Правительство Москвы подвело итоги эксперимента по введению “электронных кондукторов” в автобусах Зеленограда. К радости москвичей, они оказались такими неоднозначными, что в столице этот эксперимент повторять не будут.
В прошлом году в зеленоградских автобусах были установлены турникеты, аналогичные тем, что стоят в московском метро. Чтобы пройти в автобус, требовалась специальная карточка с магнитной полосой. Предполагалось, что теперь “зайцы” не смогут безнаказанно проникать в общественный транспорт, а особо продвинутые в знании копировальной техники граждане не обманут контролера поддельными удостоверениями и проездными. Как ни странно, в общем так и получилось - ежемесячная выручка транспортного предприятия выросла более чем в два раза.
Зеленоградцы явно не стали вдвое чаще ездить, просто хроническим “зайцам” пришлось оплачивать проезд наравне с честными гражданами. Кроме того, специальная система, развернутая одновременно с установкой турникетов, позволила наладить уникальный учет - теперь автопредприятие точно знает, сколько пассажиров ездит по каждому маршруту.
Более того, стало известно, в какое время автобусы переполняются, а в какое - “возят воздух”. Это позволило более рационально распределить автобусы по маршрутам и, соответственно, привести количество пассажиров к некоему среднему показателю. Как сказал префект Зеленоградского административного округа Анатолий Смирнов, “раньше жители жаловались на переполнение автобусов, а теперь - на нехватку сидячих мест”.
Выяснилось, что за год зеленоградцы совершают 60 млн поездок на своих 135 автобусах. Причем 32 млн раз они совершенно законно ездят бесплатно. А вот за полную стоимость (4 руб.) совершается всего 11 млн поездок в год. В среднем за одну поездку житель города платит примерно 1,3 руб. А, как вычислили транспортники, средняя себестоимость путешествия по улицам Зеленограда - 3,2 руб. Разница сейчас компенсируется из бюджетных средств, т. е. в основном из карманов все тех же работающих пассажиров, которые и так платят “по полной”. Новая система учета поездок позволяет с точностью до рубля определять суммы, “проезженные” пенсионерами, инвалидами, военными и другими льготниками, и предъявлять счета для оплаты в соответствующие органы.
Еще один неожиданный, но радостный эффект проявился уже по ходу эксперимента. Увеличение доходов транспортников позволило вдвое поднять зарплату водителей автобусов - с 6 до 12 тыс. руб., что остановило их повальное бегство с предприятия.
Казалось бы, все замечательно, но проблемы появляются, как только речь заходит о деньгах. Чистый эффект от нововведений (за вычетом дохода от увеличения тарифов) за год составил около 30 млн руб. А вот расходы на эксперимент - почти 71 млн. Кроме того, эксплуатация довольно сложного оборудования ежегодно требует значительных затрат на поддержание его работоспособности. Так что экономический эффект замены контролеров и кондукторов турникетами остается под большим вопросом. Как заметил Юрий Лужков, Москва не в состоянии “сделать этот эксперимент нормой”.
Действительно, введение “электронных кондукторов” в масштабах столицы потребует миллиардных инвестиций, которые не предусмотрены в бюджете - ни в этом, ни в следующем году.
Кроме экономической неэффективности, есть и еще одна нерешенная пока проблема. В конструкции большинства автобусов не предусмотрены никакие турникеты. Передняя дверь, через которую вынуждены входить все пассажиры на остановках, слишком узкая и неудобная. Хотя, по словам чиновников, народ уже привык и перестал жаловаться, постоянные проблемы с проходом в автобус - особенно зимой - никому не нравятся. К тому же это сильно увеличивает время остановки и, соответственно, общее время движения по маршруту.
Но известный своей изобретательностью московский мэр тут же нашел решение и этой проблемы. Он посоветовал разработчикам системы создать бесконтактного контролера, реагирующего на чиповую карточку, “хоть у женщины в сумке лежащую, хоть у лыжника в рукав вшитую”, как выразился градоначальник. Правда, как сделать так, чтобы “заяц”, не вшивший пока карточку, не проник в автобус, мэр не пояснил. С другой стороны, не все же Лужкову думать, пусть ученые постараются.
Вообще же перспективы электронизации городского транспорта в Москве представляются весьма смутными. Как по ходу обсуждения пробормотал Юрий Лужков, “может, кондукторы все-таки проще”? (Газета.ру, 18.06.2002)