Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 46 (136) от 22.11.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ПОТЕПЛЕНИЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ КАСПИЯ?

Перспективы для инвестиций в нефтедобычу России: эволюция налогового режима.

Обострившаяся за последнее десятилетие на мировом энергетическом рынке конкуренция за свободные инвестиционные ресурсы, осознание на федеральном уровне неэффективности нынешнего инвестиционного климата, так и не позволившего нефтедобывающему сектору российской экономики привлечь сколь-либо серьезные инвестиции (что становится особенно очевидным при сравнении с соседями по СНГ), и, наконец, очевидное стремление новой российской администрации четко обозначить приоритеты своих действий в экономической сфере и, что еще важнее сегодня, наличие политической воли для ее реализации - все эти факторы в сочетании с неожиданно затянувшимся периодом благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом нефтяном рынке позволили запустить механизм налоговой реформы в целом и ускоренную разработку специальных разделов налогового законодательства, непосредственно регулирующих налогообложение нефтегазодобывающей отрасли, в частности. Хотя не все элементы проводимой реформы жестко подчинены идее улучшения инвестиционного климата, пока суммарный вектор перемен достаточно благоприятен для инвесторов.

Общеизвестно, что основным условием инвестиционной деятельности, в том числе в режиме СРП, является не столько наличие каких-либо льгот, сколько стабильность экономических условий осуществления инвестиционных проектов и гарантии этой стабильности. Именно поэтому создание механизмов обеспечения стабильности и предсказуемости в отношениях между государством и инвестором становится сегодня задачей, имеющей первостепенное значение для формирования благоприятного инвестиционного климата в целом.

Степень эффективности налогового режима как ключевой составляющей национального инвестиционного климата принято оценивать, помимо ключевой характеристики - стабильности, по трем основным критериям. Первый - тяжесть совокупного налогового бремени. Второй - зависимость налоговой нагрузки от прибыльности инвестиций, т.е степень ориентированности на налогообложение прибыли, а не валовых (например, оборот) или иных (стоимость имущества и т.п.) показателей. И третий - чувствительность фискальной политики к фазам инвестиционного проекта. Последний из названных критериев считается благоприятным для инвестиций в тех случаях, когда обеспечивается низкая налоговая нагрузка на начальных этапах проекта с последующим ее увеличением после возврата инвестором капиталовложений, т.е. за пределами срока окупаемости.

Первые шаги

Сочетание ряда ключевых параметров налогового режима, сформированного в РФ несколько лет назад и просуществовавшего в практически неизменном виде до конца 2000 года, позволяет в целом, по совокупности сформулированных выше критериев, охарактеризовать такой налоговый режим как неэффективный и неблагоприятный для осуществления инвестиций в нефтегазодобывающий сектор российской промышленности, а следовательно - нуждающийся в совершенствовании (см. BOX1 "Ключевые параметры действующего в России налогового режима").

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, с 1 января 2001 года разрешено возмещение НДС по капитальным вложениям. Снижены с 4% до 1%, с перспективой полной отмены с 2003 года, оборотные налоги общего применения. Заработала, хотя и не получила законодательного закрепления, шкала экспортных пошлин. Снижены ввозные пошлины на оборудование. Создана, с введением единого социального налога, законодательная база для сокращения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Все вышеперечисленное представляет собой серьезную декларацию о намерениях, но и не более того. Инвесторы с интересом ожидают развития событий.

Наибольшее внимание в течение последних месяцев было привлечено к налогу на прибыль. Несмотря на бурные дискуссии по ряду концептуальных вопросов, продолжавшиеся буквально до последних минут голосования по проекту соответствующей главы Налогового кодекса в Госдуме, сейчас можно с удовлетворением отметить, что цели, стоявшие перед законодателем, в основном достигнуты. А именно, инвесторам будет предложен режим налогообложения прибыли, доказавший свою эффективность в мировой практике и одновременно учитывающий специфику современного этапа развития российской экономики.

В частности, законопроект предусматривает: существенное ускорение амортизации активной части основных фондов; вычет процентов по инвестиционным кредитам; вычет собственных затрат на геологоразведку, как по результативным, так и по безрезультатным работам.

В этой связи стоит отметить, что так интенсивно обсуждавшийся на ранних этапах вопрос об отмене льготы по капитальным вложениям, как показывает мировая практика, в действительности не имеет решающего значения для стимулирования инвестиций, при условии увязки с прочими элементами режима налогообложения прибыли, в частности - ставкой налога.

Ближайшая перспектива

Не менее важным для отрасли является рассматриваемый Госдумой проект главы НК по налогу на добычу полезных ископаемых.

Концептуально, налог призван заменить три существующих обязательных отчисления, а именно: плату за право пользования недрами, отчисления на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и акцизы на минеральное сырье. Законопроект предполагает установление унифицированной налоговой ставки, не подлежащей дифференциации в зависимости от сравнительных технико-экономических условий добычи.

Следует отметить, что представленный проект не решает ряда принципиальных задач, связанных с обеспечением ключевых характеристик инвестиционного режима - стабильности и неухудшения фискальных условий в процессе реализации инвестиционного проекта, - а следовательно, требует доработки.

В частности, по новым месторождениям, право на разработку которых было представлено на конкурсной основе, необходимо обеспечить сохранение заявленных на конкурсе условий для выигравшего конкурс инвестора. По месторождениям, по которым конкурс еще только предстоит, следует предусмотреть возможность, в особых случаях, установления пониженной или даже нулевой ставки на определенный период ("каникулы" по роялти). Наконец, необходимо обеспечить неухудшение условий налогообложения для независимых добывающих компаний, и в частности, для компаний, осуществивших разведку месторождения за счет собственных средств и потому освобожденных от уплаты отчислений на ВМСБ в соответствии с действующим законодательством (например, ООО "Компания Полярное Сияние").

Из остальных инициатив Правительства по совершенствованию законодательства следует отметить внесенный на рассмотрение Госдумы проект главы НК по таможенным пошлинам и сборам. Проект устанавливает четкую шкалу экспортной пошлины на нефть, напрямую привязанную к мировой цене на нефть.

Предложенный порядок выгодно отличается от принятого ныне метода определения ставки пошлины исходя исключительно из потребностей федерального бюджета в дополнительных доходах и позволит оперативно реагировать на изменение ценовой конъюнктуры. Однако экспортная пошлина на нефть как механизм изъятия сверхприбыли решает задачу на макроуровне, ориентируясь на уровень цен, но никак не учитывая фазы конкретного инвестиционного проекта.

В дальнейшем, по мере совершенствования системы налогового администрирования, целесообразной представляется предлагаемая рядом экспертов замена экспортных пошлин на нефть на распространенный в мировой практике налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД). Пока же НДД, который должен применяться для каждого инвестиционного проекта в отдельности, а не для компании в целом, и только в фазу сверхприбыли, находится на этапе обсуждения концепции, а следовательно, даже ограниченное, для новых компаний и новых проектов, введение НДД возможно не ранее 2003 года.

Подводя итог сказанному выше, можно констатировать, что в целом налоговая реформа движется в нужном направлении. Однако, к сожалению, при осуществлении столь масштабных и разноплановых преобразований в налоговой системе не всегда удается обеспечить концептуальное единство различных этапов реформы, в том числе в отношении инвестиционной составляющей фискальной политики. Так, предлагаемый Минфином РФ проект главы Налогового кодекса, посвященной особенностям налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции, по сути, ухудшает налоговый режим в отношении участников СРП по сравнению с "правилами игры", уже легализованными в действующем законодательстве.

Напротив, внесенный группой депутатов Госдумы РФ в январе 2001 года проект главы Налогового кодекса, посвященной специальному налоговому режиму при реализации СРП, является удачной попыткой реального воплощения принципов государственного стимулирования инвестиций, провозглашенных в ряде законодательных актов, в том числе в Законе о СРП.

Стабильность для СРП

Специальный налоговый режим, предлагаемый "думским" проектом главы НК, определяющей особенности налогообложения при реализации СРП, - это не только особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Это, прежде всего, эффективный механизм обеспечения стабильности условий налогообложения на весь период реализации инвестиционного проекта на условиях СРП. Такой механизм призван оградить экономические интересы инвестора от неблагоприятных последствий возможных изменений в налоговом законодательстве.

Несмотря на заверения ряда высокопоставленных чиновников о неизменности налогового режима, у потенциальных инвесторов нет уверенности в том, что налоговое законодательство, которое сейчас находится в начальной стации формирования, не претерпит изменений в течение относительно длительного времени и что в результате этих изменений не произойдет ухудшение условий налогообложения инвесторов. На такой случай предлагаемый депутатами механизм предоставляет инвестору право на адекватную компенсацию потерь, которые у него возникают в результате изменений налогового законодательства, приведших к ухудшению экономических условий деятельности инвестора.

Надо заметить, что в Законе о СРП не удалось полностью решить проблему обеспечения стабильности экономических условий деятельности инвестора в рамках СРП. В этой части Закон о СРП, к сожалению, "пошел вслед" за Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами" (он утратил силу с 28 августа 1996 года) и, как и упомянутый Указ, только продекларировал принцип стабильности, оставив по существу неурегулированным механизм ее обеспечения.

Установленный Законом о СРП механизм не предусматривает предоставления инвестору непосредственной компенсации в связи с ухудшением коммерческих результатов его деятельности в результате изменений в законодательстве, а предполагает внесение в СРП в этих случаях соответствующих изменений, которые должны обеспечить инвестору сохранение условий его деятельности вне зависимости от изменения норм законодательства. Кроме того, Закон о СРП не определяет понятие (не устанавливает критерии) "ухудшения коммерческих результатов его деятельности", а также не регулирует порядок внесения в СРП указанных изменений, относя эти вопросы к предмету СРП, т.е. к предмету договоренности государства и инвестора.

Однако, с учетом особенностей договорной практики в области СРП, в том числе особенностей процедурного характера, перспектива внесения в СРП соответствующих изменений, направленных на стабилизацию положения инвестора, рискует быть иллюзорной. А инвестор, в свою очередь, рискует оказаться в положении, незащищенном в правовом отношении в силу отсутствия надлежащих правовых гарантий.

На распутье

Существуют и другие проблемы. В частности, остаются неясными характер и содержание допускаемых изменений в соглашения о разделе продукции, а также сама возможность влияния таких изменений на изменившиеся нормы законодательства.

"Думская" же версия главы Налогового кодекса позволяет решать на практике все вопросы обеспечения стабильности в сфере налоговых отношений и, тем самым, повысить инвестиционную привлекательность режима СРП в целом. В ее основе заложена принципиально иная концепция обеспечения стабильности условий налогообложения инвестора при реализации СРП, базирующаяся, как уже указывалось, на получении инвестором адекватной компенсации в случае ухудшения таких условий. И что самое главное - без внесения каких-либо изменений в СРП.

В законопроекте четко оговорено, что следует понимать под ухудшением условий налогообложения. В данном случае - это увеличение налоговых затрат (наличие дополнительных налоговых затрат), под которым понимается увеличение суммы уплачиваемых инвестором налогов или сборов вследствие изменения элементов налогообложения, а также увеличение затрат или убытков инвестора, связанных с изменением порядка исчисления и уплаты налога (например, с необходимостью его более ранней уплаты) или несвоевременным возвратом из бюджета сумм, подлежащих возмещению.

Важно подчеркнуть, что наличие таких дополнительных налоговых затрат в соответствии с законопроектом достаточно просто определяется на основе сравнения экономических показателей деятельности инвестора в изменившихся условиях и в условиях налогообложения, существовавших на дату подписания соглашения о разделе продукции.

В целях обеспечения стабильности условий налогообложения в случаях неблагоприятного изменения законодательства инвестору предоставляется право по своему усмотрению, т.е. независимо от волеизъявления государства, использовать различные способы компенсации, которые предусмотрены законом. Во-первых, в законопроекте сказано, что в течение срока действия соглашения инвестору позволяется применять нормы законодательства о налогах и сборах без учета внесенных (вносимых) изменений. Во-вторых, это компенсация дополнительных налоговых затрат за счет передачи в собственность инвестора части прибыльной продукции, принадлежащей государству, либо за счет уменьшения подлежащей уплате суммы роялти. В-третьих, возможно включение дополнительных налоговых затрат в расходы, возмещаемые инвестору. Кроме того, государство и инвестор могут предусмотреть в СРП и иные способы компенсации дополнительных налоговых затрат инвестора.

Предложенный депутатами Госдумы механизм обеспечения стабильности содержит в себе и гарантии его функционирования. Дело в том, что стабилизационные нормы, прописанные в Налоговом кодексе, являются основанием для того, чтобы предусмотреть в СРП соответствующие положения, определяющие условия компенсации. Это дает дополнительные правовые гарантии стабильности, и даже на тот случай, если соответствующие положения Налогового кодекса могут быть каким-либо образом изменены в будущем. В этом случае инвестор будет иметь право требования компенсации на основании норм соглашения.

Как и следовало предполагать, "думский" законопроект, содержащий элементы правовой защиты инвестора, не встретил понимания со стороны отдельных федеральных государственных служащих. Об этом свидетельствует, например, аналогичный законопроект, подготовленный Министерством финансов РФ. В этом законопроекте вопросы стабильности условий налогообложения инвесторов вообще не присутствуют. Очевидно, что государственные служащие рассчитывают ограничиться в этой связи соответствующими нормами законов о СРП, об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях. Однако едва ли это устроит серьезных инвесторов.

Впрочем, последнее слово в дискуссии по налоговой политике в отношении инвестиционных проектов на условиях СРП еще далеко не сказано: проект соответствующей главы Налогового кодекса к середине июня еще не был даже внесен Правительством РФ в Думу. А впереди - принятие законопроекта в первом чтении и его доработка ко второму чтению. Поэтому есть достаточно много оснований ожидать благоприятного для российских нефтегазовых проектов исхода дискуссий по главе НК, регулирующей особенности налогообложения СРП. Во всяком случае, такой финал наиболее логичен в общем контексте проводимой федеральным правительством налоговой реформы.

Ключевые параметры действующего в России налогового режима:

- несоразмерная тяжесть бремени

- ориентиованность на валовые показатели

- неадекватность этапу инвестиционного проекта

- невозмещаемость НДС по капитальным вложениям

- высокие ввозные пошлины на импортируемое оборудование

- неадекватная динамике цен мирового рынка нефти "шкала" экспортных пошлин

- низкие нормы амортизации

- невычет процентов по инвестиционным кредитам

- отсутствие "каникул" по роялти на срок окупаемости проекта и на этапе снижения добычи

- наличие высоких оборотных налогов общего применения и специальных (отчисления на ВМСБ)

- высокая нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ)

/"Нефтегазовая Вертикаль", 15.11.2001/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.11.2019
    USD64,0213+0,2483
    EUR70,8524+0,2238
    E/U1,1067-0,0008
    БВК67,0953+0,2373
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности