Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 48 (71) от 13.12.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


КОСМОС ДЛЯ АМЕРИКИ НАЧИНАЕТСЯ В ХИМКАХ

“Энергомаш” вышел на коммерческий рынок США

Передо мной сидел милый человек с теплыми, темными глазами, которые как бы говорили: “Ничего, если что-то не поймете, я объясню, растолкую”. Он вел беседу неспешно, позволяя мне переваривать услышанное, и час с лишним не дал ни малейшего повода усомниться в его намерении искренне помочь мне с интервью. Ни разу, что указывало на его интеллигентность, не посмотрел на часы, хотя знаю: мой собеседник — первый заместитель генерального директора и генерального конструктора НПО “Энергомаш” имени академика В.П. Глушко Владимир Константинович Иванов — предельно занятый человек, и выкроить время для этой встречи ему было не просто.

А беседовали мы в святая святых этого расположенного в Химках предприятия — демонстрационном зале, куда прежде пускали самых что ни на есть причастных к двигателе- и ракетостроению лишь с разрешения министра.

— Даже наши начальники отделов, непосредственно участвовавшие в создании двигателей, не все сюда были вхожи, — говорит Иванов, заставляя еще раз хоть искоса, взглянуть на творения “Энергомаша”.

Но можно встать из-за стола и пойти поводить ладонью по металлу, выдерживающему запредельные нагрузки. Чуть воображения — и метнется из сопел огонь, все наполнится грохотом взлетающей ракеты. Одного только не могу себе представить, как всего за одну секунду в двигателе сгорает две с половиной тонны топлива.

Едва я переступил порог демонстрационного зала, меня охватило чувство, точно нахожусь в стенах, где предельно спрессовано время, прошедший век на пятачке. Но каком... Вот дипломная работа Валентина Глушко — первый в мире электротермический двигатель с палец величиной и тягой 10—12 граммов, а этот, с тягой 800 тонн, заставляет задрать голову, чтобы осмотреть его. А вон тот унес первый искусственный спутник Земли и доставил на космическую орбиту Гагарина. Окидываю взглядом воссозданный полковником Глушко (по сохранившимся чертежам) немецкий реактивный двигатель Вернера фон Брауна ФАУ-2 — его воскрешали здесь же, в Химках, на базе завода по ремонту самолетов. Вижу опытные ракетные моторы, двигатель для первой ракеты с ядерным зарядом... Все тут глушковское, его штучки, хотя... Рассматриваю фотографию королевского ракетоплана, выпущенного в единственном экземпляре. Они начинали вместе — основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королев и основоположник советского ракетного двигателестроения, автор первых советских жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) — Валентин Петрович Глушко, перебравшийся со своей конструкторской группой из Ленинграда в Москву, где на базе... тракторного завода в Лихоборах был организован Ракетный научно-исследовательский институт.

Уже тогда, в начале тридцатых, о совершенно новом оружии думал заместитель председателя РВС СССР, а затем первый заместитель наркома обороны Михаил Николаевич Тухачевский, сыгравший важную роль в техническом перевооружении Красной Армии. Он-то и свел их вместе, двух гениев столетия — Королева и Глушко, которые и возглавили потом новые направления в науке. Все начиналось на подмосковной земле.

Однако вернемся собственно к беседе, которую веду с лауреатом Государственной премии, заслуженным деятелем науки РФ, действительным членом Академий космонавтики и естественных наук, доктором технических наук В.К. Ивановым. Итак...

— Владимир Константинович, НПО “Энергомаш” вырвалось на мировой рынок с высокотехнологичным продуктом-двигателем, который унес в космос американскую ракету “Атлас”. Слышал, при запуске вокруг космодрома собралась масса зевак, чтобы поглазеть на русское чудо. Как вам удалось утвердиться в США?

— Начну с того, что во время “холодной войны” у нас накопился большой задел разработок жидкостного реактивного двигателя. Да и произвели мы их много.

Академик Глушко, не забывая о сиюминутном, смотрел широко на проблему. И мы, кроме выполнения целевых заданий, вели крупные поисковые работы как по линии перспективных конструкторских и технологических решений, так и в области топливных компонентов — нащупывали, отрабатывали наиболее эффективные. Если все с самого начала... Спирт — кислород, керосин — кислород, различные сорта керосина, в том числе и искусственно создаваемые, долго хранящееся топливо для стоящих на боевом дежурстве ракет, суспензии металла, перекись водорода, фтор и аммиак... Материаловедение, термодинамика, газодинамика, тепловые процессы, словом, исследования велись всюду. Причем Валентин Петрович всегда требовал качественно новых разработок с непременным шагом вперед.

Основная характеристика ракетного двигателя — это тяга, получаемая с одного килограмма используемого топлива. Так вот эта величина на наших двигателях была и есть самой высокой. Все названное и позволяло постоянно находиться в поступательном движении. Есть новые проекты, уникальные.

Вышли на коммерческий рынок, где выиграли очень серьезный тендер в США, оттеснив крупнейшие американские фирмы по разработке и производству ракетных двигателей. Получили заказ, создали совместное предприятие. Нынче идут испытания форсированного двигателя для “Атлас-5” — одноразовой ракеты нового поколения.

— А какова по контракту общая численность двигателей?

— Сто один с поставкой до 2010 года. Сейчас имеем заказ на восемнадцать двигателей. Поставляем их опциями, партиями. В следующей будет одиннадцать. А с помощью первого запустили “Атлас-3” в мае этого года — выведен спутник, где есть вещательный канал и на Россию. Вторая ракета готовится к полету в начале 2001 года.

— Есть ли хоть какой-то госзаказ?

— На сегодня он составляет 0,3 процента. Бились мы за предприятие с нашим генеральным директором и генеральным конструктором Борисом Ивановичем Каторгиным, выступали аж на трех комитетах Госдумы, но тем не менее обруха случилась. Надо было выживать. Кроме контракта с американцами, участвуем в разработке двигателя для ракеты “Зенит”, по заказу Центра Хруничева делаем однокамерный двигатель для серии ракет “Ангара” — от легкого до тяжелого класса. Часть заработанных средств пускаем на движение вперед — на разработки “ноу-хау”.

За последние годы численность работающих в нашем НПО сократилась вдвое.

— Как с “утечкой мозгов” за границу?

— Никто не уехал. Сохранились КБ, филиалы в Самаре, Санкт-Петербурге, Перми, Омске, опытный завод, на котором прежде делали некоторые образцы двигателей, а теперь и серийный, например для “Атласа” и “Зенита”. Это высоко оснащенное замкнутое производство со всеми видами работ — от уникального литья до высокопрочной пайки. Только камеры, создающие тягу, заказываем в Самаре.

А какое у нас испытательное производство?! 83 стенда, из них четыре основных, на которых двигатель проверяется целиком. На двух — с тягой до 1000 тонн.

— Где находятся огневые стенды? Представляю, какой там грохот стоит. Сущий ад.

— Он расположен в восьмистах метрах от нас с вами. Там как раз идут испытания двигателя под “Атлас-5”. Слышно?

— Нет.

— То-то. Двигатель установлен в замкнутой бронекамере со специальным выхлопным устройством, которое выбрасывает горячую струю газов через бассейн диаметром семьдесят метров. В результате дополнительного дожигания вредных остатков в воздух выбрасываются CO2 и Н2О. Соблюдаются все нормы СЭС. Такого “чистого стенда” нет больше нигде.

Обычно стенды находятся далеко от производства, что затрудняет оперативную работу с двигателями, а это — потеря дорогого времени. Участвуя в федеральной космической программе (“Союз”, “Протон”), мы еще и работаем над непрерывным химическим лазером.

— В Химках?

— Нет, новое оружие создается в Санкт-Петербургском филиале. Сжигается особое топливо в особых условиях... Создается излучение, которое выбрасывается через зеркальный концентратор. Эдакий гиперболоид инженера Гарина, используемый в космосе, на боевых самолетах, кораблях. Есть уже экспериментальный образец, наше КБ — единственное, имеющее здесь наработки.

В Америке на лазерном оружии строится противоракетная оборона. В случае нужды и при наличии денег оно будет и в России.

— А кастрюли в эти провальные годы делали?

— Тепловые горелки, сепаратор для производства сливок мощностью 25 тонн молока в час... Можем производить различные уникальные насосы, уплотнения разъемных соединений, выдерживающие давление в тысячу атмосфер. На любой заказ не бросаемся. Ищем высокотехнологичные и наукоемкие.

— Вижу вот двигатель соплами вверх...

— Трехкомпонентный. Необычная разработка. В одном огневом пространстве сжигается сразу и водород, и керосин, и кислород, что позволяет выходить на орбиту как бы в одну ступень, не имея отбрасываемых частей. (Первая исчерпывает себя с керосином еще на Земле). Будучи задействованными в многоцелевой космической системе, пытаемся создать многоразовый двигатель — успехи здесь несомненны. Мы испытывали наш агрегат до двадцати раз — представляете динамические нагрузки и выделяемую энергию!

— Слышал, японцы пошли по вашим следам, пытаясь использовать в качестве топлива сжиженный газ?

— Да, это был первый в мире проект под названием “Рикша”. Газ дешев, но требует к себе отношения на “вы”. А вообще на сегодня создано 55 самых разных образцов двигателя. Все полетели. Последняя разработка для 77-й ракеты “Зенит” — на ее базе просуществует весь XXI век. Всеазимутная, она сама выбирает необходимые орбиту и траекторию полета.

— Откуда пополняются кадры?

— Свой филиал МАИ — это ежегодно где-то пятьдесят специалистов. Рабочих учим в цехах. Есть базовые школы в Химках и других городах — и ребята приходят к нам трудиться, как правило, уже обученные компьютеру.

Дело за удачей — найти новых заказчиков.

— Сами-то где начинали?

— Окончил Куйбышевский авиационный институт. Затем заочно физмат в университете. С пятьдесят девятого начал работать с ракетной техникой на заводе. Все там же, в Самаре. С 1965 года здесь — ведущий конструктор, начальник бригады, начальник отдела...

В самый тяжелый год для НПО “Энергомаш” Владимир Константинович Иванов стал первым заместителем генерального директора и генерального конструктора. ("Слово", 08.12.2000)




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 17.12.2019
    USD62,7686+0,2142
    EUR69,9431+0,0823
    E/U1,1143-0,0025
    БВК65,9971+0,1548
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности