Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 3 (279) от 19.01.2005 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ ТОЛЬКО ВРЕДИТ

Закон об электронно-цифровой подписи (ЭЦП), принятый три года назад, так и не заработал. Более того, как отмечают участники рынка, после вступления в силу закона положение дел в данной области только ухудшилось.

Хотя наступление цифрового века предвещало избавление от бумажного документооборота, этого не произошло. Как раз наоборот, количество используемой в офисах бумаги только выросло. Причина этому — в отсутствии реально работающего механизма регулирования электронно-цифровой подписи. В то же время, за внедрение ЭЦП выступают не только представители бизнеса, которым ЭЦП позволит ускорить многие процессы и отказаться от неэффективного бумажного документооборота, но и государство, поскольку ЭЦП является необходимым инструментом для осуществления взаимодействия населения и власти.

Мининформсвязи разработало и вскоре представит на рассмотрение правительству Концепцию принятия поправок к Закону об ЭЦП. В частности, планируется исправить множество обнаруженных в законе опечаток и неточностей. Например, в законе содержится следующая фраза: “Владелец сертификата не может его использовать, если ранее он уже был использован”. Как пояснил глава правового управления министерства Михаил Якушев, из-за того, что в этой фразе пропущено несколько слов, любое повторное использование сертификата делается попросту незаконным.

Другой пример: в законе оговаривается такая мера, как приостановка действия сертификата, что на практике не может быть осуществлено. Кроме того, Мининформсвязи намерено учесть рекомендацию министерства юстиции. Дело в том, что, поскольку цифровая и бумажная подписи равноправны, Закон об ЭЦП регулирует также и использование бумажной подписи. Однако Минюст попросил ограничить действие закона только областью ЭЦП.

Впрочем, данные поправки носят лишь косметический характер. Участники же рынка считают необходимым внесение более существенных изменений в закон. “Существующий закон существенно ограничивает сферу применения ЭЦП, не позволяя использовать ее для выставления счетов-фактур”, — говорит Инна Майор из сети магазинов мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry. А Антон Барынин из российского представительства Nestle добавляет, что “несмотря на принятый закон, мы обязаны для налоговых органов хранить огромное количество бумажной отчетности в течение пяти лет. Хотя, как показывает мировой опыт, налоговые проверки можно проводить, используя только электронные документы”.

Но этим претензии к закону не ограничиваются. Прозвучала критика в адрес основного положения закона — обязательной аутентификации цифровой подписи. Против этого выступили, в частности, в Национальной ассоциации участников фондового рынка, поскольку “необходимость аутентификации существенно замедляет скорость операций с ЭЦП, что делает их непригодными для применения в фондовых торгах”.

Представитель Торгово-промышленной палаты, согласившись с этим, добавил, что к цифровой подписи не должно предъявляться более жестких требований, чем предъявляется к обычной подписи: “Ведь при заполнении бумажной налоговой декларации никакой аутентификации подписи не требуется. Она производится лишь в случае возникновения спорных ситуаций”. На еще одну серьезную недоработку указал заместитель начальника управления информационной безопасности Сбербанка России Сергей Гундаров: “Закон относится к цифровой подписи как к аналогу бумажной. В действительности, это совершенно не так. Но в результате подобного подхода закон позволяет быть владельцем ЭЦП только физическим лицам.

Юридическим же лицам приходится подписывать документы от имени физических лиц. Из-за этого мы уже имеем случаи махинаций, когда банки за несколько часов до подписания сделок увольняли своих сотрудников, которые затем подписывали эти сделки. Данное ограничение не позволяет также производить автоматическое подписание документов компьютерными системами и подписывать за один раз пакет документов”.

Согласно закону, аутентификация цифровой подписи должна производиться с помощью удостоверяющих центров, имеющих на это соответствующие лицензии.

Однако корневой удостоверяющий центр, который должен быть основой для всех остальных центров, так и не был создан. Более того, до сих пор не выработаны условия лицензирования удостоверяющих центров. Ситуацию еще больше запутала Госдума, принявшая в прошлом году в первом чтении дополнения к закону “О лицензировании отдельных видов деятельности”, согласно которым деятельность удостоверяющих центров не требует лицензирования. В итоге из-за того, что эти самые центры не смогли заработать, не заработал и сам закон. Но это еще не самое худшее. “Мы используем ЭЦП еще с 97-ого года — говорит Сергей Гундаров — Если до принятия закона мы руководствовались статьей 162 гражданского кодекса, то после вступления закона в силу все вопросы по регулированию ЭЦП отошли в его компетенцию. Однако поскольку закон не работает, то, фактически, перестали существовать и какие-либо правовые основы для применения ЭЦП.

В результате нам уже пришлось столкнуться с несколькими судебными исками, в которых истцы требуют признать использование нами ЭЦП не имеющим юридической силы”.

За необходимость изменения закона выступила и один из его разработчиков, эксперт Института развития информационного общества Нина Суловяненко: “Мне совершенно не обидно, что данный закон предлагают изменять. Внесение изменений в действующий закон — это совершенно нормальная практика. В частности, я считаю, что следует перейти от обязательного лицензирования удостоверяющих центров к их добровольной сертификации”.

Однако глава входящего в Мининформсвязи Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин высказался против внесения серьезных изменений в Закон о ЭЦП: “Я тоже недоволен этим законом. Однако стоит вспомнить, что изначальный проект закона, который мы вносили в Госдуму, в корне отличается от того, что мы в конце концов получили. Так что нет никакой гарантии, что подобного не произойдет и с поправками к закону.

Кроме того, закону так и не дали заработать, потому что необходимые для его выполнения условия (в частности, наше агентство) появились лишь несколько месяцев назад”. Г-н Матюхин считает, что изменения надо принимать не в один закон, а пакетом сразу в несколько законов. С этим согласна и советник комитета Госдумы по информационной безопасности Елена Волчинская: “Один Закон об ЭЦП не в состоянии отрегулировать весь связанный с ней спектр вопросов. Например, использование ЭЦП для пресловутых счетов-фактур — это компетенция бухгалтерского законодательства”.

Однако участники рынка, выступая за скорейшее появление работоспособного законодательства, скептически отнеслись к подобной идее. “Если один закон об ЭЦП принимался несколько лет, то сколько же потребуется на принятие целого пакета законопроектов?” — говорит Нина Суловяненко.

В конце заседания заместитель руководителя Департамента построения стратегии развития информационного общества Мининформсвязи Юрий Глинка высказал следующее предложение: “Может быть, стоит вносить изменения пакетом, но при этом приостановить действие нынешнего Закона об ЭЦП, потому что, как отмечалось, до его принятия ситуация в данной области была лучше”.

/cnews.ru, 18.01.2005/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 06.06.2020
    USD68,6319-0,3832
    EUR77,9658+0,6413
    E/U1,1360+0,0156
    БВК72,8322+0,0778
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности