номер 42 (65) от 01.11.2000 Архив

ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ ЗАРОДИЛАСЬ НЕ ИЗ БУЛЬОНА. ОНА ПРИЛЕТЕЛА С МАРСА

Революционное открытие, сделанное исследователями из Калифорнийского технологического института и их коллегами из университетов Vanderbildt (США) и McGill (Канада), снимает с повестки дня вопрос о температуре и составе того первичного бульона, в котором якобы зародились первые формы жизни на Земле. Найден способ безопасной транспортировки живых бактериальных форм между планетами, благодаря которому жизнь, зародившаяся, например, на Марсе, могла добраться до Земли.

Подробности об открытии публикуются в выпуске американского журнала Science от 27 октября 2000 года. Там сообщается, что по данным исследований марсианского метеорита ALH84001, упавшего в Антарктиде несколько тысяч лет назад, температура этого небесного тела в продолжении всего его полета не превышала 40,5 градусов Цельсия. Поэтому любые формы жизни, содержащиеся в толще такого метеорита (грибы, бактерии, семена), могли спокойно долететь от Марса до Земли, не поджарившись ни при выбросе каменной глыбы в космос, ни при прохождении ею плотных слоев земной атмосферы.

Речь, впрочем, не идет о том, что контейнером для транспортировки на Землю форм жизни, зародившихся на Марсе, послужил тот конкретный метеорит ALH84001, который исследовали ученые. Такое заключение представляется сомнительным даже в теории, поскольку ALH84001 пробыл в полете около 15 миллионов лет. Однако многие другие метеориты добирались от Марса до Земли меньше чем за год, а организмы, в них содержащиеся, могли иметь срок жизни в несколько лет.

Данные компьютерной симуляции, проведенной учеными, свидетельствуют, что за время существования Марса и Земли с одной планеты на другую перекочевали метеориты общей массой около миллиарда тонн. По меньшей мере 16 известных науке марсианских метеоритов достигли поверхности Земли, не перегреваясь в пути до несовместимых с жизнью температур. Это позволяет заключить, что процесс такого переноса вещества с планеты на планету был в свое время весьма распространен, считает профессор геобиологии Джозеф Киршвинк, один из соавторов открытия.

Разумеется, далеко не всякая форма жизни могла без вреда для здоровья совершить такой космический перелет. Для этого она должна была обладать устойчивостью к радиации и способностью выживать в течение года без источников энергии и пищи. Но примеры таких бактерий, существующих на Земле, хорошо известны современной науке. К ним относятся, например, bacillus subtilis и deinococcus radiodurans.

Вопрос о том, каким образом из подобных бактерий могли произойти все остальные формы жизни на Земле, выходит за рамки исследования, опубликованного в сегодняшнем выпуске Science Magazine. (Lenta.ru, 27.10.2000)