номер 94 (466) - 95 (466) от 02.10.2009 Архив

ОБЪЯСНЕНО ВЫЖИВАНИЕ ФОТОТРОФОВ В ЯДЕРНУЮ ЗИМУ

Группа британских биологов под руководством Хэрриэт Джонс (Harriet Jones) из университета Восточной Англии (University of East Anglia) провела исследование на предмет того, исчезнет ли жизнь на Земле, если наша планета перестанет на время получать солнечную энергию, к примеру, после падения астероида.

Широко распространено мнение, что после глобального затемнения вследствие катастрофы любая биологическая активность вскоре полностью прекратится. Однако итоги опыта показали, что прогноз далеко не столь пессимистичен.

Ранее считалось, что из-за такой трагедии в первую очередь пострадают фототрофы – организмы, использующие энергию света для усваивания веществ из окружающей среды. Наиболее известные представители этой группы организмов составляют основную часть растительной среды нашей планеты.

Чтобы опровергнуть вышеприведённое утверждение, британские учёные провели эксперимент с различными бактериями, которых они собрали из нескольких пресных и солёных водоёмов. В числе опытных образцов были не только фототрофы, но и миксотрофы – организмы, которые живут за счёт питания органическими и неорганическими веществами, поэтому свет для них не так важен.

Все эти микроорганизмы были на полгода помещены в ёмкость, находящуюся в полной темноте. Когда эксперимент окончился, исследователи обнаружили, что с миксотрофами особенных изменений не произошло, а фототрофы большей частью погибли – однако, как ни странно, далеко не все. Более того, после окончания опыта эти бактерии смогли восстановить свою популяцию.

Секрет выживания "светозависимых" организмов оказался прост. Дело в том, что в экспериментальных условиях миксотрофы переключились на усвоение мёртвой органики, таким образом обеспечив циркуляцию питательных веществ в среде. И хотя фототрофам их было трудно усваивать в отсутствие света, но всё же пищей они снабжены были. Как выяснилось – в достаточной мере, для того чтобы выжить.

"Фотосинтетическая биосфера гораздо более живучая, чем считалось ранее", – подытожил один из участников работы, профессор Чарльз Кокелл (Charles S. Cockell) из Центра исследований планет и космоса (CEPSAR).

Надо заметить, что шестимесячный срок эксперимента был выбран не случайно. Ведь, по некоторым оценкам, примерно на такой период может погрузиться во мрак наша планета, если на неё упадёт комета или астероид и поднимет в атмосферу пыль, которая закроет от нас солнечный свет.

Впрочем, подобной катастрофы ожидать стоит ещё не скоро, даже по самым скромным прикидкам. А к тому времени, возможно, будут воплощены в жизнь устройства наподобие ядерного перехватчика, и это существенно упростит проблему.

Также стоит напомнить, что подобный урок полного отсутствия света жизнь на нашей планете уже проходила однажды, миллионы лет тому назад. Как доказывают нам и бактерии, выжившие в результате опыта британских биологов, и сам факт того, что вы есть и читаете эту статью – пустовать Земля в будущем точно не будет.

Подробности исследования можно прочитать в статье, опубликованной в журнале Astrobiology. /Мембрана.Ру, 16 сентября /