда нуклеотидов, что чуть больше, чем у собаки, и чуть меньше, чем у человека.

В статье в журнале Science, учёные приводят одно любопытное свойство лошадиной ДНК: малое количество хромосомных перестроек относительно генома человека.

Дело в том, что в ходе эволюции одни части ДНК меняют своё местоположение, в то время как другие остаются там же, где они находились у предков (как бусины на нитке, сравнивают генетики). Так вот, у лошадей такие похожие с человеком фрагменты составляют 53% ДНК, в то время как у собак этот показатель не превышает одной трети.

Лошади были одомашнены около 6 тысяч лет назад, и, по словам учёных, это отразилось на их геноме.

Анализ также показал, что у лошадей 11-я хромосома содержит центромеру, находящуюся на начальной стадии развития (функциональную, но как бы пребывающую в замороженном состоянии). Центромерой называют регион, который расположен в центре образованного хромосомными концами X. У этого образования важные функции, который оно выполняет во время клеточного деления.

Центромера состоит из большого количества повторяющихся фрагментов ДНК, и учёным не было доподлинно известно, что было вначале — центромера или эти самые повторы. Структура, обнаруженная у лошади, не содержит повторов, что свидетельствует о том, что в ходе эволюции поначалу образуется именно центромера.

Кроме генома чистокровной лошади исследователи взяли образцы ДНК других пород: Американской четвертьмильной (American quarter horse), Андалузской (Andalusian), Арабской (Arabian), Брабансон (Belgian draft horse), Ганноверской (Hanoverian), Хоккайдо (Hakkaido), Исландской (Icelandic horse), Норвежской фьорд (Norwegian fjord horse) и Стандартбредной (Standardbred). Генетики изучили наследственную изменчивость как внутри, так и между породами, и описали около миллиона однонуклеотидных полиморфизмов (SNP).

Лошади использовались в основном как рабочая сила и средство передвижения. Со временем их почти полностью вытеснили машины, но животные остались частью спорта и отдыха. Впрочем, некоторые энтузиасты до сих пор строят для них особые железные дороги и автомобили.

Лошади и человек имеют значительные сходства ДНК, так как и те и другие относятся к млекопитающим. Кроме того, примерно 90 наследственных болезней этих непарнокопытных встречаются и у людей.

"Мы страдаем от одних и тех же недугов, поэтому среди прочих благ, которые открылись нам после расшифровки генома лошади, можно назвать и возможность более глубокого изучения генетических отклонений, приводящих к тем или иным болезням", — говорит в пресс-релизе Керстин Линдблад-Тох (Kerstin Lindblad-Toh), директор по научной работе института Броуд. /Мембрана.Ру, 6 ноября /