Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Новые технологии

  номер 28 (253) от 20.07.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


ГАЗУЕМ В БУДУЩЕЕ

Внедрим ли мы в производство передовые разработки российских ученых или будем топтаться на месте, пока нас не обгонит Запад? Об этом – один из разработчиков нового экологически чистого топлива доктор химических наук, профессор Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН Юлий Колбановский.

– Производство этого топлива в скором времени может начаться в России. Сырьем для горючего, полученного нашими учеными, стала не традиционная нефть, а обычный дешевый природный газ. Его запасы в России огромны. А значит, мы можем обеспечить новым топливом не только внутренний рынок, но и мировой. Общее руководство проектом осуществляет вице-президент РАН, директор Института нефтехимического синтеза, академик Николай Платэ. Итоги многолетних исследований российские ученые из этого института представили на 49-й Всемирной выставке инноваций и новых технологий в Брюсселе. Там это произвело фурор. Результат – золотая медаль и поощрительный грант.

– Юлий Абрамович, запасы нефти далеко не безграничны. Если мы выкачаем из недр всю нефть, что останется потомкам? Не поэтому ли ученые разных стран, в том числе и России, уже более полувека ищут заменитель нефти для изготовления моторного топлива?

– Я занимаюсь изучением топливных проблем полвека. И все полвека слышу, что через 50 лет у нас будет дефицит нефти... Но это, к счастью, по-прежнему не грозит России, где целый ряд районов – скажем, шельфы Баренцева и Карского морей, север Восточной Сибири – до сих пор по-настоящему не изучены. Там можно ожидать открытия еще многих крупных месторождений.

Совершенно другое дело – вопрос о балансе между добываемой нефтью и разведанными ресурсами. Здесь не все так гладко. Объемы так называемого разведочного бурения резко сократились, количество добываемой нефти не компенсируется приростом разведанных запасов, хотя должно было бы идти с опережением. Тут есть много причин, в том числе юридических. Если разведочное бурение, которое ведет нефтяная компания за свои деньги, не приводит к желаемому результату, то ей никто этих расходов не компенсирует. А если она провела успешное бурение, то государство компенсирует эти расходы, поскольку недра по Закону – это его собственность. Но никаких прав на эксплуатацию открытого месторождения у компании нет. Объявляется тендер.

С моей точки зрения, у компании, которая вложила деньги в разведочное бурение, должны быть преимущества. До тех пор, пока в Закон о недрах не внесут соответствующие поправки, у нас будут сложности с разведочным бурением.

Нефтепереработка находится не в лучшем положении. Выпускаемые нами бензин и дизельное топливо удовлетворяют требованиям наших стандартов. Однако мы не можем экспортировать в Европу большое количество бензина и дизельного топлива, ибо их качество не соответствует западным стандартам.

Но есть и другое обстоятельство. У нас есть инфраструктура для массового экспорта газа и нефти. Достаточно развита она или нет – это отдельный вопрос. А инфраструктуры для экспорта готовой продукции в массовом масштабе у нас нет.

Западные стандарты по отношению к бензину или дизельному топливу (в меньшей степени это касается реактивного топлива) постоянно меняются. Эти изменения продиктованы требованиями экологии.

Например, возьмем "Евро-4" – стандарт, который предполагается ввести не позже 2007 года. В нем будут снижены содержание серы, ароматических углеводородов в целом и, в особенности, бензола. Да, когда сера присутствует в дизельном топливе, получается выхлоп, загрязненный диоксидом серы. Но для цилиндропоршневой группы наличие в топливе небольших количеств серы – благо. Поэтому, если серы очень мало, нужно обязательно добавлять в топливо новые противоизносные присадки. Это удорожает топливо, но здоровье дороже.

– Идеальное горючее существует только в воображении. Каково же, Юлий Абрамович, созданное в России новое – экологическое – топливо?

– Это жидкое топливо – диметиловый эфир – не содержит серы, у него экологически чистый выхлоп. С точки зрения экологии – преимущество бесспорно. Некоторые уже стали называть его топливом ХХI века. Правда, теплотворная способность диметилового эфира примерно в полтора раза меньше, чем дизельного топлива.

– Где можно использовать новое топливо?

– Во-первых, в мегаполисах. Вы не раз видели на улицах Москвы, как отъезжающий от остановки автобус выбрасывает ядовитый черный дым. Кстати, в столице, где практически все автобусы имеют дизельные двигатели, 85-90 процентов загрязнений атмосферы создает транспорт. Но автобусы, которые будут работать на новом топливе, не будут выбрасывать черные шлейфы.

Кроме общественного это также касается большегрузного транспорта для дальних перевозок: все эти машины тоже имеют дизельные двигатели. И было бы очень хорошо перевести их на новое топливо.

А еще оно найдет применение в шахтах, где есть опасность выбросов метана и нельзя пользоваться электродвигателями. В Кузбассе, по статистике, каждый миллион тонн угля – это человеческая жизнь. Поэтому и в шахтах, на всем подземном транспорте России, было бы хорошо заменить обычные дизели на дизели с новым – жидким топливом, которое не взрывоопасно.

– Самые оптимистические прогнозы: за какое время можно построить заводы и наладить производство?

– Как быстро можно построить, зависит от размеров финансирования, своевременности поступления средств. И, конечно, от того, на каких условиях и кто должен это дело финансировать. Чтобы строить заводы, нужен банковский кредит, должны быть налоговые льготы на определенный срок. Время окупаемости в тяжелой промышленности (а нефтеперерабатывающая и газоперерабатывающая промышленность относятся к данной категории) – это всегда несколько лет. Тот, кто будет строить завод по производству нового экологического топлива, создаст рабочие места. Он улучшит социально-бытовые условия жизни населения, создаст лучшую экологическую обстановку, за что должен получить налоговые льготы. Это может быть не государственное, а частное дело.

– Нужно создавать не только заводы для производства нового топлива, но и сеть заправочных станций. Как к этому отнесутся бензиновые короли, которые содержат традиционные заправки? Будет ли какая-то борьба?

– Трудно делать прогнозы. Как будет выгодней – так бизнесмены и будут делать. Что касается конкуренции, наверное, она будет. В конечном счете, все будет определяться государством. Если оно введет некий аналог "Евро-4" – одна ситуация, не введет – другая. Если ужесточатся нормативные акты по экологическим нормативам, возрастут штрафы за их нарушение, тогда дизельное топливо с высокими экологическими качествами, полученное на основе природного газа или попутных газов, будет иметь преимущество. Люди, занимающиеся этим бизнесом, просто захотят взять новые технологии в свои руки, а не конкурировать с кем-то.

– Сейчас группа стран – Россия, Туркменистан, Украина и другие – создают газовый консорциум. Где выгоднее строить завод по производству нового топлива: у нас или, скажем, в Туркменистане, откуда поступает газ?

– Академик Платэ в декабре 2001года участвовал в работе симпозиума в Северной Италии, где крупные европейские потребители газа рассматривали проблемы, связанные с газоснабжением Европы. Николай Альфредович представлял там российский научно-технический комплекс. Профессор Александр Розовский и я были соавторами того доклада, который, как нам рассказал Николай Платэ, произвел впечатление разорвавшейся бомбы. В докладе был поднят ряд острых проблем. Первая: как транспортировать газ через проблемные регионы, где ненадежна геополитическая ситуация. Вторая трудность – чтобы транспортировать газ по Европе, ее всю надо покрывать сетью газопроводов. Каков же выход? Если мы превратили газ в жидкость и привезли его танкерами в один из портов Европы, то можно снабжать практически любую ее точку.

Возьмите, например, ситуацию с туркменским газом… Чтобы его транспортировать через Россию в Европу, требуется реконструкция построенного в советские годы газопровода "Средняя Азия – Центр". А почему бы не построить для нового топлива трубопровод – диаметр у него будет намного меньше, а значит, он станет гораздо дешевле? Не говоря уже о том, что возможны альтернативные пути транспортировки. Россия, как участник консорциума, может транспортировать новое топливо и через Казахстан, и через Каспий на танкерах, которые мы можем производить сами. И это важно с точки зрения геополитических и стратегических позиций. А диверсификация такого рода снабжения всегда хороша на случай всяких обстоятельств.

– А зачем тогда вообще газопроводы?

– Для того, чтобы собрать газ из скважин. Но это газопроводы малой протяженности.

– Можно ли перевозить новое топливо, используя сеть железных дорог России и других стран?

– Пожалуйста, нет проблем. Транспортировать это топливо по железной дороге очень перспективно. Мы возим в цистернах пропан и бутан, а диметиловый эфир аналогичен им по физическим свойствам. О транспортировке бензина нечего и говорить. Если Россия везет топливо на Запад, то там оно, по идее, будет продаваться дороже. Но поскольку не будут загружаться газопроводы, то, может, и дешевле. Тут много нюансов.

– Когда мы построим заводы, наша продукция может идти и на экспорт?

– За рубежом с удовольствием будут брать эту продукцию. Сегодня нет этого рынка. Нет производства – нет и конкуренции.

Не могу сказать, что наши реакторы на базе ракетных технологий лучше, скажем, американских или японских. У них таких просто нет. Что касается процессов получения за рубежом диметилового эфира, то у них есть разработки. Недавно в Минпромнауки новый японский холдинг демонстрировал свои работы в этой области. Японцы, у которых нет своего топлива, считают, что это топливо для электростанций более перспективно, чем, скажем, возить сжиженный охлажденный метан. Это будет дешевле. В Японии выйдут на наш уровень приблизительно в 2007 году.

– А если мы доведем работы до логического конца, японцам выгоднее будет пользоваться нашей продукцией или свои разработки довести до конца?

– Ну, как мы себя проявим, как сумеем работать на рынке. Сегодня он свободен. Через три года этого не будет, когда они включат свою промышленность. Помните, у Высоцкого есть слова о беге на месте: "Хорошо – среди бегущих первых нет и отстающих"…? Но когда нас догонят "бегущие", будет уже поздно.

Россия должна спешить, ибо она потеряет рынок. Эту проблему должны решать руководители государства, а не ученые. Одним словом, тут тесно увязаны и политика, и геополитика, и экономика, и вопросы стратегической безопасности по обеспечению топливом, и вопросы крупных инвестиционных проектов с соседними странами Европы и Азии.

Беседу вел Николай Головкин

/Портал "Соотечественники" 19.07.2004/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 21.03.2020
    USD78,0443-2,1127
    EUR84,1552-3,1117
    E/U1,0783-0,0104
    БВК80,7942-2,5623
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Российский деловой портал «Альянс Медиа»
     · Бизнес России
    Бизнес-образование
     · Бизнес-план
     · БИНФО
     · Благотворительность
     · Бухгалтерский учет
     · Вся Россия
     · ВЭД
    Госзаказ
     · Дистанционный консалтинг
     · ЖКХ
     · Законы
     · Зоокластер
     · Инвестиции
     · Инновации
     · Исследования
    Исторические документы
     · ИТ и связь
     · Кино
     · Кластер инноваций
     · Кластерное развитие
     · Коммерческие предложения
    Легпром
     · Маркетинг
     · Мероприятия
     · Молодежь
     · Наука
     · Недвижимость
     · Охрана труда
     · Размещение пресс-релизов
    Пресса
     · Продукция и услуги
     · Работа
     · Рассылки
     · Реклама и PR
     · Ремесленничество
     · Рестораны
     · Русский язык
    Система ММЦ
     · Словарь
     · Социальное общество
     · Спорт
     · Стиль Мода Дизайн
     · Субконтрактация
    ТВ - Первый канал бизнеса
     · Тесты
     · Транспорт
     · Финансовые рынки
     · Экология
    Адыгея
     · Алтай
     · Амурская область
     · Архангельск
     · Астрахань
     · Башкортостан
     · Белгород
     · Брянск
     · Бурятия
    Владимир
     · Волгоград
     · Вологда
     · Воронеж
     · Дагестан
     · Еврейская АО
     · Забайкальский край
     · Иваново
     · Ингушетия
    Иркутск
     · Кабардино-Балкария
     · Калининград
     · Калмыкия
     · Калуга
     · Камчатка
     · Карачаево-Черкессия
     · Карелия
    Кемерово
     · Киров
     · Коми
     · Кострома
     · Краснодар
     · Красноярск
     · Курган
     · Курск
     · Ленинградская область
    Липецк
     · Магадан
     · Марий Эл
     · Мордовия
     · Москва
     · Московская область
     · Мурманск
     · Ненецкий АО
    Нижний Новгород
     · Новгород
     · Новосибирск
     · Омск
     · Орел
     · Оренбург
     · Осетия
     · Пенза
     · Пермь
     · Приморье
    Псков
     · Республика Алтай
     · Республика Крым
     · Ростов-на-Дону
     · Рязань
     · Самара
     · Санкт-Петербург
     · Саратов
    Сахалин
     · Свердловская область
     · Севастополь
     · Смоленск
     · Ставрополь
     · Тамбов
     · Татарстан
     · Тверь
     · Томск
    Тула
     · Тыва
     · Тюмень
     · Удмуртия
     · Ульяновск
     · Хабаровск
     · Хакасия
     · ХМАО-Югра
     · Челябинск
     · Чечня
    Чувашия
     · Чукотка
     · Якутия
     · Ямало-Ненецкий АО
     · Ярославль
    Дальневосточный ФО
     · Приволжский ФО
     · Северо-Западный ФО
     · Северо-Кавказский ФО
     · Сибирский ФО
     · Уральский ФО
    Центральный ФО
     · Южный ФО
    Австралия
     · Австрия
     · Азербайджан
     · Аргентина
     · Армения
     · АТЭС
     · Белоруссия
     · Бельгия
     · Болгария
     · Бразилия
    Великобритания
     · Венгрия
     · Вьетнам
     · Германия
     · Греция
     · Грузия
     · Дания
     · ЕАЭС
     · Египет
     · Израиль
     · Индия
    Ирландия
     · Испания
     · Италия
     · Казахстан
     · Канада
     · Кипр
     · Киргизия
     · Китай
     · Куба
     · Латвия
     · Литва
    Молдавия
     · Монголия
     · Нидерланды
     · Норвегия
     · Польша
     · Португалия
     · Румыния
     · Сербия
     · Словакия
     · Словения
    СНГ
     · Таджикистан
     · Тайвань
     · Туркмения
     · Турция
     · Узбекистан
     · Украина
     · Финляндия
     · Франция
     · Хорватия
    Черногория
     · Чехия
     · Швейцария
     · Швеция
     · Эстония
     · Южная Корея
     · Япония
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности