номер 34 (360) от 30.08.2006 Архив

РАЗРАБОТАН НОВЫЙ СПОСОБ ЗАБОРА СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК

Биотехнологическая компания ACL (Advansed Cell Technology) сегодня объявила о том, что ее специалисты разработали новый способ забора стволовых клеток. По словам представителей ACL, в этом случае не придется уничтожать человеческий эмбрион, что вызывает ожесточенные дебаты между политиками и представителями церкви.

Врачи ACL рассказывают, что новая технология позволяет извлекать всего одну стволовую клетку из эмбриона, который находится на ранней стадии развития, и затем она используется для выращивания целого набора аналогичных клеток. Эмбриону же при этом не причиняется серьезного вреда, и он продолжит процесс развития в полноценного малыша.

Медицинские детали эксперимента были опубликованы в журнале British Nature.

Причем в самом конце прошлого года этот же журнал опубликовал статью ACL, в которой врачи компании рассказывали о том, как осуществляется подобный эксперимент на лабораторных мышах.

Технически метод ACL можно назвать "искусственным выращиванием клеток", на практике же он очень похож на преимплантационную генетическую диагностику, когда родители, желая узнать не будет ли страдать их ребенок какими-либо врожденными заболеваниями из-за их частичной несовместимости на генном уровне. Стоит отметить, что процедура преимплантационной генной диагностики довольно дорога и делается далеко не во всех медицинских учреждениях.

Метод генной диагностики начинается с оплодотворения в пробирке, где начинают создаваться многочисленные человеческие эмбрионы. На очень ранней стадии развития, когда эмбрион - это фактически 8-10 клеток, окруженных оболочкой, одна из клеток извлекается и проверяется на генетические дефекты. В том случае, если дефектов не будет выявлено, то здоровый эмбрион вживляется в матку женщины.

Специалисты ACL действовали также - при заборе раннего, еще не вживленного эмбриона, извлекалась единственная недифференцированная клетка, фактически являющаяся стволовой, и она начинала делиться в подходящих условиях.

Согласно статистике ACL, из каждых 16 эмбрионов можно было фактически сделать два продуктивных забора стволовых клеток.

Стволовые клетки (Камбиальные клетки) — незрелые (недифференцированные) клетки организма, предназначенные для образования и замены зрелых дифференцированных клеток тканей и органов. Стволовые клетки являются предшественницами клеток всех тканей организма.

Стволовые клетки размножаются путём деления, как и все остальные клетки. Отличие стволовых клеток состоит в том, что они могут делиться неограниченно, а зрелые клетки обычно имеют ограниченное количество циклов деления.

Когда происходит созревание стволовых клеток, то они проходят несколько стадий. В результате, в организме имеется ряд популяций стволовых клеток различной степени зрелости. В нормальном состоянии, чем более зрелой является клетка, тем меньше вероятность того, что она сможет превратиться в клетку другого типа. Но всё же это возможно.

ДНК во всех клетках одного организма (кроме половых), в том числе и стволовых, одинакова. Клетки различных органов и тканей, например, клетки кости и нервные клетки, различаются только тем, какие гены у них включены, а какие выключены. Фактически, с осознанием существования зрелых и незрелых клеток был обнаружен новый уровень управления клетками. То есть, геном у всех клеток идентичен, но режим работы, в котором он находится — различен.

Фактически, стволовая клетка — это такой режим работы генома человека, при котором клетка хранится организмом для будущих нужд. Существование стволовых клеток — это не случайное явление, оно специально выработано в процессе эволюции. То есть, стволовые клетки — это не просто недозревшие клетки, а клетки, специально поддерживаемые организмом в незрелом, резервном состоянии. В различных органах и тканях существуют частично созревшие стволовые клетки, готовые быстро дозреть и превратиться в клетки нужного типа. Они называются бластными клетками. Например, частично созревшие клетки мозга — это нейробласты, кости — остеобласты и так далее.

Российские специалисты также практикуют забор стволовых клеток из пуповинной крови во время рождения малыша. В дальнейшем такая кровь хранится в гемабанках, предназначенных для низкотемпературного хранения стволовых клеток пуповинной крови.

Первый банк стволовых клеток пуповинной крови появился в России в 2003 году. За рубежом (в первую очередь в США) подобные заведения существуют с 90-х. Гемабанки предоставляют возможность как донорского (публичного), так и частного хранения образцов пуповинной крови.

На сегодняшний день самый долгий срок хранения образца пуповинной крови составляет 20 лет - стволовые клетки размороженного после этого срока образца оказались полностью жизнеспособными. Считается, что пуповинная кровь как биологический материал - богатый источник стволовых клеток - призвана в недалеком будущем заменить в медицине костный мозг.

Медики уверяют, что при помощи стволовых клеток можно лечить очень многие болезни, такие как Болезнь Альцгеймера, диабет, повреждения спинного мозга, проводить регенерацию кожного покрова людей, артрит и еще множество других заболеваний.

С другой стороны, специалисты предупреждают, что технология стволовых клеток еще очень нова и совсем неоднозначна, так что воспринимать ее как панацею от всех бед пока рано. Это вопрос будущего.

/Cybersecurity.ru, 24.08.06/