Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 28 (118) от 19.07.2001 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПЛАТИТЬ ЛИ НАЛОГ С ПРОДАЖ?

Все началось в 1998 году во время недолгого, но "яркого" пребывания на посту премьера Сергея Кириенко. Перед страной маячил призрак финансового краха - и понадобилось изобрести новый доходный источник. Федеральным законом было установлено, что налогом в размере до 5 процентов облагается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Вот перечень объектов налогообложения: подакцизные товары (водка, табак, бензин), дорогостоящие мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция и компакт-диски, услуги турфирм, связанные с поездками за рубеж (кроме стран СНГ), услуги рекламы, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуги по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах класса "люкс" и "СВ".

Дальше федеральный законодатель допустил вольность, которая впоследствии в буквальном смысле слова дорого стоила жителям России. Представительным органам государственной власти субъектов федерации было позволено "при необходимости" облагать налогом с продаж другие товары и услуги не первой необходимости. Разумеется, как и принято в таких случаях, формулировки федерального закона были полны социальным пафосом и показным желанием помочь обездоленным. В тексте значилось, что "с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения" региональные власти могут устанавливать еще и перечень товаров, не облагаемых налогом, и дополнять его товарами первой необходимости по своему усмотрению.

В результате получилась интересная ситуация. Судите сами: есть товары, которые "железно" облагаются налогом, есть те, которые могут им облагаться, есть возможность делать исключения из правил в отношении товаров первой необходимости, которые и без того облагаться налогом вроде и не могут. Если учесть, что "товары первой необходимости" - категория, вообще трудно поддающаяся описанию, то поле для фантазии становится безграничным.

Когда в 1998 году администрация области выносила проект закона "О налоге с продаж в Пермской области" на рассмотрение депутатов, начальник финуправления Михаил Панфилов говорил о "классовом характере налога". Тогда же прозвучало еще одно почти марксистское определение: "налог на богатых". А затем в ходе работы над законом произошел тихий переворот. Члены рабочей группы - частью сознательно, частью устав выяснять тонкости "хитрых" формулировок - решили распространить налог на все, отдельно прописав исключения из правил, не облагаемые налогом, так, как они их себе представляли.

Цены на прилавках пермских магазинов поползли вверх, не дожидаясь первого июля 1999 года (даты вступления закона в силу). Причем не на пять процентов, а побольше. Иначе и быть не могло. Всем организациям пришлось вводить раздельный учет подлежащих обложению налогом товаров, а это, как известно, -тоже расходы, хоть и небольшие. Но главное: налог взимался с каждой продажи товара (а сделок по пути к прилавку, как вы понимаете, может быть несколько) и иногда значительно повышал его цену. Бюджетные интересы были соблюдены, интересы малоимущих, для которых вводился этот налог, наоборот, в известной мере пострадали. Доходило до смешного. Рыба под обложение налогом не подпадала, зато с рыбных консервов - с той же "Кильки в томатном соусе" - налог брался. Вместо "налога на богатых" чаще стало встречаться другое его определение - "пятипроцентный оброк".

Закон "О налоге с продаж" за свою недолгую историю правился раз двадцать. Изменения и дополнения вносились по трем поводам: уточнялся, ввиду явных и нелепых пробелов, список не подлежащих обложению товаров; лоббисты предпринимали попытки добиться освобождения от налога отдельных видов товаров и услуг; наконец, несколько раз закон хотели просто "свалить". Особенно усердствовал в этом деле депутат Илья Неустроев. Сначала он предлагал ввести мораторий на исполнение закона на несколько лет. Когда эта попытка не удалась, он предложил отложить срок введения его в силу. После того, как и здесь вышел "облом", он внес оригинальную поправку: установить ставку налога в размере... О процентов. Но снова не нашел поддержки среди депутатов. К счастью, не только Илья Григорьевич предпринимал активные действия против "оброка".

Закон "подскользнулся" на мыле Пермского юриста Владимира Шаврина. Налог с продаж "достал" его как налогоплательщика. Как-то пошел он в магазин за детским мылом, посмотрел на ценник и кроме суммы в рублях и копейках увидел на нем красноречивую надпись "в том числе налог с продаж такой-то". "Вот тебе и предмет роскоши!" - подумал Владимир Викторович. Выходит, детишкам теперь личная гигиена - не предмет первой необходимости? Могут и грязными вырасти? Другая ситуация получилась еще более безобразной. Решил он поменять памятник на могиле матери. Взял в конторе счет за исполненные работы, а там - все и же фраза "в том числе..." - С ритуальных услуг и работ брать налоги вообще кощунственно, - рассуждает Шаврин. - Пенсионеры с пенсии себе по рублю "гробовые" откладывают, а потом государство с этих денег "налог на богатых" стрижет. И тогда Шаврин решил судиться. Благо, в налоговых спорах он, что называется, "собаку съел". Этой областью права Владимир Викторович занимается десять лет. Работал в Пермском региональном правозащитном центре, ныне - в Уральском агентстве поддержки малого и среднего предпринимательства. Оснований оспорить областной закон "О налоге с продаж" у него хватало. Главным стала как раз та самая "вольность", которую допустили депутаты областного парламента при определении объекта налогообложения. Областной суд пришел к выводу, что Законодательное собрание обязано было установить конкретный перечень товаров (работ, услуг) не первой необходимости, от стоимости которых рассчитывается налог, а не распространять его на все, указав лишь исключения, и жалобу Шаврина удовлетворил.

2 июля Верховный суд РФ, рассмотрев жалобу Законодательного собрания и администрации области, оставил решение в силе. Платить или не платить? Согласно решению, налог с продаж может браться только с ограниченного перечня товаров, услуг и работ, который установлен федеральным законом. Шаврин и его товарищи по Пермской" городской организации налогового права советуют торговым организациям и предпринимателям уже с июля организовать раздельный учет реализации товаров, подлежащих обложению налогом с продаж, чтобы иметь возможность не платить его со всего торгового оборота.

Пока ни Законодательное собрание, ни администрация области не рассматривают варианты дальнейших действий. Официальное решение Верховного суда еще не получено, да и время есть. На устранение несоответствия с федеральным законом им отпущено шесть месяцев, а обо всем остальном пусть заботится доблестная налоговая инспекция. Там тоже сохраняют хладнокровие. Никаких судебных решений в областном управлении Госналогслужбы не получали. А раз нет официальной бумаги, то и повода для беспокойства нет. В самом деле, не газетные же статьи им обсуждать и принимать их как руководство к действию?! Владимир Шаврин считает, что в данном случае на вопрос, платить или не платить, каждый налогоплательщик ответит сам.

Решение суда вступило в силу и, если кому-то платить не захочется, то к этому есть все законные основания. А с 1 января 2002 года (если не раньше), глядишь, и федеральный закон, установивший налог с продаж, в своем нынешнем виде перестанет действовать как противоречащий Основному Закону страны. Депутаты Госдумы намерены осенью рассмотреть его новый вариант, но этот проект, по некоторым данным, ничуть не лучше прежнего и несет в себе все те же антиконституционные моменты, что и его предшественник. Ясно, что ни одна государственная структура радости от "сюрприза Шаврина" не испытала. Легко понять почему. Бюджет теряет доходы. Поступления от налога с продаж сократятся в разы - возможно даже в десятки раз (точных цифр пока не знает никто).

Борьба отдельного налогоплательщика за юридическую чистоту и экономическую логику в налоговом законодательстве для областной власти может обернуться большими проблемами. И совсем не Шаврин в этом виноват. Он только увидел противоречие и добился того, чтобы оно было устранено. Проблема глубже. Она - в непоследовательности экономической политики, в игнорировании интересов как отдельных участников рынка, так и целых социальных групп, в правовом нигилизме, наконец. В будущем году, например, ожидается снижение налога на прибыль (в том числе за счет его региональной составляющей -так решила Госдума). Введение налога на добычу полезных ископаемых, одновременно с которой будут отменены другие "нефтяные" платежи, тоже больно ударит по областному бюджету. Общие потери от двух новшеств оцениваются примерно в 3 миллиарда рублей. Если "помрет" еще и налог с продаж, то ситуация станет критической. Что на это сможет ответить областная власть? 4 миллиарда на дороге не валяются. Или же области придется примерять на себе рубище дотационного региона и так же, как многие наши соседи, посылать гонцов в Минфин, где они будут ныть по поводу каждого бюджетного миллиона, который Москва пообещала и забыла отдать? Хотя, с другой стороны, говорят, в критической ситуации мысль работает острее...

Управление аналитической и законотворческой деятельности областного Законодательного собрания однажды уже рассчитывало, что произойдет в случае отмены налога с продаж (в связи с очередными инициативами И. Г. Неустроева) с 1 октября 2001 года. Выяснилось, что в случае отмены налога за три месяца консолидированный бюджет области потерял бы от 161 до 195 миллионов рублей. Если бы одновременно в порядке компенсации были введены сборы на нужды образовательных учреждений, за право торговли и прочие местные налоги и сборы, отмененные после введения налога с продаж, а также повышена базовая доходность по налогу на вмененный доход, то ничем не компенсируемые доходы от налога с продаж можно было бы оценить от 53 до 88 миллионов рублей.

/"Звезда" (Пермь). 17.07.01./




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 19.10.2019
    USD63,9542-0,0602
    EUR71,1299+0,2276
    E/U1,1122+0,0046
    БВК67,1833+0,0693
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности