Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 51 (294) от 23.12.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ВОПРОС-ОТВЕТ

Ситуация

Музей в целях реализации заказывает в издательствах и у фирм-изготовителей книги по искусству, копии картин и гравюр, каталоги, постеры, открытки, календари. Помимо указанной продукции планируется реализовывать сувениры, изготовленные с использованием музейной тематики.

Вопрос

Как облагается налогом на добавленную стоимость изготовление и реализация такой продукции?

Ответ

В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при:

* реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;

* оказании редакционных и издательских услуг, связанных с производством такой продукции.

Коды видов продукции, облагаемой НАС по ставке 10%, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N301.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 41 "О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов" (далее - Перечень), из указанных в вопросе к таковым относятся, в частности:

* книги и брошюры (код 95 3000);

* альбомы по искусству (живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство и т.д.) (код 95 4110);

* календари отрывные ежедневные (из кода 95 7310).

* Книги по искусству

Редакционные и издательские услуги по изготовлению книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10%. Вместе с тем изготовление книг связано с выполнением полиграфических работ.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001(1) полиграфические работы являются самостоятельным видом деятельности и не входят в состав издательской деятельности. [1 Утвержден Постановлением Госкомстата России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД".]

В Методических рекомендациях по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ указано следующее:

"Выполнение полиграфических работ по договорам с физическими и юридическими лицами, в том числе по производству периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (а также по посреднической деятельности), облагается по налоговой ставке 20 процентов. Начиная с 1 января 2004 года выполнение указанных работ облагается по налоговой ставке 18 процентов"(2). [2 Приказ МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации".]

Таким образом, услуги полиграфических предприятий облагаются НАС по ставке 18%.

Реализация музеем книг по искусству облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10%. При этом суммы "входящего" налога, предъявленные при приобретении услуг издательств и типографий, организация вправе принять к вычету в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.

* Копии картин и гравюр

При решении вопроса о налогообложении копий картин и гравюр необходимо руководствоваться следующим. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17) к услугам музеев относится, в частности, изготовление копий (с возможным увеличением) с музейных экспонатов.

Согласно подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, в том числе:

* услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий;

* услуги по фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной

продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений.

Таким образом, если копии с картин и гравюр из фондов музея изготавливает сам музей, указанные операции в силу подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Если услуги по изготовлению копий картин и гравюр оказывают другие лица (издательства, типографии и т.п.), данные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на общих основаниях, с применением стандартной ставки налога 18%.

Реализация музеем копий картин и гравюр в любом случае облагается НАС по ставке 18%, при этом, если организация пользуется услугами издательств и типографий, она имеет право на вычет сумм "входящего" налога, предъявленного при приобретении данных услуг.

Каталоги

Правомерно сделать вывод о том, что услуги редакций, издательств, типографий, связанные с изготовлением каталогов, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с применением стандартной ставки 18%.

В Перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, облагаемых при реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, такой вид продукции, как каталоги, не упомянут.

В соответствии с ОК 005-93 иллюстрированные каталоги (научные, технические, производственные, учебные, научно-популярные) находятся в одной подгруппе с альбомами и атласами (кроме географических) с присвоением кода 95 4130, однако, в отличие от последних, в Перечень не внесены.

Реализация Каталогов согласно подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ относится к льготируемой деятельности музеев, подлежащей освобождению от налога на добавленную стоимость. Что касается вычета сумм "входящего" НДС, то, поскольку услуги редакций и типографий приобретаются для осуществления операций по реализации продукции, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога, предъявленные при приобретении таких услуг, организация не вправе предъявлять к вычету и обязана включить в стоимость продукции (п. 2 ст. 170 НК РФ).

В случае, если организация в некоторых налоговых периодах наряду с операциями, облагаемыми НАС, осуществляет операции, освобождаемые от налогообложения, сумма НАС, предъявленная по общехозяйственным расходам в соответствующих налоговых периодах, распределяется в порядке, изложенном в п. 4 ст. 170 НК РФ.

Данная норма позволяет принять к вычету либо учесть в стоимости товаров (работ, услуг) сумму НАС в той пропорции, в которой они используются в деятельности, облагаемой НАС и освобожденной от налогообложения. Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в обшей стоимости отгруженных за налоговый период товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Это общее правило.

Специалисты Минфина России считают, что при расчете пропорции стоимость товаров (работ, услуг) должна учитываться без НАС. Такое мнение высказано в письмах Минфина России от 16 февраля 2001 г. N 04-03-07/3, от 15 августа 2003 г. N 04-03-11/65 и от 20 января 2004 г. N 04-03-13/02.

Таким образом, при определении суммы НАС, подлежащей вычету при осуществлении операций, облагаемых этим налогом, для обеспечения сопоставимости показателей стоимость товаров (работ, услуг), облагаемых НАС, следует учитывать без налога.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

При приобретении в отчетном периоде работ (услуг) для выпуска конкретной продукции (облагаемой по ставке 10%, 18% и не облагаемой НАС) целесообразно НАС, уплаченный поставщикам работ (услуг), учитывать на отдельных субсчетах, открываемых к счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Необходимо добавить следующее.

В соответствии с ГОСТ 7.60-90 музейным каталогом является каталог, содержащий перечень предметов, полный или частичный, находящихся в музее, и их описание.

Под альбомом согласно тому же ГОСТу понимается книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее, как правило, пояснительный текст.

При этом альбомы по искусству поименованы в Перечне, следовательно, услуги редакций и издательств (за исключением типографий), а также реализация альбомов подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с применением пониженной ставки 10%.

Таким образом, если организация выпускает не "каталоги", а "альбомы по искусству", то, во-первых, услуги редакций и издательств, связанные с изготовлением альбомов, будут облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, во-вторых, суммы "входящего" налога, уплаченные при приобретении указанных услуг, а также суммы НАС в части общехозяйственных расходов в дальнейшем могут быть предъявлены к вычету.

* Постеры, открытки

Постеры и открытки в Перечне не поименованы. В связи с этим услуги редакций, издательств, типографий по изготовлению постеров и открыток подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с применением стандартной ставки (18%).

Реализация музеем постеров и открыток также облагается налогом на добавленную стоимость с применением стандартной ставки налога (18%).

Суммы "входящего" налога, предъявленные поставщиками при приобретении музеем издательских и полиграфических услуг, организация вправе предъявить к вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ.

Календари

В Перечне упомянуты лишь календари отрывные ежедневные (Код 95 7310).

Если изготавливаемые музеем календари относятся к иным календарям (календари настенные ежемесячные; календари настольные перекидные; календари настольные типа блокнота; календари настенные альбомного типа; календари настенные изобразительные и т.п.), операции с указанной продукцией будут облагаться налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

Услуги издательств и типографий по изготовлению календарей будут облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 18%. Реализация музеем указанной продукции облагается НДС также по ставке 18%.

Поскольку услуги издательств и типографий, связанные с изготовлением календарей, приобретаются организацией для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы НАС, уплаченные при приобретении таких услуг, организация вправе предъявить к вычету.

То же самое относится и к сувенирной продукции. Услуги издательств и типографий по изготовлению сувенирной продукции, ее реализация музеем подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18%, независимо от тематики сувенирной продукции, с дальнейшим вычетом сумм "входящего" налога. Обращаем внимание: подтверждением того, что выпускаемый вид продукции действительно соответствует тому, который указан в Перечне, может служить соответствующий документ - справка о присвоении продукции соответствующего кода ОК 005-93. Ее можно получить в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Строго говоря, лишь наличие этой справки дает право на применение пониженной ставки НДС.

Ответ подготовили юристы компании "ФБК" И.А. Шарманова, П.В. Достовалов и Б. В. Русских

***

Ситуация

По договору с зарубежным партнером российская организация должна была поставить оборудование. Срок изготовления оборудования менее шести месяцев. Оформлен паспорт сделки. От нерезидента получен аванс, с него уплачен НДС.

На стадии изготовления оборудования нерезидент принял решение об отказе от продукции. Подготовлен документ, закрывающий контракт.

Заказчик согласен оставить аванс в счет погашения затрат организации. Оборудование через таможню не отправляется, грузовой таможенной декларации нет.

В рамках контракта организация заключила договоры с российскими контрагентами, оплатив им субподрядные работы, в том числе и НДС.

Вопросы

1. Как организация должна рассчитать и уплатить НДС по контракту? Что отразить в декларации по НДС?

2. При наличии грузовой таможенной декларации возможно было бы вернуть НДС с аванса и субподрядных работ? Может ли организация рассматривать незавершенный контракт в этой ситуации как работу для внутренних нужд и соответственно считать полученный и уплаченный НДС?

Ответы

1. Организация правильно заплатила НДС с полученного аванса, однако теперь она может вернуть налог из бюджета, причем грузовая таможенная декларация (ГТД) для этого ей не понадобится.

ГТД оформляется при пересечении товаров через границу, в частности, в режиме экспорта, а для целей НДС ее наличие необходимо при подтверждении налоговой ставки 0% (ст. 165 НК РФ). В рассматриваемой ситуации экспорт отсутствует, организация на ставку 0% не претендует, поэтому и ГТД в налоговую инспекцию в любом случае представлять не надо.

НДС, уплаченный с авансового платежа, в случае расторжения договора с контрагентом принимается к вычету на основании абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ. Отметим, что в этой норме говорится о праве на вычет, если вместе с расторжением договора налогоплательщик возвращает и полученный аванс. Однако, по нашему мнению, вычет должен производиться и в том случае, когда деньги не перечисляются обратно покупателю в связи с изменением их правового режима:

В рассматриваемой ситуации стороны достигли соглашения в том, что после расторжения договора ранее перечисленный аванс остается у продавца в качестве компенсации фактически произведенных им затрат по исполнению обязательства. То есть денежные суммы являются уже не предварительной оплатой, а возмещением расходов, которые НДС не облагаются.

С другой стороны, организация обязана подтвердить соответствие суммы полученного от контрагента возмещения фактически понесенным расходам. Если выяснится, что последние меньше суммы компенсации, то сделка между сторонами в соответствующей части может быть расценена как дарение (п. 1 ст. 572 ГК РФ), которое невозможно в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ). Соответственно у налогового органа появятся основания утверждать о невыполнении обществом условия абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ по возврату аванса, необходимого для применения вычета.

Для устранения таких последствий можно рассмотреть и другой вариант по изменению правового режима денег, находящихся у организации.

Из описания ситуации следует, что соглашение о расторжении договора еще не подписано, поэтому можно рекомендовать организации в окончательном тексте соглашения прямо указать, что в связи с прекращением обязательства по инициативе покупателя на нем лежит обязанность уплатить штраф.

Напомним, что основанием для уплаты штрафа является неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательства (п. 1 ст. 330 ГК РФ). В анализируемой ситуации санкция на иностранного контрагента может быть наложена за отказ от исполнения договора.

Переквалификация аванса в подлежащий уплате штраф, в отличие от первого варианта с возмещением расходов, не требует его подтверждения соответствию понесенных организацией затрат, поскольку размер ответственности по договору устанавливается сторонами самостоятельно и исходя из иных критериев, не связанных с убытками.

Документами, подтверждающими обоснованность возмещения налога при расторжении договора, исходя из требований п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ, будут являться:

* договор с иностранной организацией и соглашение о его расторжении;

* декларация с отражением суммы налога, исчисленного с полученного аванса, и платежное поручение, подтверждающее его перечисление в бюджет;

* выписка из учета, свидетельствующая о корректировке данных в связи с расторжением договора (изменение правового режима денег также необходимо отразить в учете).

Вычет может быть заявлен в том периоде, в котором стороны подпишут соглашение о расторжении договора.

2.Вопрос с принятием к вычету НДС, уплаченного субподрядчикам, на наш взгляд, напрямую зависит от того, как стороны квалифицируют денежные средства, оставляемые у организации после расторжения договора, - как возмещение понесенных затрат или как штраф за отказ от исполнения договора.

В целом, если выполненные работы будут использованы организацией в облагаемой деятельности, то "входящий" налог может быть заявлен к вычетам (п. 2 ст. 171 НК РФ). Факт, что изначально эти работы заказывались для выполнения экспортного контракта, не имеет значения, поскольку не отрицает их дальнейшего участия в обычной производственной деятельности.

Тем не менее в Определении КС РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О сформулировано такое условие для налогового вычета, как реальное несение налогоплательщиком затрат на оплату товаров (работ, услуг). Налоговые органы активно поддерживают эту позицию. Поэтому, если по условиям соглашения о расторжении договора получится, что расходы организации на оплату субподрядных работ были компенсированы третьим лицом, то с точки зрения КС РФ такие расходы не являются "реальными". А значит вычет по ним произвести нельзя.

В отношении оценки работ, выполненных по экспортному контракту до его расторжения, в качестве работ для внутренних нужд можно заметить, что такая позиция будет обоснованной, если организация использует их результаты в своем внутреннем потреблении, без реализации на сторону. Однако независимо от такой оценки налоговый орган в любом случае может отказать в вычете именно в связи с тем, что расходы организации не отвечают критерию "реальности" затрат.

Если организация и иностранный покупатель смогут достичь согласия в том, чтобы оставить денежные средства именно как штраф, тогда вычет по товарам (работам, услугам) субподрядчиков может быть применен в общем порядке. Ведь штраф не является оплатой по договору и никак не связан с приобретенными товарно-материальными ценностями. Единственным основанием для его уплаты является неисполнение участником договора своих обязательств. Соответственно нет оснований утверждать, что организация не понесла реальных затрат при расчетах с субподрядчиками.

Таким образом, организации целесообразно в соглашении с иностранным партнером о расторжении первоначального договора закрепить условие о том, что последний выплачивает штраф за отказ от дальнейшего исполнения обязательства, поскольку это снижает налоговые риски, связанные с возмещением НДС, уплаченного с аванса и субподрядчикам.

Ответы подготовил старший юрисконсульт департамента налогов и права компании "ФБК" Н.К. Фрейтак

***

Вопрос

Каков порядок начисления амортизации по объекту недвижимости, если государственный орган приостановил регистрацию прав на него?

Ответ

При ответе на данный вопрос необходимо дать пояснения в отношении следующих моментов:

* последствия для налогообложения отказа в государственной регистрации прав на объект основных средств и последствия приостановления регистрации;

* возможность начисления пени и привлечения к налоговой ответственности при квалификации налоговым органом как ошибки, влекущей необходимость внести изменения в предшествующие периоды, начисление организацией амортизации на объект основных средств, в регистрации которого отказано.

1. Обязательным условием для признания имущества амортизируемым является наличие у налогоплательщика права собственности на него (п. 1 ст. 256 НК РФ). Возможные исключения из него должны быть прямо закреплены в главе 25 НК РФ.

Одно из таких исключений установлено для имущества, права на которое подлежат государственной регистрации (а 8 ст. 258 НК РФ).Налогоплательщик вправе включить его в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию соответствующего права.

Напомним, что в силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Поэтому следует, что НК РФ разрешает амортизировать объект недвижимости до приобретения налогоплательщиком права собственности на него, если имеется подтверждение того, что процедура регистрации им инициирована.

Обращаем внимание, что исключение из общего правила в определении момента начисления амортизации на объекты основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, все равно учитывает тот факт, что амортизируется имущество, находящееся в собственности налогоплательщика. В данном случае амортизация начисляется с более раннего срока с условием, что организация приобретет право собственности на объект основных средств.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Процедура государственной регистрации начинается с приема документов от заявителя и завершается либо совершением надписей на правоустанавливающих документах и выдачей удостоверений о произведенной государственной регистрации прав (п. 1 ст. 13 указанного Закона), либо отказом в регистрации (ст. 19). Отсюда следует, что возникновение права собственности в данном случае зависит от его признания или непризнания государством.Отказ в регистрации влечет невозникновение права.

Налоговые последствия отказа в регистрации прав. В случае вынесения решения о государственной регистрации объекта недвижимости налогоплательщик начисляет амортизацию в прежнем порядке, а при отказе признанные амортизационные отчисления подлежат восстановлению и учету в качестве внереализационного дохода. Указанное последствие связано с тем, что объект основных средств не находится у организации на праве собственности, и государство отказало организации в таком праве. Тем самым условие для амортизации имущества, предусмотренное п. 1 ст. 256 НК РФ, не соблюдается, а правило п. 8 ст. 258 НК РФ не действует в связи с прекращением государственной регистрации прав. Восстановление амортизации следует квалифицировать в качестве внереализационного дохода в связи с тем, что он не связан с реализацией товаров (работ, услуг), т.е. действует условие аба 1 ст. 250 НК РФ. Доход возникает в связи с увеличением в налоговом учете стоимости имущества за счет восстановления амортизации.

Отметим, что обратное понимание последствий отказа в регистрации прав (т.е. невосстановление сумм амортизации) давало бы недобросовестным налогоплательщикам возможность уклоняться от налогообложения путем списания амортизации на имущество, не принадлежащее им на праве собственности, поскольку они могут подавать документы на государственную регистрацию бесконечное количество раз. Недопустимость толкования налогового закона, создающее благоприятные условия для недобросовестных налогоплательщиков, подтверждена в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (в частности, в Определении КС РФ от 22 января 2004 г. N 41 - О).

Налоговые последствия приостановления регистрации прав. В процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество регистратор прав может приостановить ее в следующих случаях, предусмотренных п. 1 ст. 19 Закона:

* при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав;

* при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

При приостановлении регистрации регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведении. Он также обязан в день принятия решения в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. Если заявитель не устранит причин, препятствующих государственной регистрации прав, то регистратор обязан отказать в регистрации. При этом приостановление государственной регистрации влечет за собой приостановление предусмотренного срока проведения регистрации (п. 2 ст. 19 Закона).

Таким образом, основанием для приостановления регистрации является необходимость получить дополнительные сведения, проверить подлинность и достоверность представленных сведений, а также иные обстоятельства, без разрешения которых не будут надлежащим образом обоснованы как государственная регистрация прав на недвижимое имущество, так и отказ в такой регистрации. То есть приостановление регистрации не означает решения вопроса о праве собственности на недвижимое имущество. Поскольку положения п. 8 ст. 258 НК РФ основаны на том, что объект основных средств принадлежит налогоплательщику, то пока отказом в регистрации права не установлено иное, недвижимость на период приостановления регистрации рассматривается как собственность организации. По нашему мнению, приостановление государственной регистрации на предусмотренный Законом срок не влечет для налогоплательщика прекращение права начислять амортизацию.

На основании изложенного можно сделать вывод, что после вынесения решения о приостановлении государственной регистрации прав организация вправе учитывать при налогообложении амортизацию, а после принятия решения об отказе в регистрации восстанавливать амортизационные отчисления и учитывать их в качестве внереализационного дохода.

2. Восстановление амортизации путем признания внереализационного дохода в том периоде, когда будет отказано в регистрации прав на недвижимое имущество, не влечет необходимости корректировать отчетность прошлых периодов, что связано с определенными налоговыми рисками. Существует иной вариант корректировки налогооблагаемой базы после отказа в регистрации, которого может придерживаться налоговый орган. Налоговая инспекция может квалифицировать включение в состав расходов суммы амортизации как искажение налоговой базы прошлых отчетных (налоговых) периодов, в связи с чем организации будет предложено исключить указанные суммы из поданных расчетов (деклараций). Такое правило установлено в п. 1 ст. 54 НК РФ.

Основанием для признания учтенных амортизационных отчислений ошибочными может служить то, что организации было отказано в регистрации прав на недвижимое имущество из-за непредставления оригинала акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта. Между тем в силу ст. 18 Закона организация должна была изначально направить в регистрирующий орган комплект документов не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть оригиналом. Если организация не выполнила данное требование, она не может относить имущество к одной из амортизационных групп и начислять амортизацию.

На наш взгляд, ошибка, допущенная при осуществлении государственной регистрации, не свидетельствует о неправомерном или необоснованном включении имущества в состав амортизационной группы.Ошибка или искажение налоговой базы могут иметь место только в том случае, если были нарушены нормы налогового законодательства.

Если же организация включает объект основных средств, в состав амортизационной группы и начисляет на него амортизацию после направления документов в регистрирующий орган, то такие действия полностью соответствуют требованиям законодательства. Иного порядка законодательство не предусматривает. Недобросовестность в действиях налогоплательщика исключается тем, что ранее признанная при налогообложении амортизация восстанавливается после отказа в регистрации прав на недвижимое имущество.

Перечень документов, необходимых для регистрации права собственности, установлен нормами административного законодательства. Правоприменительная практика пришла к выводу, что неисполнение обязанности, закрепленной в иных отраслях права, в частности гражданском или административном, не может повлечь признание неправомерными действий организации по исчислению и уплате налога, если законодательством прямо не установлены соответствующие последствия для налогообложения. Сложившаяся позиция арбитражных судов исходит именно из этих обстоятельств и подтверждает, что исчисление и уплата налогов не связаны с соблюдением требований иных отраслей законодательства (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 1999 г. N 7486/98; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 апреля 2002 г. по делу N А29-8872/01А; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 января 2003 г. по делу N Ф03-А51/02-2/2812; Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 марта 2003 г. по делу N А74-2754/02-К2-Ф02-366/03-С1, от 24 апреля 2003 г. по делу N А78-4324/02-С2-10/149-Ф02-1001/03-С1; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2003 г. по делу N А56-35667/02).

Начисление пени в связи с корректировкой налоговой базы прошлых периодов. Восстановление амортизации в том периоде, в котором был получен отказ в регистрации прав на недвижимость, не влечет начисление пени, поскольку отсутствует недоплата перед бюджетом.

Уплата пени является следствием возникновения недоимки (п. 1 ст. 75 НК РФ), которой признается не уплаченная в установленный законодательством о налогах срок сумма налога (ст. 11 НК РФ). Эти сроки означают окончание налогового и, в определенных случаях, отчетного периодов.

Так, в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 указано, что пени за просрочку уплаты авансовых платежей могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном налоге авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ. Аналогичная позиция приведена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 декабря 2001 г. N 3428/01. То есть ВАС РФ допускает взыскание пени за просрочку уплаты авансовых платежей, если они рассчитываются на основании документально подтвержденных данных об объекте налогообложения или - применительно к налогу на прибыль - исходя из сведений о фактически полученной прибыли, которая является объектом налогообложения (ст. 247 НК РФ).

Следуя п. 1 и абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ, организации определяют подлежащую налогообложению прибыль по итогам как налогового периода (календарного года), так и каждого отчетного периода, которым признается квартал, полугодие и месяц (п. 2 ст. 285 НК РФ). Таким образом, авансовый платеж за квартал, полугодие и девять месяцев определяется на основе сведений об объекте налогообложения, в связи с чем его несвоевременная уплата влечет за собой обязанность перечислить в бюджет пени. Но при этом пени не могут начисляться на ежемесячные авансы, поскольку они рассчитываются не на основании реально полученной прибыли, а на основе данных за предшествующий отчетный период (абз. 3-5 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Сложившаяся арбитражная практика также исходит из того, что взыскание пени за просрочку уплаты авансового платежа, определенного на основании предполагаемого финансового результата, в частности, за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей, неправомерно (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13 ноября 2003 г. по делу N А82-55/2002-А/2, от 18 февраля 2004 г. по делу N А31-1557/7, от 15 марта 2004 г. по делу N А17-2354/5; Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2003 г. по делу N А33-8128/03-СЗ-Ф02-4140/03-С1, от 25 февраля 2004 г. по делу N А19-10050/03-40-Ф02-447/04-С1; Постановление ФАС Московского округа от 23 мая 2003 г. по делу N КА-А40/3093-03).

В отношении возможной альтернативной позиции налогового органа отметим, что он также может доначислить пени, корректируя налоговые базы отчетных периодов, в которых отражалась амортизация. Пени на ежемесячные авансы начислению в любом случае не подлежат.

Привлечение к ответственности за включение в расходы сумм амортизации. Если амортизация была учтена по итогам отчетных периодов, но не формировала базу налогового периода, то налоговая инспекция лишена возможности применить санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ. Это связано с тем, что состав правонарушения образуется только при неуплате налога. Между тем авансовые платежи налогом не являются, поэтому меры ответственности за их неуплату или несвоевременную уплату не применяются. Данный вывод нашел подтверждение и в арбитражной практике (см., в частности, п. 16 Обзора практики, утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71; Постановление ФАС Поволжского округа от 13 апреля 2004 г. по делу N А52/ 3665/2003/2; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2003 г. по делу N А33-8128/ 03-СЗ-Ф02-4140/03-С1).

Если организация учитывала амортизацию и при расчете базы по итогам налогового периода, то оснований для привлечения к ответственности у налогового органа нет в связи с отсутствием вины и противоправности в действиях налогоплательщика. Так, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое установлена ответственность. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ). При этом в ст. 109 НК РФ особенно указано, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в его совершении.

Между тем когда организация учитывает амортизацию после подачи документов на регистрацию и до получения отказа в регистрации на основании п. 8 ст. 258 НК РФ, такие ее действия полностью соответствуют нормам налогового закона. Это исключает возможность квалификации действий организации как виновных и противоправных.

Выводы по результатам правового анализа

1. Приостановление государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не влечет лишение права на амортизацию основного средства.

2. Отказ в регистрации прав на основное средство означает необходимость восстановить начисленную амортизацию и учесть ее в качестве внереализационного дохода.

3. Пени могут быть взысканы только за неполную уплату сумм налога на прибыль или авансовых платежей, исчисленных по итогам отчетных периодов (квартала, полугодия или девяти месяцев).

4. Налоговая ответственность за неполную уплату налога на прибыль или авансовых платежей не наступит.

Ответ подготовили специалисты компании "ФБК" Н.К. Фрейтак, А.И. Сотов и А.П. Сураев

/Финансовые и бухгалтерские консультации, 14.12.2004/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 14.11.2019
    USD64,2009+0,3479
    EUR70,6724+0,2489
    E/U1,1008-0,0021
    БВК67,1131+0,3033
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности