Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 2 (143) от 17.01.2002 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


НАСТРОЙКА НАЛОГОВОЙ ШКАЛЫ

Иван Шунько, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ФИНАНСОВ БЕЛАРУСИ.

Унификация и гармонизация - разные понятия, считают белорусские специалисты. Особенно в налоговой сфере. В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Союзного государства тон сегодня задают прагматики. Задача более чем ясна: нужна единая налоговая, ценовая, таможенная политика. А как она решается на деле? Потому и первый вопрос заместителю министра:

- Иван Степанович! Сегодня много говорится о том, что камнем преткновения в союзных отношениях является различие наших налоговых систем. Дескать, политика в области налогов должна быть единой. Ваша точка зрения на этот счет?

- Для начала есть смысл уточнить, что же подразумевается под единой налоговой политикой. Это вовсе не означает, что налоговые законодательства двух стран должны буква в букву совпадать. Такого быть не может, поскольку у нас экономически разные условия взимания налогов.

У Беларуси, например, нет моря, очень мало нефти, нет газа, алмазов и т.д. Люди часто заблуждаются, думая, что единая политика и унификация - это нечто одно и то же. Нет, единая не означает идентичная. Когда об этом говорят не политики, а специалисты в области налогообложения, они понимают это как единые подходы к налогообложению. Скажем, необходим единый подход к взиманию налога на добавленную стоимость - это один из основных доходных источников как в Беларуси, так и в России, он составляет около 30 процентов бюджета. В этом случае должна быть одинаковая налогооблагаемая база, одинаковые ставки, методы исчисления налога, налоговая отчетность. Ведь если мы говорим о равных правах хозяйствующих субъектов - то российский и белорусский коллеги должны изъясняться на одном и том же налоговом языке. Тоже касается налога на прибыль. Должен быть один и тот же порядок определения: что такое реализация продукции, что включается в себестоимость...

А в итоге - понятие прибыли, ее наполняемости должно быть одинаковым. Одним из главнейших вопросов является также единая политика в области внешнеэкономической деятельности. При отсутствии таможенной границы между двумя государствами едиными должны быть подходы к тарифному и нетарифному регулированию внешней торговли. Вот к такому пониманию пришли специалисты. Собственно, мы между собой чаще употребляем термин не "унификация", а "гармонизация" налогового законодательства.

- Тем не менее вы наверняка слышали и такое мнение: российское законодательство более прогрессивное, а потому следование в российском фарватере пошло бы Беларуси на пользу. Что вы думаете по этому поводу?

- Прогрессивность или регрессивность - это очень относительные понятия. То, что прогрессивно для российской экономики, может быть регрессивно для нас. Например, ставки ввозных импортных пошлин на грузовые автомобили. Россия снимает такие пошлины. Казалось бы, да, прогрессивное явление, открытость рынка. Но чем этот прогресс может для нас закончиться? Крахом автомобильной промышленности... Можно привести пример и по легковым автомобилям. Россияне, имея собственное автомобилестроение, заинтересованы закрыть данный рынок, а мы, наоборот, - открыть. Вот и получается, что при въезде на территорию России введена обязательная регистрация легковых автомобилей, которые идут из Беларуси. То есть россияне защищают свой рынок, свои интересы, и без такой защиты на самом деле невозможно обойтись.

- А в чем же интересы совпадают?

- Если говорить о том же налоге на прибыль, то мы здесь достигли понимания: прибыль надо определять одинаковыми методами. Как это делают во всем мире - считается не брутто, а нетто, то есть прибыль, очищенная от всех затрат, реальная. Вы никогда не задумывались о том, какая у нас рентабельность предприятия? Уровень в 25 процентов считается слабеньким показателем. В то время как в западных странах 8 процентов - это бешеная рентабельность. А все дело в методике определения. И мы с россиянами договорились, что идем вместе к мировому опыту. Вот в этом прогрессивность.

- А как вы оцениваете российский подоходный налог в 13 процентов? Этот опыт может быть перенесен на белорусскую почву?

- Думаю, рано давать какие-то однозначные оценки этого нововведения - время покажет. Чем мне эта плоская шкала не нравится, так это тем, что и нищий, и миллионер платят одинаково. Надо находить оптимальный размер шкалы налогов - так, чтобы от них и не уходили, и платили. Я считаю, что разумный верхний предел должен быть где-то на уровне ставки налога на прибыль - 30 процентов. Почему я против единой ставки? Взыскание подоходного налога у нас начинается с девяти процентов. Если взять единую среднюю, как в России, то сразу же поднимается размер подоходного налога с малообеспеченных слоев населения. Это основная причина, по которой мы воздерживаемся от подобной плоской шкалы. Кстати, мы ведь только с позапрошлого года ввели подоходный налог с новой шкалой и другим подходом к исчислению. Сравним наш опыт, а потом уже будем искать общий знаменатель. Думаю, что мы с российскими специалистами придем к единому мнению о правилах взыскания подоходного налога.

- Понятно, что главная функция налогов - фискальная. Собрать побольше денег. Но в нашей действительности налогом иногда манипулируют якобы для стимулирования тех или иных отраслей, предприятий. Каково тут наше сходство или различие с россиянами?

- Я считаю, перед налогом, как перед Богом, все должны быть равны. Вот в этом и заключается самый больший стимул в экономике. А если допускаются какие-то льготы, то появляется соблазн получить их праведным и неправедным путем. Стимулирующая роль налогов состоит в их множественности. Разные налоги работают на экономику по-разному. Например, налог на недвижимость: хочешь жить во дворце - знай, что за это удовольствие надо платить. Или налог на добавленную стоимость. Он берется с потребителей и таким образом стимулируется производство, а не проедание. Акцизы на алкоголь: хочешь выпить - заплати...

Тут наши подходы с россиянами совпадают. А вот что касается льгот, то если в российском законодательстве они исчезли, у нас пока что остались. Но мы однозначно пойдем по пути значительного сокращения льгот, хотя, знаю, многим это не понравится. - Насколько я поняла из нашей беседы, процесс гармонизации начинается с понимания. В чем нам не удалось еще понять друг друга?

Нам не удалось еще договориться с Россией о принципах взимания косвенных налогов. В первую очередь это касается налога на добавленную стоимость. Дело в том, что между Россией и Беларусью действует так называемый принцип страны происхождения товара. Это означает, что налог на добавленную стоимость товаров, которые идут от нас в Россию, взыскивается в бюджет Беларуси. А на товары, которые идут к нам из России, - в российский бюджет. Во всем мире происходит наоборот: налог взыскивается по принципу страны назначения, то есть в бюджет страны-импортера. И со всеми другими странами Россия перешла на этот общепринятый принцип. Кроме Беларуси, российская сторона приводит различные доводы: мол, для этого необходимо восстанавливать границу, таможенный контроль, таможенное оформление и т.д. Хотя мы абсолютно уверены, что решить проблему гораздо проще, применив метод отсроченного платежа.

Поясню, почему нам невыгодно изыскание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения. Известно, что Беларусь была сборочным цехом Советского Союза и во многом таковой осталась. Мы не сырьевая страна - все сырье закупаем. Покупаем его в России, и налог на добавленную стоимость выплачивается в российский бюджет. У нас производятся товары, они реализуются в другие страны, но уже без налога на добавленную стоимость. Получается, что экспорт для бюджета Беларуси в таком случае неэффективен, а ведь в этом залог нашей экономической состоятельности. Поэтому сегодня главная и в то же время сложная тема переговоров с российскими коллегами - как обеспечить равновыгодность хозяйствования в условиях Союзного государства.

/"Российская газета", 17.01.2002/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 14.05.2019
    USD65,4703+0,2416
    EUR73,5231+0,4343
    E/U1,1230+0,0025
    БВК69,0941+0,3283
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности