Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 50 (293) от 16.12.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ГОСУДАРСТВО СОБИРАЕТСЯ ИЗМЕРЯТЬ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

После возбуждения дела "ЮКОСа" заниматься налоговым планированием в России - все равно, что зарабатывать хлеб насущный, путешествуя по минному полю с миноискателем наперевес. Современному налоговому оптимизатору, как и обыкновенному саперу, приходится выверять каждый свой шаг: любая ошибка в этом деле чревата не только крупными штрафами, но иногда и банкротством фирмы. Царящую в отрасли нервозность может устранить лишь государство, если установит четкие правила игры.

***

Последствия дела "ЮКОСа"

Попавшая сейчас в немилость налоговая оптимизация стала одной из главных причин банковского "бэби-бума", в результате которого в начале 90-х годов в России появилась большая часть ныне действующих кредитных организаций. Дело в том, что отечественный законодатель проводил тогда резкую грань между двумя видами кредитов: банковской ссудой и займом предприятия. При этом процент, выплачиваемый по банковской ссуде, вычитался из суммы, подлежащей налогу на прибыль, а по займу - нет. Это и побудило многие корпорации в начале 90-х годов обзавестись своими собственными карманными банками.

"Банкоучредительская лихорадка" окончательно сошла на нет после того, как с декабря 1993 года, согласно президентскому указу, кредитные учреждения обязали платить 43-процентный дискриминационный (на 5% больше, чем другие предприятия) налог на прибыль. Лишь с 2002 года в связи с вступлением в силу 25-й главы Налогового кодекса в стране наконец-то установили единую ставку налога на прибыль - 24% для банков и предприятий.

Налоговая дискриминация стала дополнительным стимулом для банкиров по созданию новых схем минимизации налоговых выплат. В частности, большое распространение в 90-е годы получил расширительный подход к трактовке понятия "банковских операций", подлежащих освобождению от налога на добавленную стоимость.

Безраздельно господствовавшая до 1 января т. г. российская система бухучета оставляла много лазеек для минимизации прибыли. Например, приобретенные ценные бумаги, векселя и прочие финансовые инструменты часто записываются по номинальной, а не реальной стоимости. Кредитными операциями также можно легко манипулировать: в зависимости от налоговых ставок или сроков платежей ссуды могут быть либо перегружены комиссионными надбавками, либо, напротив, спрятаны в процентные ставки.

Переход на Международную систему финансовой отчетности делает многие схемы по оптимизации налогообложения неработающими. К тому же дело "ЮКОСа" серьезно повысило требования к тому, чтобы налоговое планирование вписывалось в существующее правовое поле. Именно эта проблема недавно обсуждалась во время семинара "Налоговая оптимизация: пределы допустимого и возможного", организованного адвокатским бюро "Хаарманн, Хеммельрат и Партнеры" и газетой Moscow Times. Согласно озвученным там материалам, сейчас довольно широко используются следующие оптимизационные схемы, которые, по мнению большинства экспертов, вполне вписываются в действующее законодательство (см. табл. ).

По мнению Ольги Болтенко, юриста адвокатского бюро "Хаарманн, Хеммельрат и Партнеры", если рассматривать ситуацию в целом, то действующая в России система налогообложения делает менее выгодными инвестиции в активы компании по сравнению с привлечением заемных средств. С точки зрения экономической сущности доходы, полученные в виде дивидендов, у нас облагаются налогом дважды. Сначала налогом на прибыль по ставке 24%, который уплачивается предприятием, а затем подоходным налогом на дивиденды: 6% - для российских граждан и предприятий, 15% - для иностранных предприятий и 30% - для иностранных граждан.

В 2005 году налог на дивиденды для российских юридических и физических лиц повысят до 9%. В случае наличия у России соглашения об избежании двойного налогообложения (сейчас у нас заключены договоры с 66 странами мира) налог на выплачиваемые за рубеж дивиденды, как правило, снижается в два-три раза.

Инвестиции в виде займов экономически могут быть более выгодными, поскольку процентный доход вычитается из прибыли предприятия до налогообложения. В результате 1000 рублей процентного дохода у гражданина РФ облагается только 13%, у российского предприятия - 24%, иностранного предприятия - 20%, иностранного гражданина - 30%. При наличии соглашения об избежании двойного налогообложения процентный доход у нерезидентов в России не облагается, выплаты по нему они делают в стране постоянного проживания.

***

В поисках объективных критериев

И налоговикам, и бизнесменам понятно - попытки минимизировать налоговые выплаты всегда будут оставаться важнейшим элементом деловой жизни. В принципе можно, конечно, принять закон, запрещающий любую оптимизацию налогов, но действовать он не будет. К тому же, как тогда будут работать налоговые льготы, специально вводимые государством для того, чтобы стимулировать ту или иную общественно-полезную деятельность?!

Дабы успокоить отечественных налоговых консультантов и уберечь их от последующих "ЮКОСгейтов", Минфин недавно выступил с инициативой принять в 2005 году закон, который бы ввел объективные критерии, однозначно отделяющие законное уменьшение налоговых платежей от незаконного ухода от налогов. Пока неясно, какими именно будут эти критерии, тем не менее позиция федеральных чиновников по этому вопросу уже во многом определилась. Так, заместитель министра финансов Сергей Шаталов недавно заявил:

"Главным критерием является то, ради чего проводится сделка. Если у сделки нет иного экономического содержания, кроме как уменьшить налоги, то она "не правильная". С ним солидарен и руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Оганян. Как он полагает, если сделка изначально носит цель ухода от налогов, то, даже если эта сделка формально законна, она содержит в себе состав преступления.

Как может повлиять новый законопроект, в случае его принятия, на банковское сообщество? Ольга Болтенко ( "Хаарманн, Хеммельрат и Партнеры" ) в беседе с журналистом "БО" заявила следующее: "В законодательстве многих стран мира есть определения законности и незаконности налогового планирования, а также понятия добросовестности и недобросовестности налогообложения. Так, традиционно различаются понятия уменьшения налогообложения (tax avoidance) и уклонения от налогообложения (tax evasion). Уклонение обычно имеет четкую формулировку в законодательстве. Есть такие нормы и в российском законодательстве (статьи 198, 199, 199-1, 199-2 Уголовного кодекса РФ).

Не имея возможности во многих случаях привлечь налогоплательщика к ответственности за незаконное уклонение от налогов в соответствии с буквой закона, законодательство многих стран пытается разделить понятие "уменьшение" налогообложения на законное и незаконное. Существует два основных подхода к решению данной ситуации. Первый - это введение в налоговое законодательство специальных норм, направленных на конкретную группу правоотношений; установление четких правил о том, что можно делать налогоплательщику, не нарушая закона.

Применительно к крупным международным компаниям и банкам здесь можно выделить такие группы вопросов, как нормы, регулирующие использование офшорных зон, контролируемых иностранных компаний, офшорных инвестиционных фондов, вопросы недостаточной капитализации, незаконного использования соглашений об избежании двойного налогообложения и прочие. Некоторые специалисты сюда же относят и группу вопросов, связанных с трансфертным ценообразованием. Второй подход - это доктринальное введение принципов законного и незаконного налогового планирования. Такие принципы могут быть применены к любой сделке и предполагают более свободную интерпретацию норм законодательства правоприменяющими органами. Зачастую оба подхода используются в совокупности.

Применительно к российской действительности очевидно, что первый подход на данный момент представлен несовершенным законодательством о недостаточной капитализации и трансфертном ценообразовании. Можно предположить, что в том случае, если законодатель изберет данный подход для целей борьбы с минимизацией налоговых платежей, то можно будет ожидать внесения изменений в уже существующее налоговое законодательство о правилах недостаточной капитализации и трансфертном ценообразовании, введения новых норм о контролируемых иностранных компаниях и т. д.

Второй подход в нашем законодательстве представлен знаменитым определением "добросовестного" и "недобросовестного" налогоплательщика, данным в определениях Конституционного суда РФ N 24-П от 12. 10. 1998 года и N 138-О от 21. 07. 2001 года, которое впоследствии было "творчески" применено и развито в постановлении Арбитражного суда Москвы от 26. 05. 2004 года по делу А40-17669-109-241 (дело "ЮКОСа" ). Очевидно, что в России, стране континентальной системы права, которая не рассматривает прецедент в качестве источника права, принцип такой важности должен быть установлен законодательно, а именно путем внесения соответствующих определений в Налоговый кодекс.

В мировой практике разграничение между законным и незаконным уходом от налогообложения базируется на следующих принципах. Так, действия налогоплательщика не являются незаконными, если:

1) заключением сделки достигается самостоятельная экономическая или деловая цель (уменьшение налогового бремени экономической целью признано быть не может);

2) действия налогоплательщика не нарушают не только букву закона, но и не противоречат цели, которую ставил законодатель при принятии нормы права;

3) честность и открытость предоставления информации и ведения финансовых дел рассматриваются налоговыми органами как гарантия добросовестности налогоплательщика.

Какой путь решения данной проблемы выберет российский законодатель, мы узнаем в недалеком будущем. Очевидно, что в любом случае больший упор будет сделан на рассмотрение фактического содержания сделки, а не на ее юридическое оформление. Так как одной из основных текущих проблем российского права является формализм подхода государственных органов при рассмотрении большинства правовых вопросов, с теоретической точки зрения нововведения могут стать позитивным шагом развития российского налогового права. С практической точки зрения приходится опасаться, что в условиях де-факто фискального подхода российских налоговых органов, а также их низкой профессиональной подготовки, введение в налоговое законодательство оценочной категории "добросовестности" может стать очередным рычагом, используемым государством для преследования собственных интересов".

А вот Максим Горелов, бизнес директор аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес систем", видит главную проблему не в трудностях, связанных с разработкой объективных критериев, а в том, что при принятии нового закона государство не захочет прислушаться к мнению деловой общественности: "Такое разграничение в принципе возможно. Но однозначное определение этому разграничению может дать только государство. Принцип - вот с чем сейчас власть пока и не определилась.

Однако именно государство всегда заинтересовано в максимизации налоговых платежей. Безусловно, частный бизнес, консультанты могут что-то порекомендовать государству в вопросе разграничения, но захочет ли государство следовать этим рекомендациям? Ответ "да" на этот вопрос - сродни налоговой амнистии. Готово ли государство к этому?

А между тем цивилизованный подход к процедуре налогообложения весьма прост: каждая из сторон - и получатель, и плательщик - должны четко себе представлять, какой процент от дохода должен быть уплачен и на основании каких расчетов он определяется".

/Банковское обозрение, 06.12.2004/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 20.07.2019
    USD62,8666+0,0380
    EUR70,7941+0,1873
    E/U1,1261+0,0023
    БВК66,4340+0,1052
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности