Юрий Лужков объявил квас напитком города Москвы, породил рынок кваса и постарался сделать этот напиток национальным. Правда, он получился таким, от которого портятся желудки и отказывают почки. Теперь мэр развязывает войну среди квасных производителей.
“Ну какой русский не любит кваса!”, – решил в 1995 году московский мэр Юрий Лужков и создал в Москве квасной рынок. В канун 50-летия Победы он испробовал первый квас под названием “Победитель”. Затем столичные власти Москвы создали уж совсем свой квас “Русское бистро” (это предприятие принадлежит московскому правительству). Так все москвичи узнали, что их мэр любит не только холодную воду, но и забористый русский напиток.
Другие производители безалкогольных напитков в Москве тоже бросились производить квас. Но не потому, что его любит Лужков. Просто производители прикинули, что производить квас очень выгодно. Себестоимость натурального кваса (так называемого кваса брожения) — 6-7 руб. за литр. Покупателям его предлагают примерно по 15-17 руб. за литр. Еще выгоднее делать квас на химической основе. Себестоимость литра такого кваса — 2 руб. А розничная цена — в среднем 12 руб. Вот и вся любовь!
В итоге московские прилавки сейчас ломятся от кваса — “Московский”, “Монастырский”, “Очаково”, “Бородино”, “Довгань”, “Русь”. Однако большинство из этих сортов — химические напитки и к квасу не имеют никакого отношения. Возрожденный квасок стал напоминать скорее содержимое сливной ямы, а вовсе не целебный национальный напиток.
Несмотря на это, москвичи ежегодно выпивают до 15 млн литров кваса. Из них чуть больше половины — настоящего (сейчас на рынке квас брожения в основном представлен квасом “Очаково” — до 7 млн литров в год). Большинство из тех, кто производит настоящий дорогой квас брожения, остались неконкурентоспособны.
Но, похоже, производители качественного кваса смогли убедить Лужкова, что быть создателем рынка “помойки” стыдно. В итоге на прошлой неделе вице-премьер московского правительства Валерий Шанцев подписал распоряжение о создании ассоциации “Московский квас”.
С 1 января 2001 года в России начинают действовать новые, пролоббированные структурами, близкими к столичному правительству, ГОСТы на российский национальный напиток. Все, что не является продуктом брожения, не сможет называться квасом.
Производителям дорогого, но натурального напитка (а это компании “Московский квас”, “Русское бистро” и др.) дали зеленый свет. Зато подмосковные заводы (в основном именно они выпускают квас с химическими ингредиентами) и компания Coca-Cola, только что заявившая о своем намерении выпускать для русского рынка свой “химический” квас, сильно “попадают” на деньги. Согласитесь, плох тот мэр мегаполиса, который не пытается оказать поддержку предприятиям своего города, пусть даже в ущерб пригородам.
В итоге следующим летом мы будем утолять жажду “Победителем”, “Настоящим”, “Былиной”, “Очаковским”, “Русью” и, конечно же, “Русским бистро”. А “химикам” придется как минимум переименоваться, написать на упаковке правду о своем содержимом и заново завоевывать рынок.
А пока они там воюют, москвичи делают запасы из корочек ржаного хлеба. И вовсе не из-за квасного патриотизма правителей, который презирал еще Пушкин. А просто потому, что квас любят. /Газета.Ру, 13 октября/