ЛОМОВОЙ БИЗНЕС

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
ЛОМОВОЙ БИЗНЕС

Пионеры уже давно не собирают металлолом. И не потому, что юные ленинцы перевелись как класс. Дело в том, что к покрытым ржавчиной металлическим чушкам никакого пионера не подпустят. Этим бизнесом теперь занимаются куда более серьезные люди. Ведь продажа металлического вторсырья, по оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, приносит теневикам как минимум $1 млрд. ежегодной прибыли. В ближайшее время Государственная дума приступит к рассмотрению законопроектов о регулировании заготовки и экспорта лома черных и цветных металлов. В результате рынок имеет шанс перейти под контроль государства.

Новые пионеры

Историями о разобранных рельсах или снятых с постаментов бронзовых изваяниях уже давно никого не удивишь. Металлолом воруют и вывозят за рубеж эшелонами. По статистике Государственного таможенного комитета, с 1994 по 1998 год экспорт алюминиевого лома вырос более чем в 135 раз, а медного - в 50 раз. Только за прошлый год из страны ушло лома меди 354 тысячи тонн, алюминия 366 тысяч тонн, никеля 6 тысяч тонн. Больше всего (свыше 7 млн. тонн) вывезено лома черных металлов. Однако, по данным западной прессы, официальные российские оценки "бегства" лома за границу явно занижены. Ведь они основываются на анализе только легального сегмента рынка вторметалла, составляющего не более 40%. Оставшиеся 60% приходятся на теневиков. Откуда такой бешеный интерес к металлолому, который при советской власти собирали разве что не из-под палки? Объяснение очень простое. Продажа чугунных или медных болванок - дело не просто прибыльное, а сверхприбыльное. По рентабельности оно, конечно, с наркотиками или контрабандой оружия конкурировать не может, но вот, к примеру, с нефтью - вполне. Как утверждают эксперты РАН, доморощенные теневики приобретают лом черных металлов в зависимости от качества по цене от $5 до $20 за тонну. А на самом "дорогом" рынке - американском - его стоимость составляет около $100 за тонну. Даже с учетом транспортных расходов, которые могут доходить до половины продажной цены, рентабельность такого бизнеса от 100% до 200%.Пройти мимо подобных прибылей вряд ли кто в состоянии. Тем более что для их извлечения никаких сверхусилий не нужно. Типичная схема "серого" сбора металлолома крайне примитивна и не требует почти никаких затрат. Для организации бизнеса нужна всего лишь палатка со складской площадкой, весы, пара сортировщиков и, если не считать неизбежных в любом виде бизнеса отчислений разного рода "крышам", - ничего больше. Скупкой и вывозом металлолома за рубеж разрешено заниматься физическим лицам, которым для совершения экспортных операций лицензий вообще не требуется. Поэтому неудивительно, что, как утверждают в Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, в 1998 году было совершено свыше 30 тысяч незаконных операций, связанных с хищениями и заготовками металлолома, а за первое полугодие этого года - свыше 20 тысяч. И раскрываемость подобных преступлений, по данным самого же МВД, не превышает 10%. Убытки хозяйствующих субъектов исчисляются сотнями миллионов. Одни только железные дороги за первые шесть месяцев нынешнего года потеряли на кражах цветного металла более 20 млн. рублей.

Лоббисты утиля

Объяснить нынешнюю ситуацию с экспортом металлолома исключительно равнодушием властей и стремлением теневых бизнесменов к сверхприбылям трудно. Дело в том, что есть еще одна сторона, крайне заинтересованная в сохранении "ломового" беспредела, - иностранные металлургические гиганты. Их интерес вполне понятен. Скажем, выплавить сталь из лома примерно на треть дешевле, чем из руды. К тому же переплавка металлолома гораздо безопаснее в экологическом отношении. А потому дешевый российский лом многим западным производителям крайне необходим. (ПРОФИЛЬ, 20.09.1999)

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>