Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 47 (70) от 06.12.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


СУПЕРВЕЗДЕХОД

Недавно в Перми завершились испытания нового автомобиля, созданного в сугубо пермских условиях и являющегося сугубо пермской разработкой. И это не просто дорожная легковушка. Это вездеход, равных которому, по утверждению создателя, в мире нет. Супервездеход!

Во время испытаний супервездеход (СВ) "Россия" (так его назвал автор) переплыл Каму в районе Оханска, где ширина полтора километра. Потом преодолел такое же расстояние вдоль реки. И наконец еще полтора километра прошел поперек залива. При этом колеса автомобиля были углублены в воду не более чем наполовину. И при движении - никакой пены или разбрызгивания. Скорость же хода машины в воде достигает 12,5 километра в час. Такого показателя не имеет ни один плавающий колесный вездеход в мире, включая канадские и американские.

По дороге, точнее - по бездорожью, скорость "России" может достигать 60 километров в час.

Но суть даже не в скоростях, а в том, что фактически для такой "божьей коровки" не существует рельефных преград. И она переползает через груды бревен, вертикальную стенку метровой высоты, непролазную грязь, болотистые топи и заросли. Создатель говорит о шестикратном превосходстве "России" в проходимости по сравнению с лучшими известными образцами и о достижении сравнительного коэффициента проходимости 0,89, что далеко опережает эту группу образцов, выполненных по традиционной концепции (их показатель не превышает 0,61).

И наконец еще одно: вес этого "зверя" при пустом бензиновом баке всего 230 килограммов, а внешние габариты при наличии кабины могут сопоставляться с "Нивой" (схож по высоте, чуть пошире и чуть покороче).

Так что по сравнению с существующими тяжеловесными дорожниками - джипами, претендующими на вездеходность, вес которых уже давно измеряется в тоннах, "Россия", скорее, не "зверь", а "букашка", ползающая, бегающая, плавающая и разве что еще не летающая.

Я не случайно это чудо обозвал "божьей коровкой", потому что, по-моему, и внешне автомобиль похож чем-то на нее. Такие же округлые формы, что тоже принципиально важно для конструктора. Правда, до создания натуральной кабины, которая мыслится из пластмассы, создатель машины не дошел. Ибо это потребовало бы спецзаказа на изготовление и средств, которых просто нет у автора. А в макете, уменьшенном в десять раз, машина - и впрямь нечто необычное, непривычное для нас, как будто прибывшее из-за пределов земной цивилизации.

Кстати, Евгений Шемякинский как раз и занимается "запредельными разработками", теми, что должны перешагнуть границы достигнутых в мире технических показателей. В данном случае: если вес, то легчайший, если проходимость, то максимальная...

Сорок лет до мозга костей конструктор "оттрубил" на "Пермских моторах" в специализированном конструкторском бюро. Более половины из них посвятил разработкам станочного парка (что, кстати, весьма пригодилось при работе над деталями супервездехода). А последние полтора десятка лет занимался новой продукцией в ТНП. В частности, был одним из тех, кто создавал мотоблок.

Говорит, что необыкновенно повезло в жизни. Еще бы! Почти все разработки воплощались в жизнь и приносили желаемый результат. За них Евгений Николаевич получил 48 патентов и авторских свидетельств.

Нечего особо и распространяться о том, что у бывшего заместителя главного конструктора по перспективным разработкам на личном огородном участке собственный мотоблок не треплет нервы, а практически ведет за собой пахаря. И свой автомобиль в гараже уже потерял серийный вариант, а почти целиком переделан под запросы водителя. Впрочем, даже это все - мелочи жизни по сравнению с нынешним детищем.

Вообще-то во второй половине 80-х годов поиски приемлемого варианта вездехода были одним из направлений работы "моторовских" конструкторов. Тогда они создали некий экземпляр. Хотя до серийности дело так и не дошло. А потом и вовсе заглохло.

А вот в мыслях Евгения Николаевича не заглохло и продолжало развиваться и даже после выхода два года назад на пенсию. Рассказывает, уж очень запала ему в душу идея о вездеходном автомобиле. На Западе искать нечего. У тамошних конструкторов вряд ли дороги подобны российским.

Он показывает мне хроникальную фотографию 1903 года из журнала, на которой братья Рено демонстрируют свой автомобиль. И обращает мое внимание не на авто, а на лакированные ботинки французов. Смотрите-ка, у них уже тогда не стояла проблема чистых дорог. Так о чем же им было заботиться?

А Россия - это не только сельские грунтовки с дождевыми размоинами, не только ямы да ухабы. Это и снега, и весенние распутицы, болота и непроходимые заросли, крутые подъемы и склоны. Это в конце концов льды и тундра, в которой, как показал опыт, действующим вездеходам далеко не все под силу.

Так что дело не только в том, что у нас плохо прокладываются шоссе и что эта проблема явно перейдет в следующее столетие. Но и в том, что в принципе нужна машина, способная двигаться по планете Земля, машина третьего тысячелетия. К тому же доступная для большинства людей и дееспособная.

51 год за рулем автомобиля для выпускника механического факультета Уральского политехнического института - это не просто опыт вождения и копания в моторе. Это и ежедневное убеждение, что наши автомобилестроители идут, точнее, едут не тем путем. Безуспешно пытаясь копировать западные образцы, то, что сделано за границей, они лишают себя настоящей "мозговой работы". В итоге напрочь разучились думать по-своему, делать истинные открытия. Вот почему российское бездорожье, считает конструктор, это прежде всего бездорожье в мыслях. При таком хороший автомобиль не построишь, а уж тем более - вездеход, считающийся более усложненной автотехникой.

Кстати, прежде Евгений Николаевич и сам так же считал, пока наконец не понял, что традиционный подход на корню губит идею. Да нет же, настоящий вездеход - это не более сложная, а гораздо более простая техника. Это не тяжелый, а легкий автомобиль - вот в чем решение проблемы!

Конструктор пришел к выводу, что для создания вездехода не надо дополнительными техническими приспособлениями утяжелять обычный "дорожник", то есть автомобиль, призванный ходить только по шоссейке. Нужна принципиально новая техника, изначально ориентированная на мягкую, проваливающуюся почву. Не надо тяжелыми колесами вездехода бороздить землю-матушку, которая и без того уже у нас вся изранена, изрыта, исковеркана. "Бездорожник" изначально должен любить ее и как бы облизывать своими колесами, плавно и эластично облегать преодолеваемую поверхность.

Работа над вездеходом потребовала изучения десятков существующих в мире и описанных в литературе, демонстрируемых на выставках образцов. От формул к таблицам, от таблиц к графикам: как, за счет чего достигаются те или иные рабочие показатели вездехода? Постепенно родилось собственное учение о трех "П": теория прокалываемости (для колес), теория плавучести или, точнее, плавания колесного агрегата и теория его проходимости.

Признаюсь, мне пришлось выслушать довольно обстоятельный урок, как развивалось колесо вездехода, начиная от простейшего (от деревенской телеги) и кончая "воздушной подушкой". При этом, когда Евгений Николаевич дошел до величин давления в колесных камерах, в критике всего, что делают, например, автовазовцы при создании своего "Марша" (вездеход), не было пощады.

Колесные же камеры "России" еще не знали проколов, да и вообще такой гвоздевой поверхности, которая бы продырявила их. И уже не новая идея голого, беспокрышечного колеса нашла развитие у Евгения Шемякинского в создании определенной степени давления в нем, конфигурации протекторов на нем и соответствия его размеров весу машины. Оказывается, форма протектора напрямую отражается на плавательных способностях вездехода. И, по словам конструктора, движение автовазовского "Марша" 1,8 километра в час по воде - результат элементарного "детского мышления". Такого, которое приводит к созданию машины, механически собранной из деталей разных прочих иных машин. В итоге и получается некая безжизненная компиляция.

У СВ "Россия" же - все свое, персональное. Днями и вечерами практически на полулегальных основаниях (по договоренности со знакомыми) работал Евгений Николаевич на станках одного из пермских предприятий, вытачивая, высверливая, выковывая детали для своей четырехколесной "божьей коровки". Из примерно двухсот их штук 154 - новинки, то есть присущие только "России".

В целом в своем испытуемом варианте автор применил общеизвестные колесные камеры - от тракторной тележки "Кировца". Правда, с нестандартным давлением воздуха в них. И использовал двигатель от мотороллера "Тулица" (взял специально маломощный двигатель для выявления границ возможностей машины). Вот и все заимствование. Остальное же от другой автотехники просто не взял.

Не взял, например, традиционную подвеску со множеством шарниров, рычагов, пружин и прочими узлами. А использовал адаптивную подвеску без перераспределения веса и всяких технических "наворотов". Не взял систему карданных валов и всего, что с ней связано. Не взял традиционный рулевой механизм, а заменил его совсем простым управляющим устройством. Наконец не взял привычную тормозную систему, применив известный "барабан" с центральным тормозом. И так далее, и тому подобное. Получившаяся машина до сих пор не показала своих предельных возможностей, ведь на всех этапах испытаний она не дала ни одного отказа. И Евгений Николаевич пока так и не видел, чтобы его машина что-то не преодолела на предлагаемых ей трассах. Такие же соревнования, как "Уральский ухаб", ей просто не интересны - "слишком простая дорога".

Привычное представление о вездеходе, лезущем напролом, низвергнуто. И простая, сильно облегченная техника идет по снегу, подобно таежному охотнику на лыжах; плывет по воде, подобно пляжному катамарану; преодолевает топкие болота, подобно... Подобия этому просто не представляю.

Все простое - гениально. Но Евгений Николаевич привел мне иные слова, сказанные еще Жорж Санд: "Простота - это то, что труднее всего на свете; это предел опытности и последнее усилие гения". Они представляются более подходящими для данного случая. Ведь конструктор шел к своему изобретению пятнадцать лет. А вообще-то - всю жизнь.

В его машине "законспирирован" добрый десяток патентов. Впрочем, не в этом главное. Главное в ее доступности для населения, простоте обращения, продуманности всего и вся. Автор подсчитал все, что можно было подсчитать. Это профессиональное! И пришел к выводу, что для серийного выпуска машины в две тысячи штук в год потребуется всего 2,5 тысячи квадратных метров производственных площадей и при двухсменной работе - 70 человек. А также - восемь токарных, два фрезерных и т. д., и т. п. станков. Есть в России предприятия, способные делать и округлые стекла для кабины, и саму пластмассовую кабину для супервездехода. Короче, есть все - даже в границах Перми. Было бы желание.

А за желанием покупателя - селянина, горожанина, дачника, туриста, охотника, рыболова, фермера... - дело не встанет, считает конструктор. По его подсчетам, при нынешних ценах машина обошлась бы покупателю лишь в полторы тысячи долларов (примерно 40 тысяч рублей).

Однако и дешевизна, и демократичный характер аппарата - тоже еще не суть. Суть в том, что, как считает Шемякинский, на планете появился вездеход-внедорожник нового типа. И в третье тысячелетие мы идем с машиной, которая в принципе разрушает все наши обычные представления о ней. Я видел ее в действии зимой и летом - на видеопленке. Что ж, возможно, у Перми появился шанс преодолеть "умственное" бездорожье. /"Звезда" (Пермь), 29 ноября/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 26.02.2020
    USD64,9213+0,6205
    EUR70,4591+1,0400
    E/U1,0853+0,0057
    БВК67,4133+0,8093
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности