номер 21 (144) от 29.05.2002 Архив

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ, ИЗУЧАЯ СОЛНЦЕ, НАУЧИЛИСЬ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ

Верно ли, что самочувствие людей в немалой степени зависит от солнечной активности и темных пятен на небесном светиле? Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с профессором Виктором ОРАЕВСКИМ, директором Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН).

- Известно, что цикл солнечной активности составляет 11 лет. Сейчас идет 23-й цикл, пик которого пришелся на апрель 2000 года, но специалисты всего мира утверждают, что высокая активность Солнца сохранится еще 2 - 3 года. Потом - небольшая передышка. Следующий пик придется уже на 2010 - 2013 годы. Чем же характеризуется период "возбуждения"?

- Прежде всего вспышками, которые происходят чуть ли не каждый час, выбросами так называемого коронального вещества, солнечным ветром, ударными волнами, которые и вызывают геомагнитные бури.

- Виктор Николаевич, каждый день в теленовостях мы слышим: "По данным Института земного магнетизма... " Это действительно ваш прогноз или некий рекламный трюк?

- Нет, это не трюк. Информацию предоставляет Центр прогнозов геофизической обстановки, который работает в нашем институте. Текущую магнитную обстановку можно узнать в любое время дня и ночи по нашему телефону 330-99-27. Первые прогнозы в СССР стала давать еще в 1937 году Павловская обсерватория - прародительница нашего института. Ее возглавил известный ученый, впоследствии директор института Николай Васильевич Пушков. Именно он стоял у истоков солнечно-земной физики, и когда в 1937 году с арктическими зимовщиками - "папанинцами" неожиданно прервалась радиосвязь, объяснил причину: активные явления на Солнце вызвали магнитную бурю, которая создала помехи...

- Магнитная буря - это что?

- Если не углубляться в теорию, то явление объясняется просто: от Солнца на Землю летят заряженные частицы, которые взаимодействуют с магнитным полем Земли. Как только активность Солнца возрастает, таких частиц становится больше обычного, и начинаются длительные возмущения геомагнитной обстановки, которые оцениваются по 10-балльной шкале. В нашем институте разработана методика, позволяющая по состоянию солнечной активности делать краткосрочные геомагнитные прогнозы.

- Интересно: ваши прогнозы учитываются при запуске космической техники?

- Вспоминая историю, могу сказать, что российская 70-тонная орбитальная станция "Салют-7" упала на территорию Аргентины в 1978 году из-за того, что была учтена солнечная активность. В 2000 году из-за июльской бури японцы потеряли свой дорогостоящий спутник "Аска", в то время как наш "Океан-О" удалось спасти благодаря своевременному прогнозу и умелым действиям ЦУПа. Надо сказать, такие предупреждения только за два последних года мы делали четыре раза. И наша информация очень пригодилась при приземлении и затоплении станции "Мир". А вот пример другого рода: в марте 1989 года из-за магнитной бури канадский штат Квебек, вблизи которого находится магнитный полюс Земли, был обесточен на 9 часов.

- А каково влияние активности Солнца на человеческий организм?

- В дни геомагнитных возмущений резко ухудшается здоровье у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, плохо чувствуют себя психбольные, из-за "человеческого фактора" растет количество аварий и катастроф. Когда-то такими исследованиями занимался Институт курортологии, сейчас интересные эксперименты идут в Московской медицинской академии имени Сеченова, Институте медикобиологических проблем и лаборатории магнитобиологии ЦКБ МПС. Уже доказано, что в период магнитных бурь у всех людей увеличивается содержание адреналина в крови и изменяется концентрация гормонов. Воздействие бурь на организм сродни стрессу, вот почему больше всего от них страдают "сердечники".

- Александр Чижевский в 20-х годах прошлого века обнаружил связь солнечной активности с экстремальными земными событиями - эпидемиями, войнами, революциями. О своих исследованиях в области гелиомедицины он написал книгу. А что вы скажете о разрекламированной люстре Чижевского? Она действительно может защитить человека от вредного влияния Солнца?

- Я сомневаюсь, что ее изобрел Александр Леонидович, и думаю, что она не может защитить ни от солнечной активности, ни от магнитных бурь.

-А магнитные браслеты, которые продаются даже в аптеках?

- Однозначного ответа нет. Но вещи с магнитом действительно оказывают определенное влияние.

- Мобильные телефоны стали сегодня чуть ли не предметом первой необходимости, и это несмотря на то, что медики бьют тревогу, уверяя, будто они вредны для здоровья. Что скажете по этому поводу?

- Не вызывает сомнений, что микроволновое излучение влияет на организм. Современные данные противоречивы.

- В начале века исследования магнитологов привели к открытию богатейших залежей железной руды в районе Курской магнитной аномалии. А как сейчас вы помогаете геологам в поиске полезных ископаемых?

- В свое время с помощью наших приборов было исследовано дно Каспийского моря, а этот регион, как известно, очень богат полезными ископаемыми. Кроме того, мы изучали некоторые районы Баренцева моря, которые могут быть перспективны для добычи нефти и газа.

- Ученые всего мира ломают голову над тем, как научиться предсказывать землетрясения, которые наносят человечеству огромный ущерб. Правда ли, что в вашем институте сумели разгадать секрет происхождения, природу этих катаклизмов?

- На основе показаний наших приборов, установленных на спутниках, в ионосфере обнаружены предвестники землетрясений. В рамках Федеральной космической программы по нашим идеям разработан проект "Вулкан", который направлен не только на прогноз землетрясений, но и на предсказание и мониторинг других природных и техногенных катастроф.

- Виктор Николаевич, какими научными достижениями могут гордиться ученые вашего института?

-Тут я мог бы не хвастаясь многое рассказать. Это открытие магнитных полей на других планетах, исследование полярных сияний, изучение структуры земной коры на больших глубинах Мирового океана, достижения гелиосейсмологии - науки о глобальных колебаниях Солнца. Мы дали жизнь международной программе орбитальных наблюдений активного Солнца и уже запустили два спутника. Последний аппарат КОРОНАС-Ф просто уникален по характеристикам научного оборудования. На нем установлено 16 приборов - это целая обсерватория! За время наблюдений получено более 70 тысяч снимков Солнца в жестком ультрафиолетовом диапазоне. Более того, мы не теряем надежды приблизиться к нему. Разрабатывается проект нового поколения "Интергелиозонд" - запуск небольшого аппарата с гравитационными маневрами возле Венеры, который будет периодически снижаться и изучать небесное светило. Так что, как знать - может, человек скоро полетит к Солнцу? ("Tруд", 24.05.2002)