Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 28 (51) от 26.07.2000 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВТРА ЕЩЕ ВОЗМОЖНО

Системное отставание лечится только системно

Менее полпроцента - эта мизерная доля России на мировом рынке наукоемкой продукции красноречиво отражает нынешнее положение дел. Впрочем, как и следующие известные подсчеты: тонна сырой нефти приносит 20-25 долл. прибыли, килограмм бытовой техники - 50, авиатехники - 1000, продукции информатики и микроэлектроники - до 5000 долл.

Президент Клинтон не стеснялся в свое время объяснять согражданам, что "технология - двигатель прогресса, а наука служит топливом для этого двигателя. Мы должны вкладывать средства в фундаментальную науку в интересах нас и наших детей, чтобы вооружить их знаниями и уменьем, необходимым для жизни и работы в XXI веке".

Новый век настает и для нас. Все прежние и нынешние руководители России также горячо заверяли и заверяют о "поддержке" науки и "ставке" на научно-технологический потенциал. Однако...

Первопричины незавидного технологического уровня России и пути кардинального изменения ситуации - такова тема беседы нашего обозревателя Александра СПИРИДОНОВА и Бориса САЛТЫКОВА - в прошлом министра науки и технологий, а ныне заместителя генерального директора ФГУП "Промэкспорт".

- Как-то в одной европейской стране довелось мне присутствовать на забавном авиашоу под названием "Летает все". В рамках шутейного издевательства над законами аэродинамики в воздух взмывали метлы, садовые скамейки, грабли. Но настоящим гвоздем программы был летающий топор... Наш традиционный подход к технологии - да и к экономике в целом, столь трудно сегодня преодолеваемый, по сути, очень схож с этими ироническими опытами западных авиалюбителей. На мой взгляд, в центре внимания у нас всегда была даже не собственно технология, а технология достижений, своего рода "гиннесс-технология", как для Книги рекордов. И это еще со времен лесковского Левши. Вплоть до "Бурана", который обошелся более чем в 15 млрд долл. и который теперь известно где и какую пользу приносит...

- Ваш образ все-таки не точен. Возьмите, в частности, нашу оборонную промышленность. Она благодаря гонке вооружений всегда существовала в конкурентных условиях, и уровень советских разработок и технологий был очень высоким. В тех же условиях развивалась и советская космическая техника, которую государство многие годы использовало в качестве мощного рычага внешней политики. Другой вопрос - какой ценой? Как можно было создавать "изделия" и технологии стоимостью в миллиарды долларов в экономической системе, в несколько раз более слабой, чем мощная экономика США?

Ответ простой. Во-первых, за счет невероятно низкой цены труда и особенно интеллектуального труда; во-вторых, за счет полной обеспеченности страны природными ресурсами и, наконец, за счет абсолютно искусственной системы ценообразования, которая могла существовать только в закрытой, автаркичной экономике. Все это позволяло путем высочайшей концентрации качественных ресурсов страны на приоритетных программах, сначала атомной, а затем космической, добиваться паритета с США. Но из-за этого в гражданском секторе нашей промышленности технологическое отставание иногда измерялось десятилетиями. Увы, закон сообщающихся сосудов действовал неумолимо. После того, как была принята концепция открытости нашей экономики и постепенного включения в мировое хозяйство, сразу стало ясно, "кто есть кто", а точнее, "что есть что". Почти все наше гражданское машиностроение оказалось абсолютно неконкурентоспособным.

- И все же, Борис Георгиевич, согласитесь, что подходы и уровень конкуренции в создании гражданских и военных технологий существенно различаются. Не случайно более половины закупок в развитых странах военные делают у гражданских фирм. Интересно, что конгресс США не так давно отказал военным в деньгах на разработку специальной программы для войсковой компьютерной системы, обязав использовать уже широко известную "Уиндоуз". Весьма полезно оглянуться и на мировой рынок наукоемкой продукции в целом: при общем его объеме более 2,5 трлн долл. весь экспорт вооружений, к тому же очень зависимый от политической конъюнктуры, укладывается всего-навсего в 40-50 млрд долларов.

- Это если не учитывать огромные внутренние закупки США, стран НАТО. Но, конечно же, главные деньги крутятся на рынке гражданской продукции. И то, что Россия получила в наследство ситуацию, когда практически весь наш хай-тек создавался исключительно в оборонке, крайне осложняет нам технологическое соперничество. Умение делать военный самолет, к сожалению, мало помогает, когда надо сделать гражданский авиалайнер, да еще конкурентоспособный на мировом рынке.

- Тут есть еще один очень важный момент. Когда нашим согражданам говорят, что экспорт российских вооружений достиг, скажем, 3 млрд долл., многие из них не вполне понимают, как к этому относиться. Во-первых, для большой страны сама цифра, скажем так, не очень велика, и на благосостояние рядовых граждан такая экспортная выручка практически не влияет. Во-вторых, считается, что оборонка работает с рентабельностью около 10 проц., что многими экспертами подвергается большому сомнению и что в лучшем случае может достигаться - в этом эксперты как раз не сомневаются - тотальными неплатежами: своим работникам, "Чубайсу, Вяхиреву и пр."

- При ценах на ресурсы, неуклонно приближающихся к мировым, нашей оборонке трудно за них платить. Надо также учитывать, что экспорт вооружений экономически в любом случае выгоден и государству, и каждому гражданину в отдельности, поскольку здесь в идеале оборонка сама зарабатывает на собственное развитие, уменьшая нагрузку на бюджет. А в общем-то, как я сказал, СССР выдерживал технологическую гонку до начала 80-х годов фактически за счет закрытости и ресурсной самодостаточности. Цены и тарифы на все и вся были абсолютно несопоставимы с мировыми.

- Вот у нас тогда и летало все... Реалистично ли вообще сегодня говорить о России как об одном из мировых технологических лидеров?

- И да, и нет. Сегодня, когда "оборонка" живет старыми запасами и старыми методами - просто не платит за ресурсы и все! - удается оставаться в лидирующей группе стран по технологиям авиакосмического комплекса. А в гражданских системных технологиях, то есть совокупности знаний и умений сделать, например, массовый телевизор или автомобиль, мы лидерами никогда и не были, хотя на некоторых рынках Латинской Америки, Африки, Азии - вполне можем конкурировать и по гражданской продукции. Например, Эфиопия согласилась собирать наши "КамАЗы". Здесь все решает соотношение цена - качество.

- О гражданском хай-теке речь уже не идет? Известно, что основные фонды, оборудование для высокотехнологичной продукции меняется за считанные годы. Например, переходы с одной субмикронной технологии на более тонкую компания "Интел" осуществляет всего за год, а то и меньше.

- Да, в этой технологической нише нам места нет, но на современном рынке электроники технологии уровня 0,18 мкм занимают менее 10 проц. Освоенные же у нас технологии 0,5 - 1 мкм и больше - это почти 80 проц. мирового рынка. Кстати, чипами наших зеленоградских заводов оснащается примерно 60 проц. часов азиатского происхождения, попадающих на наш рынок. Но суть дела не в долях микрона. Главное наше отставание не технологическое, а системное. Вся наша экономическая система сегодня, в том числе и сфера хай-тека, одной ногой все еще стоит в административной системе хозяйствования. Мы очень отстали по крайней мере в четырех важнейших сферах.

Во-первых, у нас отсутствует организационная, финансовая и информационная инфраструктура современного, в том числе высокотехнологичного бизнеса. Сегодня это: совокупность огромных, многоуровневых корпораций-производителей, дополненная гибким сектором малых фирм; развитый рынок капитала, в том числе венчурного (вспомните американскую биржу NASDAQ); глобальная, быстро развивающаяся информационная система, обслуживающая потребности бизнеса. Во-вторых, у нас не построена современная инфраструктура самого производства - безбумажное проектирование, автоматизированное управление технологическими процессами, обязательная сертификация по стандартам "ИСО", внедрение "КАЛС-технологий" и т.д. и т.п. В-третьих - а может быть, во-первых! - мы испытываем колоссальный дефицит в квалифицированных менеджерах, которые бы знали современные правила и технологии бизнеса и производства. Без них нам не преодолеть ни первый, ни второй барьеры. И только на четвертое место я бы поставил отставание собственно в технологиях. Если выполнены первые три условия, преодолеть технологические барьеры можно буквально в считанные годы. Системное же отставание лечится только системно.

- Извините, но опыт показывает, что и прорывы в конкретных технологиях могут иметь впечатляющий результат. Например, наша исследовательская корпорация МДТ - молекулярные детали и технологии - в последние годы отвоевала нишу в элитном секторе мирового рынка хай-тек с абсолютно для нас непрофильной продукцией, то есть не имеющей отношения ни к ракетно-космическому, ни к стрелковому оружию. Она разрабатывает и поставляет сканирующие зондовые микроскопы (СЗМ) и кремниевые микроиглы. Уникальность СЗМ, напомню, состоит в том, что они позволяют не только разглядывать на компьютерном мониторе молекулы и атомы, но и манипулировать ими при помощи упомянутых микроигл с острием атомарного размера. Без подобных микроскопов уже немыслимы глубинное исследование и нанохирургия живой клетки, ДНК, генов, производство и контроль качества матриц для CD и DVD-дисков, а также множества вещей, которые еще только предстоит придумать. На сверхпрестижном рынке пришлось потесниться таким грандам, как "Диджитал инструментс", "Ай-би-эм", "Дженерал моторс", "Сейко", "Самсунг", "Хьюлетт паккард"...

- Могу добавить, что о СЗМ уже говорят, будто их изобретение станет для грядущего века еще более революционным, чем освоение компьютеров для века уходящего. Но ваш пример не только не опровергает моего тезиса о системности отставания, а, напротив, служит ему доказательством. Мне, как тогдашнему министру науки и технологий, как раз довелось участвовать в судьбе этого проекта, победившего в объявленном нами конкурсе. Потом мы поддерживали проект вместе с Минэкономики. И, уверяю вас, нашей практически неизвестной фирме нечего было бы делать в столь солидной компании, если бы не менеджерский талант, хватка, умение ее управляющих работать по международным стандартам.

Кстати, даже в сравнительно благополучные для науки советские времена мы так и не смогли решить проблему создания более простого предшественника СЗМ - обычного электронного микроскопа, и на приобретение этих жизненно важных для науки приборов казне пришлось раскошелиться на сотни миллионов долларов. С другой стороны, много ли можно вспомнить подобных примеров? Увы. Для того чтобы претендовать на технологическое лидерство слишком мало нескольких достижений, сделанных как раз вопреки системным экономическим обстоятельствам сегодняшнего дня и более похожих, скорее, на подвиг. /"Время-MN", 22 июля/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.03.2020
    USD78,0443-2,1127
    EUR84,1552-3,1117
    E/U1,0783-0,0104
    БВК80,7942-2,5623
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности