Деловая пресса

Главная

О проекте

Партнеры

Рассылка

Свидетельства СМИ

Реклама

Контакты

Публикации

Разместить информацию
Портал электронных
средств массовой информации
для предпринимателей


Поиск
Расширенный поиск


ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ


Бизнес за рубежом



Новости электронной коммерции



Российские политические портреты



Новости малого бизнеса



Вести Отечества



Новости Cистемы ММЦ



Внешнеэкономическое обозрение



Россия выбирает



Торговая неделя



Москва: мэр и бизнес



Новые технологии



Налоги и бизнес



Бизнес и криминал



Деловая Москва



Лизинг Ревю



Маркетинг и практика предпринимательства





Налоги и бизнес

  номер 21 (264) от 27.05.2004 Архив


<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


УГОЛОВНАЯ БОЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

В декабре 2003 г. мы стали свидетелями очередных изменений УК РФ. Теперь в нем стало целых четыре статьи о налоговых преступлениях: 198, 199, 199.1, 199.2 Новое содержание прежних ст.ст. 198 и 199 и дополнительные составы ст.ст. 199.1, 199.2 приняты Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ. Указанные нормы призваны конкретизировать виды ответственности за налоговые преступления и исключить двоякое толкование закона при привлечении налогоплательщика к уголовной ответственности.

Действительно, в определении состава налоговых преступлений, наконец, появилась ясность. Но в правоприменительной практике по-прежнему много "узких мест". Ибо само налоговое законодательство остается чрезвычайно запутанным. В нем не так-то легко разобраться даже представителям налоговых органов, не говоря уж о простых гражданах. Суды по-прежнему при рассмотрении споров налогоплательщиков с государством находят множество ошибок в действиях налоговых, проверяющих и правоохранительных органов. Возбуждается множество уголовных дел, которые затем прекращаются за отсутствием состава преступления. Конституционный Суд РФ то и дело принимает решения о неконституционности тех или иных законодательных актов, касающихся налогового права.

А в самом налоговом ведомстве выходит столько нормативных актов, инструктивных указаний и других документов, что ни налоговые органы, ни граждане не успевают проследить за обновлением правовой базы и выработать правильную правоприменительную практику. Налогоплательщику проще не платить налоги, чем успевать приноравливаться к постоянным нововведениям. В одном из последних посланий Федеральному Собранию даже глава государства вынужден был отметить, что "частота вносимых в налоговое законодательство изменений явно превышает допустимый уровень. Это говорит о невысоком качестве работы. Это затрудняет планирование своей жизни всем - и государству, и предпринимателям, и гражданам".

Несмотря на то, что с 1 января 2004 г. был снижен налог на добавленную стоимость, отменены налог с продаж, целевые сборы на содержание милиции, жилого фонда, лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право торговли и ряд других налогов и сборов, - снижение и даже отмена некоторой налоговой нагрузки совершенно не сказались на положении налогоплательщика. Вне какого-либо изменения и реформирования остались драконовские ставки наиболее "ощутимого" народом единого социального налога (ЕСН), масштабы уклонения от которого наиболее велики.

Не были приняты меры к повышению защищенности налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. В частности, на них почему-то не распространено действие Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ (в ред. от 1 октября 2003 г.).

Таким образом, можно констатировать, что государство не создало для налогоплательщиков условий, при которых платить налоги выгоднее, чем уклоняться от них. Ныне действующие уголовно-правовые нормы позволяют уже сейчас начать преследовать большинство представителей малого бизнеса. Значительная часть предпринимателей страны как были, так и остаются заложниками деформированной налоговой системы, а новые меры уголовно-правового воздействия только усугубляют это положение.

Что толку вводить уголовную ответственность за налоговые деликты там, где присутствует всеобщее неуважение членов общества к налоговой политике государства и где каждый считает своим долгом или откровенно уклониться от этой несправедливости, или изобрести более-менее приемлемые варианты снижения налогового бремени?!

Налоги не платят не только рядовые граждане, но и руководители предприятий, и бухгалтеры, и министры, и депутаты, и другие даже самые высокопоставленные государственные и муниципальные чиновники, которые имеют хоть какое-то отношение к бизнесу (собственному или государственному), доходам, гражданско-правовым сделкам. При этом правоохранительные органы не в состоянии контролировать действия всех нарушителей и вынуждены действовать избирательно. Порочная практика произвольного применения закона (в т. ч. уголовного) - это уже не правосудие, ибо задачами ныне действующего УК РФ провозглашены: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, а также предупреждение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК РФ).

Как видим, охрана прав и свобод человека и гражданина в ряду других задач уголовного судопроизводства поставлена на первое место. Произвольное же применение закона, т. е. по произволу власти, и охрана прав и свобод взаимно не сочетаются друг с другом, более того, противоречат друг другу, ибо в этих понятиях речь идет о кардинально противоположных категориях.

При оценке налогового деяния сегодня, так же как и вчера, отсутствуют комплексный уголовно-правовой и социально-экономический подход и анализ поступков и влияющих на их совершение условий реальной жизни налогонеплательщика, общества в целом. А это значительно и неоправданно увеличивает роль чиновника, осуществляющего уголовное преследование ведущего проверку, следствие, обеспечивающего прокурорский надзор или правосудие. Более того, произвольность (выборочность) применения уголовного закона о налоговых преступлениях сегодня даже "усовершенствована". При этом "усовершенствование" сделано не в пользу самого общества, а в пользу чиновников налоговых и правоохранительных органов. Новацией является то, что из УК РФ исключили возможность избежать уголовного наказания тем, кто способствовал раскрытию преступления и полностью возместил причиненный государству ущерб. Теперь прекратить уголовное преследование станет намного сложнее. А значит, и размеры взяток за прекращение уголовных дел возрастут в разы.

Новый уголовный закон о налоговых преступлениях, принятый в отрыве от социально-экономической ситуации в стране, без каких-либо существенных изменений в налоговой сфере и без ликвидации экономических условий для массового уклонения от налогов, создал довольно благодатную почву для расширения коррупции, злоупотреблений правоохранительных и налоговых органов.

/Бизнес-адвокат, 21.05.2004/




<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>


 
БЕСПЛАТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ

  • ДОБАВИТЬ коммерческое предложение

  • ОПУБЛИКОВАТЬ информацию об организации

  • ОСТАВИТЬ заявку на кредит / инвестирование

  • РАЗМЕСТИТЬ объявление о покупке / продаже бизнеса

  • РАЗМЕСТИТЬ информацию о вакансии

  • Бесплатные сервисы онлайн



    КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
    на 27.10.2020
    USD76,4443-0,0224
    EUR90,4489+0,0347
    E/U1,1832+0,0008
    БВК82,7464+0,0033
    Все валюты

    ПОГОДА 
    Россия, Московская обл., Москва
    днем
    ночью

    (прогноз)
    Погода в России и за рубежом

    ВАШЕ МНЕНИЕ



      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
    Правила републикации
    материалов сайтов
    НП "НДП "Альянс Медиа"

    Политика конфиденциальности