Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 18-19 (208-209) от 08.05.2003 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


СРП ПО-РУССКИ ЛЬГОТ ИНВЕСТОРУ НЕ ОБЕЩАЕТ

14 мая в Думе будет рассмотрена во втором чтении глава Налогового кодекса, посвященная системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП). С ее принятием условия СРП будет мало чем отличаться от обычного налогового режима, а желания правительства выставить большую часть проектов СРП на аукцион обретут силу закона. Проблема СРП - одна из самых запутанных в российском законодательстве. Она регулируется Федеральным законом # 225-ФЗ от 30 декабря 1995 года "О соглашениях о разделе продукции", неоднократно с тех времен правленным.

В Налоговом кодексе есть статья 18, которая лишь в трех строчках оговаривает наличие специальных налоговых режимов, никак не конкретизируя особенности режима СРП. В мутной правовой среде было легко нарушать нормы закона как самому государству, так и инвестору, что приводило к недополучению инвестиций, и порождало многочисленные споры о том, а нужен ли нам режим СРП вообще. Насколько сложно шел процесс согласования главы НК по СРП, можно судить хотя бы по тому, что первое чтение посвященного ей законопроекта состоялось в июне 2002 года, и, несмотря на обращения правительства и представителей работающих в России иностранных компаний к депутатам с просьбой ускорить ее принятие, второе чтение законопроекта многократно откладывалось из-за того, что депутатам и чиновникам никак не удавалось найти компромиссные решения. Вероятно, свою роль здесь сыграло и то обстоятельство, что правительство предлагает внести в ходе второго чтения в законопроект с налоговой главой нормы, по сути радикально исправляющие и базовый закон "Об СРП".

Получается, что правительство хочет внести поправки в этот закон сразу во втором чтении, избегая процедуру первого. "Сейчас в главу НК введено больше ограничений по сравнению с тем, что было осенью прошлого года. При этом упор сегодня делался на то, чтобы закрепить нововведения не только в тексте НК, но и в самом тексте закона о СРП", - пояснили БПИ в Минфине. Название и содержание законопроекта это вполне позволяет - "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". А тут еще и сами инвесторы высказывались в духе, отнюдь не способствующем ускорению процесса. Например, президент компании Shell в России Рейн Тамбузер был недоволен даже первоначальной версией главы, прошедшей первое чтение.

"Мы настаиваем на том, чтобы в главе Налогового кодекса, посвященной СРП, были указаны только два налога - на прибыль и роялти. Включение других налогов, несмотря на наличие льгот или освобождений по ним, сильно осложняет работу инвесторов и усиливает у них состояние неопределенности, так как налоги всегда можно изменить", - говорил он в конце 2002 года. Впрочем, точка зрения правительства на СРП с момента первого чтения главы успела существенно измениться. Прошлым летом замглавы Минфина Сергей Шаталов, представляя главу на пленарном заседании Думы, говорил о том, что "отличие системы налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП) от действующей налоговой системы заключается в сокращении числа уплачиваемых налогов и обязательных платежей, введении льгот по уплате налога на имущество предприятий, налога с владельцев транспортных средств, акцизов, таможенных пошлин". Теперь Минфин отказывается видеть в СРП льготный налоговый режим и свою задачу видит в том, чтобы не допустить для инвестора чрезмерных налоговых поблажек.

По заданию правительства Минфин сделал специальные расчеты налоговой нагрузки по действующей российской налоговой системе и по той, что будет задаваться главой НК по СРП. Брались два условных проекта с абсолютно одинаковыми показателями - объемом добычи, уровнем капитальных и эксплуатационных затрат, при этом на одном из них налоги рассчитывались по обычной системе, а на втором - по режиму СРП. Рассчитывались также сценарии при разной цене на нефть - от $18 до $25 за баррель. Оказалось, что при действующей налоговой системе отчисления в бюджет c тонны готовой продукции всего лишь на $2 превышают отчисления, которые будут поступать при введении предложенной системы налогообложения СРП. Следовательно, государство не просто количественно сокращает число проектов СРП с 33 до 5, как недавно предложила комиссия по СРП Виктора Христенко, но и вносит качественные изменения, урезая налоговые льготы инвестору. Список налогов, которые предстоит платить инвестору, будет закрытым.

По его составу у правительства и депутатов разногласий не было, поэтому он совпадает с тем, что было предложено депутатам при первом чтении. В него войдут НДС; налог на прибыль по ставке 24% на весь период действия соглашения; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых с понижающим коэффициентом 0,5; платежи за пользование природными ресурсами, включая платежи за загрязнение окружающей среды; плата за пользование водными объектами; государственная пошлина; таможенные сборы; земельный налог; акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье. В Минфине считают, что вопрос о внесении в главу закрытого списка налогов, которые предстоит выплачивать инвестору, "не имеет особого экономического эффекта, но обладает политической значимостью", поэтому в этом вопросе они пошли на уступки депутатам. Однако депутаты отказались вносить в список предложенную Минфином плату "за юридически значимые услуги", то бишь нотариальное заверение документов. "Будет ли плата за услугу нотариуса относится на возмещаемые затраты или нет - это совершенно не влияет на проект с 30-летним периодом окупаемости.

Поднимать этот вопрос в принципе не очень серьезно, ведь это копеечные суммы", - прокомментировали БПИ в Минфине. А вот возмещаться инвестору будут уплаченные им суммы НДС, ЕСН, платежей за пользование природными ресурсами, включая плату за пользование водными объектами, суммы государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ограничения по списанию капзатрат инвестора существовали и раньше, но в одобренном в первом чтении варианте их размер законодательно не прописывался и отдавался на откуп переговорной комиссии по каждому конкретному соглашению. Депутаты предлагали возмещать инвестору все капзатраты, однако Минфин настоял на том, что ко второму чтению в главе появилась поправка, по которой "предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции".

Это означает, что власти могут списать инвестору меньший объем затрат, но произвольно превысить норму даже при самых теплых отношениях с инвестором уже не смогут. После первого чтения депутаты настояли на том, чтобы в правительственный вариант был внесен механизм обеспечения стабильности условий налогообложения инвесторов при выполнении СРП.

Сейчас базовый закон об СРП предусматривает "дедушкину оговорку" для ныне действующих соглашений - Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьяга, в соответствии с которой эти проекты работают на особых условиях, никак не связанных с прежним или действующим российским налоговым законодательством. "Эти стабилизационные нормы у нас сохраняются, но возникли споры по поводу того, в какой редакции их прописать. Одни считают, что их надо прописать широко и конкретно, другие придерживаются точки зрения, что нормы самого соглашения действуют, как законодательные нормы, и этого будет достаточно. Мол, на то она и "дедушкина оговорка", что само соглашение, которое было принято до базового закона о СРП, все равно рассматривается как норма закона, хотя законодательно она не была утверждена", - пояснил специалист Минфина.

Но в итоге стабилизационные нормы закона об СРП решили продублировать в главе НК. В заключение один из авторов законопроекта сказал, что "новая глава НК ущерба бюджету и национальной экономике не наносит, поскольку показатели СРП и действующей налоговой системы будут вполне сравнимы, однако она обеспечит стабильные условия для работы инвесторов".

/ИА "Бюро правовой информации", 30.04.2003/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 26.02.2020
    USD64,9213+0,6205
    EUR70,4591+1,0400
    E/U1,0853+0,0057
    БВК67,4133+0,8093
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности