КАМЧАТКА: УТВЕРЖДЕНЫ ПЛАНЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>
КАМЧАТКА: УТВЕРЖДЕНЫ ПЛАНЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК
Прокуратурой края совместно с УВД по Камчатскому краю СУ Следственного комитета при прокуратуре РФ по Камчатскому краю, Управлением ФСБ России по Камчатскому краю, УФНС России по Камчатскому краю 24.09.2010 утвержден План совместных мероприятий по усилению борьбы с преступностью в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на 2010-2011 годы.
В соответствии с пунктом 1 Плана аппаратом прокуратуры края во взаимодействии с Камчатским Управлением федеральной антимонопольной службой в октябре текущего года проверено соблюдение законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд государственными заказчиками Камчатского края.
Проверкой Министерства образования и науки Камчатского края установлено, что указанным государственным заказчиком в истекшем периоде 2010 года размещено 156 государственных заказов. Сплошной проверкой указанных государственных контрактов выявлена порочная практика заключения наряду с государственными контрактами гражданско-правовых договоров без соблюдения процедуры, установленной гражданским законодательством. Сторонами таких договоров выступают получатель товара (образовательное учреждение, для нужд которого размещен заказ) и поставщик. Дальнейшее исполнение обязательств осуществляется в рамках указанных гражданско-правовых договоров, о чем свидетельствуют акты приемки-передачи поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Вместе с тем такие акты не являются доказательствами выполнения условий государственных контрактов, и соответственно государственные контракты являются неисполненными. Платежные документы также не свидетельствуют о надлежащем исполнении государственных контрактов, поскольку в качестве основания оплаты в них указаны ссылки на гражданско-правовые договоры.
Согласно части 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. В нарушение требований части 1 статьи 529 ГК РФ, согласно которой государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику и покупателю (образовательному учреждению) извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), которое является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, такие извещения государственным заказчиком за период 9 месяцев 2010 покупателям и поставщикам (исполнителям) не направлялись. В связи с чем заключение гражданско-правовых договоров на поставку не соответствует предъявляемым законом требованиям.
Кроме того, установлены факты изменения гражданскими договорами условий государственного контракта. Так, протоколом разногласий к договору № 237/1 от 12.04.2010 на поставку телекоммуникационного, специализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения для оснащения центра дистанционного обучения детей-инвалидов, предусмотрено условие, согласно которому положения данного договора, касающиеся поставки, оплаты товара, ответственности сторон, отменяют аналогичные условия Государственного контракта № 69/1 от 12.04.2010, заключенного с Министерством образования и науки Камчатского края.
Вместе с тем возможность изменения условий указанного контракта законом не предусмотрена. Кроме того, в силу части 1 статьи 525 гражданского кодекса Российской Федерации договор поставки должен заключаться исключительно в соответствии государственным контрактом. Аналогичные положения содержит гражданско-правовой договор, заключенный в рамках государственного контракта № 68/1 от 12.04.2010.
В нарушение части 12 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ государственный контракт на оказание услуг по организации летнего оздоровительного лагеря № 94/01 от 28.05.2010 не содержит обязательного условия о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Кроме того, в нарушение вышеуказанной нормы закона, в некоторых государственных контрактах (государственные контракты №12/01 от 10.01.2010,№ 49/01 от 12.04.2010) содержатся положения, согласно которым приемку товаров осуществляет не сам заказчик, а подведомственные ему образовательные учреждения.
Имеют место условия контрактов, не в полной мере отвечающие требованиям Федерального закона № 94-ФЗ. Так, пунктом 3.4. государственного контракта на монтаж узлов тепловой энергии и горячего водоснабжения ПКГО «Паланский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 84/01 от 28.04.2010 указано, что государственный заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить цену контракта по согласованию сторон без изменения предусмотренных контрактом объемов работ и иных условий исполнения контракта. Вместе с тем частью 4.1. статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрена возможность изменения цены только в сторону снижения.
В нарушение требований пункта 9 статьи 43 Федерального закона № 94-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок на поставку мебели для Центра дистанционного образования детей-инвалидов Камчатского края (государственный контракт № 102/01 от 11.06.2010) не полностью указан адрес места подачи котировочных заявок. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой края министру образования и науки Камчатского края 19.10.2010 внесено представление об устранении нарушений требований закона, а также причин и условий им способствующих.
При проведении аналогичной проверки в Агентстве по ветеринарии Камчатского края также выявлены нарушения требований законодательства в сфере размещения заказов. Так, в нарушение требований части 8 статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ государственные контракты № 04-21/08 от 26.08.2010, №04-21/04 от 26.04.2010 на поставку биопрепаратов, медикаментов и диагностикумов для проведения противоэпизоотических мероприятий в Камчатском крае не содержат условие о сроке поставки. Вместе с тем в извещении о проведении запроса котировок по контракту от 26.08.2010 такой срок определен (20 дней с даты подписания договора). Фактически договор исполнен с нарушением 20 дневного срока, что подтверждается актом приема передачи от 26.09.2010. При этом, меры, направленные на привлечение поставщика к ответственности, Агентством не приняты. В целях устранения указанных нарушений, а также причини и условий им способствовавших, руководителю Агентства 19.10.2010 внесено представление. Всего за 9 месяцев 2010 года прокуратурой края в данной сфере правоотношений выявлено 123 нарушения законодательства, опротестовано 22 незаконных правовых актов, которые приведены в соответствие, внесено 42 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 18 виновных должностных лиц, предостережено 7 лиц, по постановлениям прокуроров 6 лиц привлечены к административной ответственности, в арбитражный суд направлено 7 заявлений, 2 из которых находятся на рассмотрении, 2 рассмотрено и удовлетворено, 2 прекращено в связи с добровольным исполнением требований прокурора. В соответствии с Планом совместных мероприятий по усилению борьбы с преступностью в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на 2010-2011 годы, прокуратурой края проверка соблюдения законодательства в сфере размещения заказов организована на постоянной основе.
<< предыдущая статья     оглавление     следующая статья >>