Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 10 (200) от 06.03.2003 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Применительно к делам о налоговых преступлениях поводами и основаниями к их возбуждению являются акты предшествующих документальных проверок налогоплательщиков, установивших уклонение от уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды в размерах, определенных диспозициями ст. ст. 198 и 199 УК.

Анализом материалов надзорной практики Генеральной прокуратуры за расследованием названных дел федеральными органами налоговой полиции, обращений прокуроров субъектов Федерации и ряда судей установлено, что одна из наиболее серьезных проблем на стадии возбуждения соответствующих дел - квалификация деяний, выражающихся в уклонении от погашения текущей налоговой задолженности при наличии у налогоплательщика необходимых денежных средств (уклонение от уплаты налогов иным способом).

Как показывает практика, уголовные дела, возбуждаемые федеральными органами налоговой полиции по данному признаку, составляют до двух третей от общего количества дел.

Суть проблемы в том, что, по мнению ряда практикующих юристов, в случае направления денежных средств на цели, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), непогашение текущей налоговой задолженности не может квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов. По их мнению, при отсутствии у должностных лиц налогоплательщика цели личной наживы, направление ими средств на производственные нужды следует расценивать как крайнюю необходимость.

Такая позиция не основана на законе. В частности, криминальный характер деяния, предусмотренного ст. 199 УК, состоит в неисполнении конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, но не в несвоевременном ее исполнении. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом наличие у налогоплательщика возможности исполнить указанную обязанность, хотя и не влияет собственно на налоговое обязательство, но, безусловно, входит в предмет доказывания по уголовному делу. В то же время такая возможность зависит от того, располагал ли налогоплательщик необходимыми для уплаты в бюджет денежными средствами на момент истечения срока уплаты налога (сбора), а не от того, каким образом он распорядился ими после получения. В таких случаях преступление следует считать оконченным в момент, когда должностным лицом налогоплательщика, имеющего задолженность перед бюджетом, не принято решение о перечислении имеющихся денежных средств в счет погашения налоговой задолженности.

При названных обстоятельствах противоправное деяние в данном случае осуществляется не в форме действия (направление денежных средств на цели, не связанные с уплатой налога), а в форме бездействия (уклонение от направления денежных средств на уплату налога).

Нет в данном случае в действиях налогоплательщика и крайней необходимости, поскольку согласно ч. 1 ст. 39 УК крайняя необходимость представляет собой причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами.

В рассматриваемых ситуациях вред интересам государства уже причинен. Более того, как показывает практика, использование налогоплательщиком имеющихся у него средств на цели, не связанные с исполнением налоговых обязательств, как правило, имеет место в течение длительного периода (год и более). В этой связи весьма сомнительно говорить о состоянии крайней необходимости.

Кроме того, финансирование налогоплательщиком хозяйственной деятельности осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений. Последние же в силу ст. 1 ГК РФ основаны на свободе и равноправии сторон, в то время как обязанность по уплате налогов вытекает из публично-правовых отношений и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. При названных обстоятельствах ни один законодательный акт не устанавливает и не может установить приоритет гражданско-правового (частно-правового) обязательства перед налоговым (публично-правовым).

Единственное исключение составляет п. 2 ст. 855 ГК, отдающий предпочтение некоторым платежам частно-правового характера перед налоговыми платежами при отсутствии денежных средств на банковском счете.

Важнейшим обстоятельством, подлежащим установлению при расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях, является метод учета реализации товаров (работ, услуг), использовавшийся налогоплательщиком в налоговых периодах, по итогам которых имелась просроченная задолженность. При этом необходимо исходить из того, что действующее законодательство о налогах и сборах базируется на многовариантности таких методов, применительно к различным налогам. В том случае, если налогоплательщик применял метод, при котором определение момента реализации товаров (работ, услуг) соотносится с поступлением денежных средств на его расчетный счет либо в кассу, наличие просроченной налоговой задолженности уже само по себе свидетельствует о том, что налогоплательщик, имея денежные средства, непосредственно предназначенные для уплаты налогов, умышленно использовал их не по назначению.

Наиболее явно это прослеживается в случаях, когда налогоплательщик имеет задолженность по налогу на добавленную стоимость, налогу с продаж и другим косвенным налогам, поскольку специфика косвенного налогообложения состоит в том, что сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуг) и поступает к нему непосредственно от покупателей (заказчиков). Поэтому произвольное изменение налогоплательщиком назначения полученных средств отражает не только объективную, но и субъективную сторону налогового преступления.

Существенной особенностью дел о налоговых преступлениях является применение ст. 10 УК РФ (обратная сила закона) при отмене налогов, снижении налоговых ставок либо при принятии законов, иным образом снижающих размер налоговых обязательств.

С точки зрения ряда практиков отмена налога или - страхового взноса исключает возможность возбуждения и последующего расследования уголовного дела.

Эта позиция, на наш взгляд, неверная, поскольку противоречит действующему законодательству и вытекающим из него нормативным документам.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК, обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

Законом, смягчающим наказание, следует признавать такой уголовный закон, где максимальный и минимальный пределы основного наказания снижены или предусмотрен более мягкий вид наказания, а законом, иным образом улучшающим положение обвиняемого в совершении преступления, следует признавать закон, который, в частности:

а) смягчает вид основного или дополнительного наказания либо устраняет какое-нибудь основное или дополнительное наказание при наличии равных остальных основных и дополнительных наказаний;

б) снижает сроки давности привлечения к уголовной ответственности и погашения судимости, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;

в) предусматривает специальные виды освобождения от уголовной ответственности, содержащиеся в примечаниях к Особенной части УК РФ (ст. ст. 126,204 - 206, 208, 222, 223, 228, 275, 291 и 307), если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;

г) устраняет квалифицирующие признаки конкретных составов преступлений, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения;

д) относит преступление к иной категории, снижающей согласно ст. 15 УК степень его общественной опасности, если при этом не изменились санкции за соответствующее преступление в сторону ужесточения.

Из содержания ст. 10 УК следует, что речь идет об уголовном законе, в то время как отмена и изменение налогов (сборов) регулируется не уголовным законодательством - т. е. законодательные акты о налогах и сборах, отменяющие налоги, снижающие размеры налоговых ставок, а равно иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, не могут рассматриваться в качестве уголовного закона, устанавливающего преступность деяния, смягчающего наказание или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление.

Оценивая деяние лица, выразившееся в неуплате налога, отмененного в установленном порядке на момент принятия процессуального решения по материалам проверки, необходимо учитывать также положения п. Зет. 44 НК РФ. Там установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается. Отмена налога и (или) сбора в их число не входит.

В связи с этим отмена налога, обязанность по уплате которого не исполнена, не исключает объективную сторону противоправного деяния.

Принимая процессуальные решения, в подобных случаях необходимо также учитывать принцип действия законодательных актов о налогах и сборах во времени, установленный ст. 5 НК РФ. Согласно п. 4 указанной нормы акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При названных обстоятельствах, в случае отсутствия в законодательном акте, отменяющем налог, снижающем размер налоговой ставки либо иным образом улучшающем положение налогоплательщика (плательщика сбора), специального указания на наличие у этого акта обратной силы, неуплата соответствующего налога в предыдущие налоговые периоды является противоправной. Объективная сторона такого деяния оценивается на основании законодательного акта о налогах и сборах, действовавшего в эти налоговые периоды.

До настоящего времени спорной является позиция применения ст. 198 УК в отношении деяний, выразившихся в уклонении физических лиц от уплаты налогов (помимо налога на доходы физических лиц).

По мнению ряда практикующих юристов, ст. 198 УК предусматривает ответственность за преступление, совершенное физическим лицом, уклонившимся от уплаты налога только путем непредставления декларации о доходах. При этом понятия "налоговая декларация" и "декларация о доходах" не равнозначные, поскольку последний термин применяется только в отношении одного налога - налога на доходы физических лиц и не может распространяться на иные налоги, включая налог на добавленную стоимость. Диспозиция ст. 198 УК устанавливает ответственность физического лица за уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды. При этом перечень способов, посредством которых осуществляется это противоправное деяние, не исчерпывающий.

Помимо непредставления декларации о доходах и включения в нее заведомо искаженных данных о доходах или расходах можно уклониться от уплаты налога любым иным способом, не связанным с составлением и представлением в налоговый орган налоговой декларации. Представляется методологически ошибочным отделение термина "декларация о доходах" от термина "налоговая декларация". Необходимо учитывать, что действующая редакция ст. 198 УК применяется с 27 июня 1998 г., в то время как с 1 января 1999 г. в законодательство о налогах и сборах введено понятие "налоговая декларация" (см. п. 1 ст. 80 НК РФ).

Согласно названной норме, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Важно отметить, что с 1 января 2001 г. законодатель вообще отказался от использования в нормативных документах о налогах и сборах термина "декларация о доходах", поскольку с указанной даты утратил силу последний законодательный акт, в котором использовался этот термин, а именно Закон "О подоходном налоге с физических лиц".

Глава 23 НК РФ, устанавливающая правовой режим налога на доходы физических лиц, предусматривает представление в соответствующие органы именно налоговой декларации (ст. 229), но не декларации о доходах.

Таким образом, термин "налоговая декларация" - универсальный и применяется в отношении всех налогов, входящих в систему налогов и сборов Российской Федерации.

Немаловажным фактором, который должен учитываться при расследовании соответствующих уголовных дел, является правильная оценка объективной стороны преступления при совершении уклонения от уплаты налогов в разные налоговые периоды.

Порой считают, что для квалификации преступления по пп. "в" и "г" ч. 2 ст. 199 УК необходимо, чтобы суммы неуплаченных в установленный срок налогов либо страховых платежей за каждый налоговый период превышали соответственно 1000 и 5000 минимальных размеров оплаты труда. В противном случае состав налогового преступления по указанным пунктам отсутствует.

Это мнение, на наш взгляд, не основано на законе. В данном случае налицо продолжаемое преступление. Оно характеризуется неоднократностью совершения противоправного деяния, складывающегося из ряда тождественных преступных действий, имеющих общие цель и направленность (неуплата налогов), которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в своей совокупности единое преступление. При совершении продолжаемого преступления отдельные тождественные преступные акты (неуплата налогов за конкретный налоговой период) взаимосвязаны друг с другом и по существу представляют собой эпизоды одного преступления, охватываются единым умыслом, единым намерением достичь вышеуказанного результата. Невыполнение налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога не означает, что она прекращена. После наступления указанного срока он продолжает оставаться лицом, обязанным выполнить определенные действия. Деяния должностных лиц налогоплательщика, не выполняющих от его имени эти действия, образуют продолжаемое преступное состояние.

Следовательно, при уклонении от уплаты налогов в нескольких налоговых периодах, если оно охватывается единым умыслом виновного, указанное преступление должно рассматриваться не как совокупность преступлений, но как продолжаемое преступление, вследствие чего суммы неуплаченных налогов за различные отчетные (налоговые) периоды подлежат сложению.

/"Законность", 17.02.2003/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.11.2019
    USD64,0213+0,2483
    EUR70,8524+0,2238
    E/U1,1067-0,0008
    БВК67,0953+0,2373
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности