номер 37 (410)- 38 (411) от 21.09.2007 Архив

УЧЕНЫЕ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ ДАННЫЕ О ЗАГАДОЧНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ - МАГНЕТАРАХ

Данные, полученные при помощи европейского космического аппарата XMM-Newton предлагают по новому взглянуть на такие редкие и загадочные космические объекты, как магнетары. Впервые в истории астрономии специалистам удалось отследить мощные взрывы, которые происходят в регионе, попадающем в мощнейшее магнитное действие магнетара.

Магнетары - это небольшие нейтронные звезды, обладающие огромным магнитным полем и генерирующие чрезвычайно мощные рентгеновские вспышки, следы которых способны проходить сквозь целые галактики. Магнитное поле магнетара в тысячу раз мощнее, чем у обыкновенной нейтронной звезды, и в тысячу триллионов раз мощнее, чем магнитное поле Земли. Ученые говорят, что магнитное поле таких объектов настолько сильно, что оно производит звук, а любой объект, попавший в зону притяжения звезды, может просто поджариться, аналогично тому как это происходит в микроволновой печи.

Среди миллиардов звезд Млечного пути было обнаружено лишь двенадцать магнетаров.

В 2003 году европейскими астрономами был обнаружен магнетар, яркость которого примерно в 100 раз превышала яркость звезд средней величины. В последствии данный объект получил классификационный номер XTE J1810-197, а причина столь высокой яркости заключалась в переходных рентгеновских вспышках, благодаря которым объект и был причислен к рангу магнетаров.

Физические параметры данного объекта впечатляют: ранее он был звездой, размер которой по меньшей в 8 раз превосходил размер Солнца, а когда она взорвалась как сверхновая, то в итоге объект был сжат в сверхкомпактное тело, размер которого составляет не более 15 км в диаметре, а масса близка к массе Солнца.

Специалисты говорят, что некоторые из магнетаров являются самыми мощными источниками магнитного поля во Вселенной. Такая высокая магнитная активность приводит к чрезвычайно мощным выбросам энергии. Однако до сих пор не было понятно что же именно происходит на поверхности магнетаров - являются ли мощные вспышки порождением самого магнетара или они всего лишь следствие яркого облака заряженных частиц, окружающих магнетар.

Проанализировав данные с аппарата XMM-Newton, в частности рентгеновский спектр XTE J1810-197, ученые стамбульского университета составили модель распределения полей, продуцируемых с поверхности магнетара, и полей, присутствующих в облаке. Специалисты говорят, что впервые эти данные рассмотрены в рамках одного исследования.

XMM-Newton наблюдал магнетар 7 раз - в промежутке с 9 августа 2003 года по 12 марта 2006 года. За этот период магнитная мощность объекта успела достигнуть своего максимума и минимума. В итоге у специалистов были данные, касающиеся всего спектра излучений.

После анализа данных, ученые пришли к неожиданным выводам. Оказалось, что основные магнитные вспышки исходят не из структуры облака, но и не с поверхности магнетара. Они исходят из глубины этого объекта - примерно с расстояния 3,5 км.

Турецкие ученые говорят, что их открытие позволит говорить о том, что на многих объектах понятие магнитного поля на поверхности звезды или планеты и магнитного поля по объекту в целом - вещи не равнозначные.

Кроме того, ученым удалось также и определить силу данного поля - оно превосходит силу притяжения на нашей планете 6 000 триллионов раз. /Cybersecurity.Ru, 20 сентября /