номер 22 (145) от 05.06.2002 Архив

ВОЛК И СЕМЕРО ДИНОЗАВРОВ

Из всех ископаемых животных динозавры, пожалуй, чаще всего оказываются объектом исследования и оживленных споров. Так, существует сразу несколько версий исчезновения динозавров. Не сходятся ученые и в своих представлениях о внешнем виде этих гигантских млекопитающих, и одна из наиболее любопытных гипотез - о родстве динозавров с современными птицами.

Идея эволюционной связи между ними была высказана еще в середине XIX века натуралистом Томасом Хаксли. На эту мысль исследователя навела необычная находка, сделанная в Германии, - останки ископаемого животного, которое скелетом напоминало динозавра, а вот строение тела озадачивало. Можно было предположить, что археоптерикс (так назвали животное) перемещался, подобно птице.

Об этой гипотезе вновь вспомнили в середине 1990-х, когда неподалеку от деревеньки Сыхэтунь в северо-восточной китайской провинции Ляонин были найдены останки невиданной разновидности динозавров, удивившие наличием покровных волокон. Такие волокна, предположили в Институте палеонтологии и палеоантропологии позвоночных при Академии наук КНР, могут быть прообразом птичьего оперения. Таким образом, китайские ученые сочли, что получили веские доказательства в пользу родства птиц и динозавров.

Сторонники этой теории особенно оживились, когда в конце 1990-х в уезде Бэйпяо все той же китайской провинции Ляонин нашли останки четырех динозавров, не похожих ни на одну из известных разновидностей древнего млекопитающего. Находка предоставила обширный материал для исследований, поскольку местность в тех краях богата вулканическими образованиями, что помогло хорошей сохранности останков. У них тоже обнаружился волосяной покров, который китайские ученые посчитали начальной и примитивной формой птичьего оперения.

Дальнейшая история оказалась не менее интересной: китайскую находку нелегально вывезли в США, где довольно скоро она была объявлена фальшивкой, а исследовавшие ее ученые - жертвами фальсификации. На какое-то время "динозаврово" прошлое наших птиц было позабыто. Но вот недавно в журнале Nature появилась статья, сообщающая о новой находке в северо-восточной провинции Китая. И вновь речь идет об останках "пернатого динозавра" - на этот раз о дромезавре, дальнем, не исключено, родственнике археоптерикса. Животное украшали настоящие перья со стержнем и опахалом, которые, в отличие от маховых перьев современных птиц, были симметричными. Если и эта находка не окажется подделкой, она может свидетельствовать об эволюции оперения. Сотрудник Американского музея естественной истории в Нью-Йорке М. Норрелл считает, что динозавры скорее всего выглядели вовсе не так, как принято их изображать: "У них была не чешуйчатая кожа, как у ящериц, а перья, и, возможно, динозавры напоминали большую нелепую птицу".

Впрочем, наверняка это не последняя гипотеза, в которой фигурируют динозавры. И неудивительно, что мы все еще мало знаем о них, ведь эти существа жили так давно! А много ли нам известно о животных, живущих в наши дни, например, о волках?

По данным ИнформНауки, интереснейшее исследование, посвященное этим животным, провели грузинские ученые из Центра консервации видов в Тбилиси. Оказалось, волки способны к счету в пределах семи предметов и могут усвоить сложный звуковой код, обозначающий порядковый номер. Свое умение волки успешно применяют в коллективной охоте на крупную дичь.

Эксперименты ставили в большой вольере, где волки жили в условиях, приближенных к естественным. Работала с ними группа исследователей под руководством доктора биологических наук Ясона Бадридзе. Вот как проходил один из опытов, продемонстрировавший арифметические способности волка: в вольере ставили в ряд несколько кормушек, накрытых крышками, причем еда находилась лишь в одной из них. Ориентироваться по запаху волки не могли, поскольку все кормушки были натерты мясом изнутри и пахли одинаково. Но звери получали подсказку: короткие щелчки, по количеству которых можно было определить искомую кормушку. Не все сразу обнаружили эту связь, но довольно скоро волки усвоили, что число щелчков обозначает еду. Волки легко находили пищу, когда число щелчков было в пределах семи, если же звуков оказывалось больше, начинали ошибаться. Из чего исследователи заключили, что число семь - предельный порог математических способностей волка.

Тогда задачу усложнили. Поставили в ряду семь кормушек и еще семь раз по семь, разделив эти группы межой. Изменили звуковой код: звери должны были сначала отыскать ту группу, где находилось мясо, а подсказкой служил тон низкой частоты. Более высоким тоном подавалось число сигналов, указывавших непосредственно на кормушку с едой. Через некоторое время и эта задача поддалась волкам, но сложный двухступенчатый звуковой код все равно оставался в пределах семи. Например, три низких тона и четыре высоких означали, что надо открыть четвертую кормушку в третьей группе. Комбинацию цифр меняли, но волки каждый раз ориентировались безошибочно, что доказывало их способность к обобщению полученной информации.

Не только волки отличаются интеллектом. Эксперименты ученых из Института физиологии имени И. П. Павлова РАН, поддержанные Российским фондом фундаментальных исследований, показали, сколь велики способности к символизации у приматов. А это - основное условие формирования языка, зачатками которого, как считает современная наука, в той или иной степени обладают некоторые животные. В поисках доказательств обычно работают с человекообразными обезьянами, но российские исследователи решили изменить этому правилу и провели эксперименты с макаками резус.

Обезьян посадили за мониторы компьютера и показали, как нажатием той или иной клавиши на экране появляются различные фигуры. Затем животным предоставили самостоятельно общаться с компьютером, стимулируя их выводить на экран фигуры, соответствующие образцу. Способности у макак оказались разные, но тем не менее через какое-то время все они научились связывать фигуры, возникающие на экране, с определенными символами - буквами на клавиатуре. В общей сложности обезьяны сумели освоить восемь знаков для описания геометрической фигуры и ее размера. Они усвоили даже обобщенное понятие "большой - малый" и его обозначение в символах...